Гуманистическое измерение современной цивилизации
Информационная цивилизация, идущая на смену индустриальному обществу, определяется не только принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и характером взаимодействия человека, техники и природы. В социально-экономическом смысле, делая ставку на новый средний класс, она подводит черту того огромного периода развития человечества, который определялся наличием классов. Происходящая социальная переориентация общественного производства и гуманизация трудовой деятельности при переносе центра тяжести на духовное производство объективно определяют возрастание роли и значения гуманизма в общественной жизни. Развитие информационной цивилизации требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием.
Вместе с тем, современное общество как бы вопреки логике исторического развития демонстрирует постоянные политические и военные конфликты, различные формы насилия, этнонациональную разобщенность и предубеждения, глубокие социально-экономические противоречия, религиозные и иные предрассудки. Создается впечатление, что значительная часть современного общества отказывается от гуманистических принципов, а профессионалы-идеологи забывают о наличии этой проблемы. В гуманитарно-идеологической литературе если и вспоминают о гуманизме, то при этом пытаются лишить его социально-политического смысла, свести содержание к психологическим, абстрактно-этическим, религиозным и другим проблемам. С таких позиций на Западе традиционно выступают представители экзистенциализма, персонализма, неотомизма и других направлений. Самым последним изданием такого подхода является концепция постмодернизма, которая, вобрав в себя наиболее слабые стороны западных философских учений, провозглашает абстрактные права и свободы человека, пытаясь его освободить от всего человеческого, отрицая науку, реальное наличие среды, в которой живет человек, его подлинные гуманные запросы и интересы. Постмодернизм — свидетельство духовного кризиса западного общества, который развивается как кризис культурно-антропологический.
Вместе с тем, на Западе многие ученые выступают в защиту подлинного гуманизма, пытаются обосновать его современное социальное содержание, поддерживают миролюбивые инициативы, ратуют за экономический и духовный прогресс, преодоление различных видов неравенства, национального угнетения, деления народов на исторические и неисторические. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовые проявления бездуховности, писал: «Одно из двух: или западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же Запад погибнет как и многие другие великие цивилизации».* Провозглашаемый сегодня на Западе гуманизм во многом существует лишь как отдаленная цель или абстрактный идеал, однако отдельные его элементы все в большей степени реализуются в силу объективного хода исторического развития, в связи с проводимой государственной социальной политикой, расширением возможностей получения образования, ростом социальной мобильности, решением отдельных программ глобальных проблем человечества. Встал вопрос о необходимости формирования системы гуманистических принципов поведения и деятельности в глобальных масштабах.
* Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 373.
Проблемы гуманизма приобрели особую актуальность в России. О путях преодоления кризиса и возрождения России на новой основе пишут и говорят в настоящее время достаточно много, однако общество до сих пор не имеет приемлемой модели его реформирования. Понятие «реформы» не наполнено конкретным социально-гуманистическим содержанием, а провозглашаемые в качестве лозунгов либо капиталистический, либо социалистический пути развития не отражают реалий сегодняшнего дня ни в России, ни в мировом сообществе. Не имея социального идеала и полагаясь на рыночный самотек, российское общество сталкивается с нарастающей деградацией социально-экономических, гуманитарных и интеллектуальных устоев.
В этих условиях особенно в тяжелом положении оказалась молодежь, у которой реформы отняли очень многое, ничего не дав взамен. Самоустранение нынешнего руководства от решения молодежных проблем является главной причиной распространения наркомании, алкоголизма, роста преступности, потери основополагающих духовных ценностей. Следствием отчуждения человека от его родовой сущности является растущий эгоцентризм, конформизм, нигилизм и другие деструктивные установки, несовместимые с содержанием гуманистической идеологии. Цивилизационный кризис в России усугубляется целенаправленной пропагандистской политикой средств массовой информации, направленной на уничтожение у людей исторической памяти, высоких социальных идеалов, замену подлинного гуманизма ваучерной идеологией.
Выход из сложившейся ситуации может быть найден на путях разработки и реализации модели общества социальной справедливости, которая исторически соответствует глубоким гуманистическим традициям, сложившимся в русской общественно-политической и философской мысли. В эту концепцию включается и теория рыночной экономики, которая должна определять механизмы социально-экономического и духовного функционирования информационного общества. Рынок должен быть справедливым и гуманным, и только тогда общество будет не деградировать, а развиваться.
Анализ проблемы позволяет сделать вывод, что гуманистические цели и идеалы определяются объективными законами социального и духовного бытия. Формируясь на протяжении веков, гуманизм в своем развитии отразил различные подходы к проблеме человека, его сущности и предназначении в зависимости от конкретно-исторических условий эпохи и страны, социально-политических установок субъектов общественной деятельности. Как специфическая система взглядов он включал в себя многообразные варианты представлений о человечности. Но гуманизм един, когда речь идет об отношении к человеку, о признании его ценности. Он немыслим без обращения к субъективности, а исходным пунктом его понимания является истина бытия. Эти характеристики гуманизма позволяют говорить о преемственности гуманизма как феномена духовного производства.
Вместе с тем, история общества свидетельствует, что наряду с гуманизмом имел место и процесс дегуманизации, который в разных условиях и эпохах приобретал различные формы и масштабы. Чаще всего фоном, на котором возникали подобные явления, служили социальное неблагополучие, неблагоприятные кризисные ситуации, амбициозные претензии повлиять на ход истории лидеров тоталитарных, фашистских и других режимов, моральное разложение правящей верхушки и др. Социальной средой дегуманизации являются маргинализация и люмпенизация общества, потеря духовных и нравственных ориентиров значительной его частью, крайний индивидуализм, ограниченность, прагматизм и т. д. Судьбы гуманизма в настоящее время во многом определяются социальной политикой правящего режима. Выталкивание массы населения за черту бедности, насаждение культа насилия через СМИ, оскорбительное отношение к народу, восхваление некой «элиты», все заслуги которой сводятся к уголовным деяниям, и другие деструктивные процессы в обществе подрывают его духовные основы, превращают гуманизм в идеологическую вывеску для прикрытия антигуманных деяний.
Поэтому суть современного гуманизма состоит не в том, чтобы провозглашать абстрактные права человека (некоторые правозащитники преуспели в этом), а его самого объявлять неким эталоном. Если гуманизм не связан с реальными жизненными проблемами, то он ущербен и опасен. Гуманизм — это не восхваление любой личности, а требовательное и ответственное отношение к ней на основе сочетания личных и общественных интересов. Гуманизм есть возвращение человеку человечности, и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социального статуса. Современный гуманизм отличается от классического, прежде всего, своей социальной направленностью применительно к условиям и технологическому уровню информационной цивилизации. Его содержание неразрывно связано с решением основных проблем человека, реализацией его физических и духовных возможностей. Он утверждается общественной значимостью человека на основе его активной целенаправленной деятельности, отражает интересы трудящихся слоев населения и составляет сущность общества социальной справедливости, идущего на смену уходящим в историю капитализму и социализму.
Литература
Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
Гуревич П. Гуманизм как проблема и как ересь // Своб. мысль. 1995. № 5.
Казначеев В. П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. М., 1991.
Константинов Ф.В. Маркс и гуманизм //Вопр. философии. 1983. № 10.
Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопр. философии. 1997. № 2.
Марсель Г. Люди против гуманности / Пер. с фр. // Филос. науки. 1994. № 1 - 3.
Моисеев Н. Рациональный гуманизм // Общ. науки и современность. 1992. № 3.
Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. М., 1975.
Фролов И. Новый гуманизм // Своб. мысль. 1997. № 4.
Человек — Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российск. философск. конгресса (4-7 июня 1997 г.): В 7 т. СПб., 1997.
СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ
1Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. С. 214.
2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 34. С. 137.
3Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. С. 9, 11.
4См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 175.
5См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 18.
6См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.С. 163.
7Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 50.
8См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 360; Т. 9. С. 229; Т. 11. С. 436; Т. 12. С. 222; Т. 21. С. 30-33,178 и др.
9См.: Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.;СПб., 1996. С. 102.
10Sorokin P. Sociological Theories of Today. L.-N.-Y., 1966. P. 177.
11Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. С. 68.
12Fuhuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.-Y..1995. P. 7.
13Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 442.
14Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 34.
15Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 17.
16Козловский П. Современность постмодернизма // Вопр. философии. 1995. №10. С. 89, 90.
17См.: Bell D. The Coming of Postindustrial Society. N.-Y., 1973. P. 378.
18Clegg S., Boreham P., Dow G. Class, Politics and Economy. London, 1986. P.299.
19Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 26.
20Weber М. Selections from Economy and Society / Classes, Power and Conflict. Classical and Contemporary Debates. Ed. by A. Giddens and D. Held. University of California Press. 1982. P. 61 - 77.
21Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 91; Т. 16. С. 67 и др.
22Dahrendorff R. Class and Class Conflict in an Industrial Society. London: Routledge and Regal Paul, 1959.
23См.: Giddens A. The Class Structure of the Advanced Societies. London: Hutchinson, 1973.
24См.: Wright E. О., Martin B. The Transformation of American Class Structure, 1960 - 1980 // American Journal of Sociology. 1987. Vol. 93. №1.
25См.: Goldthorpe J.H., Payne C. Trends in Intergenerational Class Mobility in England and Wales 1972 - 1983 // Sociology. 1986. Vol. 20. №1.
26Davis N.G., Uchida G.D. Class Identification of Men and Women in 1970-s and 1980-s // American Sociological Review. 1988. Vol. 33. № 1.
27Разумеется, мы отвлекаемся от теологической проблемы творения мира «из ничего», имеющей характер догмы в христианстве, поскольку принцип божественного творения мира — креационизм — находится за пределами науки.
28Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 4.
29Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 373.