Идеалистическая парадигма о сущности и природе человека
II русло философской мысли — объективный и субъективный идеализм — в качестве природы человека рассматривает духовную субстанцию, которая объединяет в единое целое изменяющиеся психические состояния, находясь «вне», «позади» психической феноменологии.
Гегель рассматривает человека как духовную индивидуальность и описывает три стадии становления свободной индивидуальности как стадии «одухотворенной» индивидуальности. В процессе становления он различает ступени движения духа к субъекту.
На I ступени духовная индивидуальность выступает как природно обусловленная единичная сущность, «плененная телесностью», ещё «пустая и ничтожная».
На II ступени духовная индивидуальность «преодолевает» свою природность и единичность, наполняя себя социальным содержанием в ходе социальных отношений.
На III ступени духовная индивидуальность возвышается и над природным и над социальным, достигает уровня самосознания и таким образом освобождается от всего «внешнего», получая возможность самоопределения. Не имея возможности до конца самораскрыться во внешнем мире, духовная индивидуальность находит внутри себя основы своего существования. Гегель'придает самосознанию «Я» человека особое значение в реализации индивидуальности.
Большой интерес представляют воззрения на сущность человека философов-экзистенциалистов и представителей философской антропологии. В экзистенциализме имеются направления: материалистическое, которое представляют Ж. Сартр, А. Камю, и идеалистическое — Хайдеггер, Ясперс, Фромм. Один из первых экзистенциалистов Хайдеггер понимал ЭК-зистенцию как «нахождение во вне». Им экзистенция понимается экстатически, исходя из неоплатоновских представлений об «экстазе» — мистическом слиянии с божеством [127].
Истинная природа человека, по Ясперсу, трансцендентна. В Боге человек обретает опору, покой, устойчивость, цель жизни, всеобщность и целостность. Человек есть подлинное только как трансцендентное бытие, как «божественная сущ-
ность». Сама экзистенция возможна только в соотнесении с трансценденцией. Вот основные выводы, к которым приходит Ясперс [127].
Очень близкая мысль была в свое время высказана и Н. Бердяевым. Суть человека, по его мнению, заключается в способности выйти за пределы самого себя как социально-биологического существа и как-то отнестись к самому себе [17].
Один из основателей современной философской антропологии М. Шелер сущность человека определяет внеестествен-ным, вневременным принципом, который обозначается как «дух». Понять сущность человека, его дух, можно только, выяснив место человеческого духа в структуре бытия. Дух свободен от природы и внешнего мира, он есть принцип высшего порядка, который противостоит темным силам биологического «порыва». Личность связана с духом, есть форма его проявления. В сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает, позицию над ситуацией [168].
Таким образом, вне материалистической парадигмы человека представления об индивидуальности человека часто соотносятся с сущностью, экзистенцией, которая представлена духом.
В рамках идеалистической психологии всегда существовали понятия о душе, духе как о «вневременной» идеальной субстанции.
Согласно В. Штерну, внутри человека существует активное целеполагающее начало, организующее и объединяющее все свойства и функции личности в независимое индивидуальное целое. По мнению В. Штерна, сущность человека — его отношение к Богу; именно в отношениях с Богом происходит духовное возрождение индивидуальности — единства многообразного [214]. Такая телеологическая направленность индивидуализма В. Штерна объединяет его с теологией.
Э. Шпрангер, другой представитель «понимающей психологии», определял путь развития личности как ряд духовных превращений, направленных на реализацию идеальной духовной структуры, телеологически определяющей реальную душевную структуру [214].
У В.Джемса есть понятие естественной личности, которая состоит из элементов, образующих физическую личность, социальную личность и духовную. Для духовной личности харак-
терно стремление к духовному прогрессу: умственному, нравственному и искуплению греха [58].
У русских религиозных философов и идеалистических психологов психика отождествлялась с душой и рассматривалась как «деятельная нематериальная субстанция, сознающая себя» (Лопатин), «вневременная субстанция» (Грот), «душа есть во плоти действительный дух и простая, невещественная, бессмертная» (Галич).
Чтобы был понятен смысл представлений о природе психики и человека религиозных философов, необходимо рассмотреть богословское учение о человеке.
Для отечественной психологии наиболее целесообразно знакомство с национальной религией — восточным христианством.