Эмпирические характеристики психической реальности
Сомнения в познаваемости мира, сформулированные субъективным идеализмом и агностицизмом, побуждают обратиться к анализу психологического механизма познания мира человеком.
Познание мира как формирование внутренней модели мира у человека происходит путем переработки и осмысления той информации, которую он получает из внешнего мира. Получение информации через ощущение, через органы чувств является первым «кирпичиком» психики, тем самым элементарным явлением, которое квалифицируется как психическое. Ощущения отражают свойства внешней, «объективной» реальности. Следующей «ступенькой» психической феноменологии является «образ» предмета, вещи, объекта как результат процесса восприятия. Можно выделить несколько видов или форм информации, воспринимаемой и, соответственно, воспроизводимой человеком — в форме образа, понятия и символа (знак можно считать промежуточной, переходной формой между образом и понятием).
Выше уже говорилось о теснейшей взаимосвязи онтологического и гносеологического рассмотрения психической фено-
менологии, когда «на передний план выступает то гносеологический, то психофизиологический аспект проблемы»,по словам С.Л. Рубинштейна [150].
И вышеприведенный анализ как раз показал, что спецификой психической феноменологии является именно ее способность к отражению внешнего мира, или, если перефразировать — отражение внешнего мира некоей «особой реальностью» — это и есть психика. Конечно, психическое отражение не тождественно допсихическому отражению, которое присуще другим формам материи. Свойства психической реальности, которые Л.М. Веккер описал на эмпирическом уровне, как раз и выявляют именно «способность» психики к отражению и, тем самым, к познанию мира [38].
Такими свойствами психического являются следующие:
1. Проекция — отнесенность процесса, совершающегося в анализаторе, к координате объекта, внутренний процесс, протекающий в органе — носителе, в конечных результативных параметрах «скроен по образцам свойств внешнего объекта» — парадокс предметности или «объектной» структуры субъективных состояний.
2. Неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений субстрата и формулируемость их на языке свойств объекта.
3. Психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.
4. Свободная активность психического процесса, которая прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов, ни из физики и социологии внешнего окружения.
1. Первое свойство психического, сформулированное Л.М. Веккером — парадокс предметности — утверждает познаваемость мира человеком через отражение объекта в состояниях органа субъекта.
2. Второе свойство психического — «неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке "субстрата"» — четко показывает нетождественность психического и физиологического процессов. Это то, на что указывали и субъективные идеалисты, и монисты, и дуалисты — несводимость психических явлений к физическим.
3. Но в то же время формулировка третьего свойства психического — его недоступности прямому чувственному наблю-
дению — обращает внимание на то, что именно вследствие этого свойства, как бы слипания физического и психического, часто совершается грубая ошибка отождествления этих двух реальностей. «Невидимость» психического способствует подмене психической реальности физической или отрицанию самостоятельности ее онтологического статуса. Психическое объявляется «свойством» физического. К сожалению, Л. Век-кер, сформулировав «признаки» психического, как мы увидим дальше, не избежал этой ошибки, отождествив «сигнал» и «психический образ».
Недоступность психических процессов также самонаблюдению связана часто с их неосознаваемостью. Ж. Пиаже по этому поводу говорил, что результаты активности, направленной на познание, осознаваемы в некоторой степени, а ее внутренние механизмы полностью или почти бессознательны. А. Бине также считал, что мышление — это бессознательная деятельность ума.
Когнитивное бессознательное, по мнению Ж. Пиаже, составлено из сенсомоторных и операциональных схем, организованных в структуре. Он признает изоморфизм между органическими нейронными схемами и логико-математическими операциями, но не между фактами сознания [139].
«Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира, т.е. как область физиологических и психологических реакций, которыми организм отвечает на сигналы, без того, чтобы весь процесс этого реагирования или отдельные его фазы осознавались.
Учение о работе мозга многим обязано современному ней-рокибернетическому подходу, использующему свойства логических сетей или конечных автоматов, за возможности, которые этот подход создает для понимания функций мозга, имеющих отношение главным образом к процессам переработки информации. Было бы, однако, ошибкой противопоставлять этот подход теории активности сознания, разработанной нейропсихологией.
Нейрокибернетическое направление выступает сегодня как имеющее гораздо более близкое отношение к теории неосознаваемых форм высшей нервной деятельности, чем к учению о сознании. Но в этой ограниченной области его методы и понятия представляются очень важными.
Современная нейрокибернетика налагает своеобразное «вето» на использование категории «сознания». Разрабатываемая ею теория мозговых механизмов не апеллирует к этому понятию. Создается поэтому впечатление, что многое из установленного нейрокибернетикой в отношении принципов организации и закономерностей мозговой активности относится скорее к теории неосознаваемых форм высшей нервной деятельности, чем к теории сознания. Так А.Н. Колмогоров считал возможным непосредственно аналогизировать между работой моделирующих машин особого типа и неосознаваемой умственной деятельностью человека, лежащей в основе процессов художественного и научного творчества. Т.о., функционирование компьютерных устройств, очевидно, изоморфно работе мозга, которую можно описать как высшую нервную деятельность, но ни ее, ни компьютерные операции нельзя отождествлять с психической реальностью.
Четвертое свойство психического в теории Л.М. Векке-ра — свободная активность.
Человек при восприятии информации не является пассивным существом, а проявляет встречную активность. Информация всегда субъективна, поэтому одна и та же «мера» информации у одного может вызвать эмоциональный шок, у другого — незначительную реакцию, а для третьего вообще не являться информацией как новым знанием (например, предложение «Волга впадает в Каспийское море» не для многих является информацией).
Осознание субъектом внешней реальности никогда не носит характера пассивного, мертвенно-зеркального отражения. Сам факт осознания объектов внешнего мира как предметов уже выражает существование определенного отношения познающего субъекта с этим объектом и, следовательно, неразрывную связь «осознания» с этим «отношением». Информация не пассивно воспринимается человеком, но активно перерабатывается, интерпретируется, включается в уже имеющуюся систему знаний.
И даже получение новой информации, нового знания зависит от того, каким образом мы пытаемся его получить, каким образом ставим вопрос. Это хорошо известно физике как антропный принцип.
Первые попытки осознания того, что затем стали формулировать в науке как антропный принцип, вероятно, можно найти у Маха, который еще в 1886 г. говорил, что физика — это наука об ощущениях. Но, вероятно, по праву к прародителям антропного принципа можно отнести субъективных идеалистов — Беркли, Фихте, Юма.
Антропный принцип — это учет особенностей человека-наблюдателя в экспериментальных исследованиях или в теории познания. Об антропном принципе громко заговорили физики, когда обнаружили, что применение понятий, используемых при описании явлений, существенно зависит от условий наблюдения (Н. Бор). По этому поводу К. Копейкин пишет, «что соотношения неопределенности описывают границы нашего видения мира, обусловленного способом нашего вопрошания...» [93, с- 43] Мы можем видеть лишь то, что соответствует нам, т.е. мир таков, каким мы его видим. И то, что выше говорилось о субъективности информации — это проявление того же антропного принципа в психологии.