Категория «информации» в науке и современной философии
«Знание» как итог и результат человеческого процесса познания-мышления является основной категорией гносеологии. Знание — это осознанное человеком отражение реальности,
Человек существует в мире не изолированно, он является естественным звеном этого мира и связан с ним бесчисленным количеством связей. Человек есть микрокосм, отражающий в себе макрокосм. Взаимодействовать с миром он может, только отражая этот мир в себе — между миром и человеком должно быть нечто общее. Таким «общим» моментом для мира и человека являются свойства мира, выступающие для человека как некие «сигналы», «знаки». Эти сигналы-знаки, усвоенные человеком, становятся информацией [лат. informare — составлять понятие о чем-либо]. Информация — это интериори-зованный мир в совокупности его свойств. Информация — это усвоенный психикой человека внешний мир в форме некоей внутренней идеальной схемы, модели. Информационный процесс рассматривается как специфическая связь — всегда есть источник и приемник информации.
«Информация, — пишет «отец» кибернетики И. Винер, — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств... и нашей жизнедеятельности в этой среде... Особенно — это значит жить, располагая правильной информацией» [41].
Внешний мир является источником информации для образования «внутреннего мира» человека. Одно из существующих и наиболее распространенных сегодня определений психики
(внутреннего мира человека) — базируется именно на способности к отражению объективной реальности. Человек в идеальной, «психической» форме ^ психике — создает мир в себе.
Информация, как сведения [ведение, ведать] о мире, при ее переработке — осмыслении — становится знанием мира, т.е. идеальной моделью мира.
Аристотель считал идею формой материальной вещи. В отличие от Платона, он считал, что идея слита с материей, находится внутри ее, а не вне. Материя и форма стали неотъемлемы и нераздельны, определяя друг друга. Т.о., знание как идеальная модель мира должно быть результатом целостного процесса отражения 3-х уровней реальности:
— свойств объективной, предметной, эмпирической реальности — феноменологии;
— отношений между объектами и явлениями, заданными в мире идей — идеального бытия, имманентного мира;
— смыслов существования мира и человека —Абсолютной Сферы.
В философско- психологических исследованиях описаны 3 основные формы знания, или 3 вида информации. Свойства эмпирической реальности отражаются в форме образа. Отношения между объектами и явлениями отражаются в форме понятий, ноуменов. Невидимая Реальность, Нетварное Бытие отражается в форме символов, символического познания.
Построение модели Видимого мира — цель науки.
Категория «информация» стала общей для ряда научных дисциплин к концу XX в., отвечая потребности общества в метанауке — науке наук. На роль такой метанауки претендует сегодня теория систем, предлагая системную модель мира. Категория «информации» является одной из центральных в этой
теории.
Н. Винер подчеркивал, что информация, хотя и неразрывно связана с материей (всякий информационный процесс имеет материальных носителей), но непосредственно не есть ни материя, ни энергия (вспомним функции неслиянности).
Информацию естественно считать математическим Уточнением определенных сторон универсального свойства отражения, указывал Б.В.Бирюков [21].
Кибернетика открыла «феномен» одинаковости закономерностей, определяющих процессы управления и переработ-
ки информации в самых различных системах. Одни и те же логико-математические законы описывают объекты различных уровней организации систем.
Универсальность категории «информация» определяется общностью ее для самых различных наук — биологии, психологии, физики, теории связи, кибернетики. В этих науках понятие «информации» используется как понятие «меры упорядоченности (определенности) сигналов носителя» [38] Л.М. Веккер, I т.
...Мера определенности объекта — носителя — это форма предела, предел формы объекта — идея, парадигма — каким быть данному конкретному объекту, т.е. то, что отличает данный объект-носитель от другого объекта-носителя.
Через констатацию отличия данного объекта от другого выделяется дискурс — суть данного объекта, его «ноумен».
Можно сказать, что один из видов «информации» — «понятие» — это выражение логико-научным языком того, что в религии и философии называется «идеей», «ноуменом». Т.о., можно увидеть, что между такой категорией науки, как — «информация» и такой категорией религиозно-философской мысли, как «логос» и «ноумен», «идея» имеется определенное сходство.
К усмотрению сходства или даже тождества понятий «логос» и «информация» предрасполагает и современная теоретическая физика.
Современные физики, развивая идеи Платона, утверждают, что мир материи — вторичный, является размытой тенью незримых протоструктур Мирового Разума (Ю.И. Куликов). Мир Высшей Реальности — это первичный мир идей, эидосов. По теориям Налимова В.В. [123], Лескова Л.В. [103], Вселенная бинарна, содержит 2 слоя реальности — мир материальных объектов и информационное семантическое поле. Таким образом, современные естественнонаучные представления о том, что первоосновой мира является информационная составляющая как Программа, Код развития или развертки во времени, не противоречат библейскому мифу о создании мира: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [Евангелие от Иоанна, 1.4].
Об информационном поле Земли говорил академик М.А. Марков, секретарь секции общей физики и астрономии АН СССР: «Информационное ноле Земли слоисто и структурно напоминает "матрешку", причем каждый слой связан
иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является кроме банка информации еще и регулятивным началом в судьбах людей и человечества» [170].
По мнению С.С. Хоружего, П. Флоренский уже в 20-х годах XX в. предвосхитил тот круг идей, который ассоциируется с информационной картиной мира. Введенное П. Флоренским понятие пневматосферы, одухотворенной вселенной, построенной на энергийных символах, позволяет все процессы передачи смысла в ней представить в терминах «передачи информации», «информационный код», «информационный поток» [199].
Информация обладает не только формальными (синтаксическими) содержательными (семантическими), но и ценностными (прагматическими) Характеристиками. Ценностную характеристику информации имеют такие ее формы, как «логос», «символ». Если объект-носитель информации осмыслен в координатах антропоцентричности мира, то он выступает как
а) логос, смысл — в котором отражено предназначение данного объекта для человека, или как
б) символ Христа — Мира Горнего в земном.
А.А. Харкевич вводил меру ценности информации, которая определялась возрастанием вероятности достижения цели человеком при получении данного сообщения.
А П.В. Симонов разработал даже информационную теорию эмоций, где эмоция выступала как компенсаторный механизм, восполнявший дефицит информации, необходимой для достижения цели [158].
Это все свидетельствовало о наличии особого вида информации, связанной со смыслом, но недостаточно отрефлекси-рованной в теориях информации. Можно сказать, что в процессе восприятия информации — свойств объекта — и в процессе дискурсивного мышления — образования ноуменов понятий — происходит интериоризация внешнего мира («втяги-вание» внешнего мира в себя человеком). Процесс же символизации — это экстериоризация итога не только внутренней модели мира, но и собственного отношения человека к этой сформированной в его внутреннем мире модели.
Если допсихическое отражение пассивно, то на психическом уровне отражение — это результат взаимодействия субъекта с объективным миром — это активный со стороны субъекта
процесс. С.Л. Рубинштейн писал: «Отражение — не статический образ, возникающий в результате пассивной рецепции механического воздействия вещи; само отражение объективной реальности есть процесс, деятельность субъекта, в ходе которой образ предмета становится все более адекватным своему объекту» [150, с. 39].
Если еще раз вернуться к идее антропоцентричности мира, то можно видеть, что она указывает на субъективность информации — информация существует только для человека, информации нет в мире, если нет человека. Утверждение субъективности информации возвращает нас к модели познания, предлагаемой субъективным идеализмом. Если нельзя согласиться с положением субъективных идеалистов о том, что внешний мир не является источником наших ощущений, то вместе с тем нельзя не согласиться с ними, что все явления сводятся к нашим ощущениям, которые всегда индивидуальны, субъективны. О несомненности этой истины пишет и такой великий русский философ как B.C. Соловьев: «что все наше внешнее познание, все, что дано в нашем физическом опыте, следовательно, весь наш физический мир определяется формами и категориями познающего субъекта — это великая и неопровержимая истина» [166]. Очень точно позицию христианского гносеолога выразил Н. О. Лосский в антиномичном высказывании: «...противоположные учения о субъективности ощущений и об их внетелесной транссубъективности (пассивный реализм) заключает в себе каждое и долю истины и долю лжи. Прав тот, кто относит ощущение к внешнему миру, однако прав и тот, кто утверждает, что ощущение не есть свойство воспринимаемого внетелесного объекта» [107].
По учению Н.О.Лосского, ощущение есть внутрителес-ный процесс, относящийся к миру не-я. Ощущения имеют характер «данности мне» — они не принадлежат воспринимаемому объекту, но входят в состав мира не-я. Субъективность в построении картины мира — процесса познания — подтверждается многочисленными научными данными.
Так, «субъективность» процессов восприятия показали эксперименты в гештальт-психологии: Кёлер отмечал, что форма наших образов не является зрительной реальностью, поскольку это скорее правило организации визуальной информации, рождающейся «внутри» субъекта. Как установлено в исследо-
ваниях гештальтистов, одну и ту же объективную ситуацию разные люди «видят» различным образом — организация зрительного поля приобретает качества разной формы. Другой представитель гещтальт-теории К.Левин утверждал, что элементы, единицы информации представляют целостные образы, т.е. изменчивые представления моего «Я», и тогда весь мир можно рассматривать как зависящий от точки зрения наблюдателя. Это и есть проявление субъективности информации.
Содержанием субъективного опыта, как показали, в частности, исследования И.С.Якиманской, выступают не только предметы, представления, понятия, умственные действия, но и эмоциональные коды, личностные смыслы, установки, стереотипы. Последние в очень значительной степени неповторимы, индивидуальны и именно через них «преломляются» познавательные процессы [220].
Мы не можем перечислить всю экспериментальную фак-тологию, накопленную в психологии и подтверждающую положение о субъективности информации, т.к. подобное перечисление потребовало бы большого объема и оказалось бы слишком утомительным. Наш субъективный опыт всегда является и основанием для построения теории. Вл. Соловьев убедительно показывает, что именно уникальный жизненный опыт Платона лег в основание целого философского направления — платонического реализма, представителями которого явились философы разных эпох и народов [166].
А. Мартынов приводит интересную мысль Л. Альтюссора:
«Теория есть специфическая практика, которая воздействует на собственный объект и ведет к собственному продукту — знанию» [112].
Антропный принцип, показывающий относительность познания, наглядно проявляется в психологии в многообразии в ней теорий и определений даже таких основополагающих категорий, как «личность», «интеллект».
Автор одного из новейших подходов в области исследования интеллекта, М.А. Холодная описывает 8 только крупнейших школ, разрабатывающих теории интеллекта и предлагающих его различное понимание [19б]. Такое многообразие теорий свидетельствует об отсутствии единого понимания природы интеллекта, а правомерность этого многообразия зиждется на частичной истинности каждой теории. Каждая теория
представляет фрагмент истины, а все вместе приводят автора к парадоксальному утверждению об исчезновении такой психологической феноменологии как интеллект. М.А. Холодная, предлагая новое понимание интеллекта как формы организации ментального опыта, ставит акцент именно на уникальности жизненного опыта каждого субъекта, не пытается вынести эту уникальность за скобки, как «помеху» объективации [196].
«Картины мира», построенные каждым субъектом на основе уникального жизненного опыта, обуславливают и ант-ропный принцип в науке, и глубину и широту конгруэнтного познания Мира человечеством. Христоцентричность мира указывает точно так же на субъективность символа — объект или знак не становятся символом, если их человек не видит таковыми.
Субъективность информации и символа можно рассматривать в 2-х ракурсах:
1) как осуществление заданной Логосом, Промыслом Творца взаимосвязи мира и человека через информационные параметры среды;
2) как зависимость от возможностей человека, способности конкретного субъекта к построению индивидуальной картины мира и нахождению смыслов существования.
Нельзя сказать, что в истории науки раньше не существовало «идеалистических» взглядов на природу информации, которая бы рассматривалась не только как «свойство материи». Обсуждались также вопросы о тождестве информации и знания, о субъективности информации.
В 60-е годыXX в. среди кибернетиков и философов происходила горячая дискуссия по поводу определения понятия «информация».
Так, например, Л.А. Петрушенко пишет, что в первые годы возникновения кибернетики имели место попытки использовать законы и положения теории информации для обоснования идеалистических взглядов [137]. Например, немецкий философ-идеалист Э. Васмут, отождествляя информацию и интуицию, объявлял информацию независимой от материального мира, присущей лишь живым существам и являющейся проявлением нематериальной духовной субстанции, божества. Принимать информацию может только душа, сердце человека, а источником информации является-Бог [137]. С точки же зре-
ния Л.А. Петрушенко и других советских ученых тех лет, информация — это определенное свойство материи, рассматривать ее как проявление нематериальной субстанции ни в каком ракурсе он не мог. Если же рассматривать «информацию» как результат способности человека воспринимать «свойства материи», то способность человека нельзя отождествить со «свойством материи» (хотя в рамках материалистической парадигмы мы, психика — это тоже «свойство материи»).
Ряд ученых пытались отождествить информацию со знанием, опытом, которые зависят от субъекта. Но, с точки зрения Л. Бриллюэна, одного из основателей теории информации, такое отождествление связано с общежитейским пониманием, «для которого у нас нет количественной меры». Ну, а раз «нет количественной меры», значит само понятие оказывается непригодным, поскольку не «помещается» в заранее заданные рамки. И.А. Полетаев определял информацию как: « — это то, что несет на себе след какого-то факта или события... то, что доставляет нам об этом факте сведения» [142].
С.Ф. Анисимов: «Информацией называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно» [8]. Слова «нам», «известно» придают понятию «информации» антропоморфный, субъективный характер. То, что является «новостью» для одних, совсем не является таковой для других субъектов. И.Н. Блох — «К информации относятся все сведения, получаемые человеком из внешнего мира при помощи органов зрения, слуха, осязания, обоняния» [22]. С.Г. Иванов отождествляет информацию и знание: «понятие информации означает знание о чем-то или о ком-то, т.е. представляет собой осознанное, осмысленное отражение в форме понятий и суждений человеческим мозгом тех или иных закономерностей внешнего мира. ...Принципиально невозможно оторвать информацию от мозга человека...» [75]. Отражение внешнего мира в форме понятия — это и есть знание — информация, с точки зрения С.Г. Иванова.
Эти авторы разграничивают понятие о «человеческой» информации (знании) как явлении «идеальном, психическом» и понятие «машинной» информации (условной сигнализации) как явлении «физическом, материальном».
Такой подход очень «обижает» тех ученых, которые занимаются информационным взаимодействием в технических ус-
тройствах. Знак равенства между информацией и знанием, с точки зрения Л.А. Петрушенко, таит опасность отрицания возможности использования понятия информации в технических системах. С его точки зрения, очень «страшно», когда получается, что теория информации гораздо ближе, скажем, к физиологии или теории познания, чем к математике или технике [137, с. 46].
Л. Бриллюэн как представитель технического подхода очень «гордится» (исключая всякое представление о ценности, истинности, качестве информации) — «нашу информацию (как эквивалент иегэнтропии) никогда не спутаешь с наукой или знанием. Такие ограничения весьма жестки, но это та цена, которую мы вынуждены платить за точное и объективное определение информации» [30, с. 31].
Именно характеристики истинности — сложности, важности (полезности) информации Л.А. Петрушенко и другие последователи кибернетического подхода считают антропоморфизмом, тормозящим «объективное» развитие науки, ошибкой, ведущей к идеализму и метафизике. Вспомним, что в те годы ничего страшнее такого обвинения в адрес советского ученого не могло быть! Явление информации не может быть сведено, по мнению Л.А. Петрушенко, к информации в общежитейском понимании — к знанию, т.к. кибернетические устройства не обладают знанием, не мыслят, хотя принимают и используют информацию. Частный вид информации, циркулирующей в технических системах, Л.А. Петрушенко предлагает сделать основополагающим признаком для определения более широкого класса явлений. Он делает вывод, что в определении информации «надо сохранить лишь некоторые наиболее общие черты» [137].
Таким образом, Л.А. Петрушенко предлагает «определение информации» не породовым признакам, а по «видовым» — «обстричь» все «родовое», что не помещается в «вазе», не общее сделать определяющим, а частное. Понятен возникающий отсюда соблазн и человека представлять как «техническое устройство» без всякого «субъективного фактора», который выступает только лишней помехой для стройной теории. Давайте объявим и сознание «эпифеноменом», ведь опыт такой уже имеется [II].
Итак, понимание субъективности информации, того, что она существует только при «наличии» воспринимающего ее
(сканирующего) субъекта, широкое распространение в науке сегодня антропного принципа (понимание того, что мир таков, каким его видит человек) — эти итоги научной рефлексии свидетельствуют об истинности богословского утверждения:
мир антропоцентричен, мир создан для человека.
В антропоцентричном мире все существует для человека. Логос — это парадигма каждой вещи и явления — смысл их существования для человека по Замыслу Творца. Информация — это открытие смысла существования «вещи» каждым субъектом. Логос — это Мысли Бога, информация — это мысль человека о Мысли Бога.