Неадекватность применения теории изоморфизма для объяснения психического механизма восприятия
Л.М.Веккер сделал попытку применить для объяснения механизма восприятия теорию изоморфизма, разработанную в теории систем для математического описания передачи сигналов в технических устройствах [38].
В этой теории шкала уровней изоморфизма иллюстрирует формирование конкретного образа объекта — от метрического инварианта до обобщенного фрагментарного, который отражает только типологию объекта — топологического инварианта. Топологический инвариант, который формируется, в частности, при условии наличия помех в передаче сигналов, представляет собой в максимальной степени обобщенный образ объекта, отображающий только соседство элементов, пространственную трехмерную непрерывность. Шкала уровней изоморфизма от топологического через проективный, афинный, изоморфизм подобия к метрическому отражает степень снижения обобщенности и образа до конкретного тождества образа объекту. На уровне метрического инварианта И.Акишиги занимавшийся исследованиями перспективного пространства, пришел к выводу, что формы перцептивной константности, доходящие до метрического инварианта, представляют собой частное проявление закона сохранения информации, — психический образ на уровне метрического инварианта несет максимальную информацию об объекте. Психический образ на уровне топологического инварианта несет минимум информации об объекте.
Л.М. Веккер пишет, что из иерархического принципа организации школы уровней изоморфизма следует, «что помехоустойчивость пространственно-временных компонентов сигнала прямо пропорциональна степени его обобщенности. Более общие структурные характеристики, которым именно в меру их большей общности соответствует и большая частота встречаемости (вероятность), являются более прочными и устойчивыми, т.е. менее подверженными разрушающему воздействию помех, чем свойства менее общие, менее частые (вероятные) и воспроизводящие индивидуальную специфичность источника» [т. I, 38, с. 107].
Происходящий по мере приближения к метрическому изоморфизму рост полноты снятой неопределенности заключает в себе типичную антиэнтропийную тенденцию. Противодействие естественной термодинамической тенденции к потере упорядоченности, развивает дальше эту мысль проф. Л.М. Веккер, как вытекает из общих принципов термодинамики, «может быть достигнуто лишь за счет специальных энергетических затрат. Из этого теоретически следует, что энергетические эквиваленты информационных структур сигналов, находящихся на разных уровнях изоморфизма, должны быть разными и должны увеличиваться по мере прохождения по строкам иерархической матрицы — от топологического инварианта к метрическому» [I, 38, с. 108].
Л. Бриллюэн тоже связывал декодирование с термодинамической обратимостью. Изоморфизму образа соответствует термодинамическая изоэнтропийноеть, а из изоэнтропийнос-ти следует и изоэнергетичность. Итак, образ объекта на уровне метрического инварианта содержит максимум информации об объекте и несет максимум потенциальной энергии, как результатов антиэнтропийной тенденции в носителе личности. Максимально обобщенный на уровне топологического инварианта, содержит минимум информации и минимум энергии, как результат менее интенсивной антиэнтропийной тенденции в носителе. Экспериментальные данные, подтверждающие эти теоретические прогнозы, Л.М. Веккер представил в своей монофафии [38]. Теория изоморфизма передачи сигналов, модифицированная Л.М. Веккером для объяснения психического механизма восприятия, вероятно, адекватна в описании кодирования и передачи сигналов: отражение сигнала объекта нервным сигналом. Это та часть перспективного процесса, где происходит ретрансляция внешнего сигнала во внутренний сигнал (возбуждение нервного волокна происходит при прохождении по нему электрического импульса, возникшего в рецепторе под действием стимула внешней среды). Фактически это описание физиологического нервного процесса. •
В 60—70-х годах нашего столетия, в период бурного развития кибернетики, бионики, теории систем, теории и практики технического моделирования живых систем, вычислительной техники шла очень оживленная научная дискуссия на тему
«Может ли машина мыслить?». Большие успехи в области создания технических автоматов, моделирующих функции человека, когда «робот» мог реагировать на сигналы внешней среды, передвигаться в пространстве, «решать» задачи, спровоцировали рассуждение об «эпифеномене» сознания [II]. Непонятно стало, зачем человеку сознание, если робот выполняет много «человеческих» функций, а сознания у него нет. Бассин писал, что в итоге мы оказались перед лицом очень своеобразного и крутого поворота в развитии идей. Если раньше на протяжении десятилетий шел спор о реальности неосознаваемых форм психической активности, и права на вход в науку добивалось «бессознательное», то в 60-х годах, как это ни парадоксально, в аналогичном положении оказалась категория сознания, поскольку именно в отношении ее возникли сомнения:
отражает ли она реальный регулирующий фактор психической активности или всего лишь функционально бесплодную тень, эпифеномен мозговой деятельности [II].
Такое направление в нейрофизиологии, как теория «биологического регулирования» заняло в отношении психологии своеобразную и противоречивую позицию. С одной стороны, теория, биологического регулирования широко использовала методы,, фактические данные, терминологию и принципиальные установки психологического анализа. С другой же стороны — не оставляла места для собственно психологических категорий как факторов, которые регулируют исследуемые процессы. Противники уравнивания человека с автоматом утвер* ждали, что сознание человеку дано для того, чтобы принимать решения, творить, любить, чего никакой автомат в принципе никогда не сможет. Кратко резюмируя разностороннюю аргументацию, можно утверждать, что человек от машины отличается некоей «внутренней активностью». В этом внутреннем скрытом невидимом мире происходит принятие решения, свободное преодоление заданности ситуацией, выход за ее пределы. Выше мы уже описали наличие этой активности через введение 3-й координаты психического акта, в том числе и перцептивного акта.
Человек «некоторым образом» отличается от телевизора. Теория изоморфизма показывает аналогию процессов, происходящих в телевизоре и той части перцептивного физиологического процесса, которая заключается в возникновении кода
объекта на сетчатке глаза. Фактически, телевизионная система это дистактный глаз, не более того. А все самое «специфически психическое» «начинается» после прохождения серии первых импульсов по перронам мозга. Л.М. Веккер показал, что такое «психический образ» и где он образуется, но нам все равно до сих^пор непонятно. А в нервной ткани мозга мы воспринимаем его то как «стул», то как «цветок», то как лицо любимого человека. Это до сих пор «тайна».
Для описания отличия человека от «телевизора» (или любого другого технического устройства, моделирующего ту или иную психическую функцию) надо вводить 3-ю координату внутренней активности, которая является дополнительной «собственно психической» в данном случае к рассмотренным преобразованиям сигнала-кода при прохождении его по уровням изоморфизма. Разрабатывая теорию сигналов для описания возникновения психического образа, Л.М. Веккер сам «забыл» постулированное им же «3-е свойство психического» — активность, и в результате «невидимости» психического и игнорирования его собственной активности и произошло то «слипание» нервного с психическим,: которое и является грубой ошибкой материалистов. Когда человек интериоризирует объект в форме психического образа, он его называет, присваивает ему имя. Вот что по этому поводу сказал Л. С. Выготский: «То, что возникает к началу образования речи у ребенка, есть не открытие, что каждая вещь имеет свое имя, а новый способ обращения с вещами, именно их называние» [46, с. 15].
Осознавание переживания в стадии нерасчлененного субъект-объектного знания выступает как в высшей степени сложная форма психологической активности. Важнейшей предпосылкой ее формирования является достаточная степень развития способности к обобщению и к фиксации обобщений, достигающих уровня истинных понятий в речи.
Если вспомнить, что имя вскрывает сущность объекта, его логос, то становится очевидным, что «называние» = узнавание — это достаточно сложный психический процесс.