Сущность антропологического детерминизма
Детерминизм как учение о закономерностях и причинно-следственных связях в развитии материальных и духовных процессов и явлений определяет различные уровни и типы их взаимодействия. Исторически высшей формой движения материального мира является общество, а социальный детерминизм занимает особое место в концепции детерминации. Обладая общими характеристиками закономерной и причинно-следственной зависимости, он определяется также и особыми специфическими чертами, относящимися к диалектике общественных процессов. Главной особенностью социального детерминизма является то, что он изучает проблемы взаимодействия и развития процессов и явлений материального мира в связи, с включенностью в него человека, взаимообусловленностью материального и идеального. Основным его содержанием является изучение человека и мира человека.
В системе социального детерминизма человек в развитии общества и взаимодействии с окружающим миром выступает не как соотносимый с материальными процессами пассивный элемент, а как включенный в него активный субъект познания и деятельности. Человек преобразует окружающий мир в зависимости от уровня сознания и различных технико-технологических средств, а характер и масштабы этого воздействия определяются содержанием духовной культуры, которая в условиях информационной цивилизации становится решающим фактором общественного прогресса.
В этой связи антропологический детерминизм приобретает особое значение, являясь важной составной частью детерминизма социального. Он рассматривает деятельность человека в связи с такими его определяющими признаками как наличие разума, воли, интеллекта, культуры, нравственности, свободы выбора, трудовой деятельности. В обосновании этих признаков и их значения в воспроизводстве социальных процессов антропологический детерминизм опирается как на данные естественных и технических наук (антропный принцип, синергетику, теорию искусственного интеллекта и др.), так и на результаты исследований в области социального (экономические и другие науки) и особенно гуманитарного знания (истории, психологии, этики, логики и др.). Данные науки позволяют сделать вывод, что появление и деятельность разумных существ в космосе не являются случайностью, а обусловлены и лимитированы объективными законами Вселенной. С позиций современных естественных и технических наук человек рассматривается как мощный природный фактор космического масштаба. Из наблюдателя могучих природных стихий он в ходе истории, используя разум, превращается в укротителя этих сил. Познавая мир и постоянно усиливая свое могущество по отношению к нему, человек распространяет законы развития общества на естественные законы эволюции Вселенной. Компьютерная революция, создание искусственного интеллекта постоянно расширяют масштабы такого воздействия.
Антропологический детерминизм получает в настоящее время новое содержание и в результате характера взаимодействия человека с обществом. И здесь в ходе исторического развития человечества соотношение в общем балансе сил человека и общества меняется в сторону человека. Исходным пунктом гуманитарного познания все в большей степени становится разумная деятельность человека, выступающая как первичная субстанция по от ношению к социально экономическим процессам и науке. Закономерностью развития человека и общества все в большей степени становится опережающее развитие научных знаний и духовной культуры по отношению к другим сферам общественной жизни. Возрастает значение управления социальными процессами, которое определяется как необходимое и решающее условие устойчивого развития общества. На этапе постиндустриального общества антропологический детерминизм характеризуется возрастающими объемами сознания и интеллекта, расширением масштабов разумной деятельности человека, научный анализ которых предполагает использование информационных методов изучения социальных процессов, применение моделирования и компьютерных технологий на основе создания базы и банков данных, информационное программирование и другие современные методы познания. Особую интегрирующую роль при этом играет философия, которая формирует теоретический фундамент модели современного общества. Опираясь на данные информационных методов исследования социальной жизни, философия впервые становится особой экспериментальной наукой, главным соучастником принятия решений в управлении общественными процессами.
Концепция современного антропологического детерминизма основывается на признании закономерной взаимосвязи понятий «человек» — «духовность» — «общество», в которой духовная культура играет роль опосредующего фактора во взаимодействии личности и общества, определяющего исторический прогресс. В этом своем качестве она предъявляет определенные требования к характеристикам личности и состоянию общества. Что касается личности, то она должна обладать: профессионализмом, знанием требований общественной жизни, пониманием нового типа социальных связей, наличием социальной цели и высокими нравственными установками и другими чертами, определяющими в совокупности духовный облик личности. В свою очередь общество должно обладать такими качествами, как демократичность, равенство прав граждан, свобода выбора, вознаграждение в зависимости от результатов общественно-полезной и трудовой деятельности и др. Все многообразные духовные процессы в современном обществе, их взаимовлияние и взаимосвязь с материальными социальными процессами реализуются не как однозначная обусловленность одних факторов другими, а как отношения между вероятностными явлениями и событиями.
Антропологический детерминизм имеет дело в основном со статистическими закономерностями функционирования и развития общества и социальной среды, содержание которых представляет собой вероятностное усреднение многочисленных и разнонаправленных действий людей как направление исторического хода событий. Он представляет качественно новый уровень понимания социальных процессов по сравнению с детерминизмом механистическим, который не объяснял явлений сознания. Он также несовместим с индетерминизмом, отрицающим закономерную и причинно-следственную связь в социальном развитии, что находит свое проявление в настоящее время в концепциях постмодернизма (С. Тулмин, Д. Гриффин, П. Козловский и др.). Представители этого направления утверждают, что превращение вещно-предметной среды в информационно-знаковую, составляющее содержание развития культуры, означает превращение мира, в котором живет человек, в фиктивный и нереальный: «новая парадигма — континуум «Машина — Человек», по их мнению, якобы ставит современный материализм под вопрос со стороны техники... » «Теории сегодня не открывают, их выдумывают и конструируют».* Не выводят на уровень современного научного понимания антропологического детерминизма и концепции вульгарного техницизма, биологизированные теории сознания и др. На самом деле становление информационной цивилизации ставит вопрос не об отрицании фундаментальных основ концепции детерминизма, а об осмыслении с его позиций все более сложных, в том числе и идеологических, явлений общественной жизни, о качественно новом уровне и роли духовности в развитии современного общества. Современная концепция детерминизма необходимо включает в себя антропологический детерминизм, который и сам получает в настоящее время новые характеристики.
* Козловский П. Современность постмодернизма // Вопр. философии. 1995. №10. С. 89, 90.
Все это вместе взятое позволяет сделать выводы о том, что сущностью антропологического детерминизма являются законы развития сознания, человеческой деятельности и духовной культуры, т. е. субъективной реальности. Они вторичны по отношению к законам объективного материального мира, но обладают и собственной внутренней специфичностью, а также относительной самостоятельностью. Их содержанием является обоснование возрастания роли человека в ходе исторического процесса, расширение границ антропологической ориентации в развитии общества, определение особой роли науки в системе духовной деятельности, рассмотрение таких субъективных качеств личности, как свобода воли, ответственность, талант, целевые установки, интересы, ценности, идеалы и другие, в качестве активного и необходимого фактора в системе антропологического детерминизма. В развитии духовных процессов большое значение имеют случайные и вероятностные факторы, индивидуальные неповторимые явления, присутствуют не только достижения, но и необратимые потери. Все это определяет специфику антропологического детерминизма и его особое значение в развитии цивилизационного процесса.
Литература
Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 1994.
Коломийцев В. Цивилизация XXI века. Некоторые современные концепции // Своб. мысль. 1996. № 11.
Львов Д. С. Образ новой России — истоки формирования // Вопр. философии. 1998. № 4.
Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
Моисеев Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Своб. мысль. 1996. № 1.
Плотников Ю. Формационная и цивилизационная триады // Своб. мысль. 1998. № 3.
Росенко М. Н. Этнонациональные процессы в современном обществе (Философско-методологический анализ). СПб., 1996.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Философия и цивилизация: Материалы Всероссийск. конф. 30 - 31 окт. 1997 г. СПб., 1997.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
Цивилизация. Вып. 4. М., 1997.