Понятие политической жизни общества
Политическая жизнь общества представляет собой совокупность всех форм политической жизнедеятельности людей, как организованных, так и неорганизованных, как официально признанных, так и непризнанных. Она есть не что иное, как сфера собственного бытия политики. Именно в политической жизни находят свое место объективные основания политики, объективные закономерности ее развития, в том числе эволюционные и революционные. В ней обретают смысл категории политического детерминизма, политического пространства и политического времени. Здесь дают о себе знать преобразовательные возможности политики, влияющие не только на характер политической системы, но и на общество в целом.
Сказанное предопределяет и сущностные характеристики политической жизни общества, к которым необходимо отнести следующие. Во-первых, это ее властно-обусловленный и социально-противоречивый характер. Обусловленность политической жизни властными отношениями объясняется тем, что ее основными побудительными мотивами являются многообразные потребности и интересы людей, удовлетворение которых зависит от механизма политической власти и осуществляемой ею политики. Политические потребности и интересы выражают специфику взаимоотношений и жизненных ситуаций различных социальных групп, слоев, профессий, классов, национальных и этнических образований. Они могут быть долговременными и кратковременными, общими и частными, антагонистическими и неантагонистическими. Степень развитости политической жизни зависит от уровня взаимодействий политических субъектов с институтами власти, осознания ими своих потребностей и интересов.
Поскольку политические потребности и интересы людей весьма разнообразны, а подчас и прямо противоположны, постольку и политическая жизнь общества не является однозначной, а имеет своеобразную диалектико-противоречивую форму. На каждом этапе своего развития она приобретает двоякую форму политических отношений: с одной стороны, отношений политического сотрудничества, а с другой — отношений политического соперничества. Первые складываются на основе совпадения, а вторые — несовпадения политических потребностей и интересов субъектов политической жизни. Преобладание той или иной формы политических отношений зависит от многих причин, но прежде всего от степени развитости и демократичности самой политической жизни.
В странах с низким уровнем политико-демократического развития в течение определенного времени, как правило, преобладающей является форма отношений политического соперничества, которое может приобретать довольно острый, в том числе и вооруженный характер. Конечным результатом такого соперничества является либо установление авторитарно-тоталитарных режимов с принудительно навязываемым «политическим согласием» и «политическим сотрудничеством», либо переход к цивилизованному обществу, где преобладающей формой отношений является стремление к политическому сотрудничеству, в частности к политическим компромиссам, и где существует надежный механизм разрешения различного рода политических противоречий.
Во-вторых, существенной чертой политической жизни общества является ее особое пространственно-временное измерение. Политическая жизнь всегда существует в конкретном социальном пространстве. В свою очередь сами пространственные изменения политической жизни происходят в определенных временных рамках, обладающих разной степенью длительности. Политическое пространство неотделимо от географического пространства, хотя и не тождественно последнему. Оно не сводится к географическому пространству потому, что имеет собственное, глубинное измерение, в качестве какового выступают политические отношения. Другими словами, политическое пространство выступает не только формой, но и необходимым условием функционирования политических отношений. Оно служит и ареной политической деятельности различных социальных сил общества, и объектом их сложной политической борьбы. Не случайно одной из важнейших проблем, стоящих по существу перед каждым обществом, является проблема целостности и устойчивости политического пространства, которая решается далеко не просто. Свидетельством тому могут служить Югославия, Палестина, Россия и многие другие современные страны.
Что касается политического времени, то оно характеризует длительность бытия политических отношений, последовательность утверждения одного их типа после другого. Оно указывает также на уровень политического развития, на политическую зрелость субъекта и объекта политики. Политическое время и непрерывно, и прерывно (дискретно). Как составная часть общеисторического времени оно непрерывно. Как время, отведенное историей тем или иным политическим силам для обеспечения социального прогресса, оно прерывно. Поскольку смена политического времени не происходит одновременно у всех стран и народов, постольку время, давно исчерпавшее себя в одних странах (и прежде всего, развитых в политико-экономическом отношении), может только утверждаться в других странах (отсталых в политико-экономическом отношении). Политическое время в одинаковой степени жестко дает о себе знать и тем, кто отстает от него, и тем, кто стремится необдуманно опередить его.
Нормальная политическая жизнь предполагает определенную согласованность политических действий ведущих социальных сил общества как в пространстве, так и во времени. Рассогласованность таких действий, а тем более пространственно-временной разрыв между ними, пагубно отражается как на самой политической жизни, так и на судьбе ее субъектов. Убедительным примером тому является Россия: и дореволюционная, и послереволюционная, и современная. Именно пространственно-временная рас-согласованность политических действий обрекла на поражение дворянских революционеров в 1825 г. Именно эта причина помешала успешной реализации социалистической идеи в период господства тоталитарной и административно-командной системы в 1917 - 1990 гг. Именно несовместимость по времени и разрыв в пространстве политических действий основных социальных сил в постсоветском обществе привели нашу страну в состояние глубочайшего социально-экономического, политического и духовного кризиса сегодня.
И, наконец, третьей чертой политической жизни, тесно связанной с двумя названными выше, является ее комплексно-динамичный и функционально-целевой характер. Он находит свое выражение в единстве и многообразии составляющих ее компонентов, объединенных в определенную систему. Ядро политической жизни общества составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь общества включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Входящие в политическую жизнь общества структурные компоненты обладают относительной самостоятельностью и в то же время взаимосвязаны и взаимодействуют между собой благодаря механизму политической власти, обеспечивающему их равновесие и динамичное развитие.
Говоря о функционировании политической жизни, следует иметь в виду, что оно осуществляется на трех основных уровнях: политико-институциональном, гражданско-общественном и индивидуально-личностном. Каждому из названных уровней свойственна своя целевая направленность: политико-институциональному уровню — достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти; гражданско-общественному уровню — обеспечение монопольного права на представительство своих интересов в обмен на подчинение гражданско-общественных структур определенным ограничениям со стороны государства; индивидуально-личностному уровню — создание необходимых и гарантированных условий для самостоятельного политического творчества, для свободного формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, концепций, воли неорганизованных людей.
Комплексно-динамичный и функционально-целевой характер политической жизни общества позволяет выделить ряд общезначимых принципов, соблюдение которых обеспечивает этой жизни устойчивость и прогрессивное развитие. К такого рода принципам относятся: выборность; разделение властей; политический плюрализм; сочетание представительной и непосредственной демократии; самоуправление; диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан; учет общественного мнения; обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства на свою собственную позицию; верховенство закона; обеспечение политических и социально-экономических прав человека; возможность отзыва лиц, избранных в органы власти; широкий и всесторонний контроль за деятельностью всех представителей властных структур со стороны населения.