Проблемы единства мира в свете достижений современной науки
В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях. Во-первых, это его субстанциальное единство, т. е. в какой мере он имеет единую основу. Во-вторых, единство законов, которые действуют в этом мире. В-третьих, единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.
Классическая наука вплоть до XX в. исходила из того, что субстанциальное единство мира определяется тем, что все вещи состоят из известных науке атомов. В XX в. благодаря развитию квантовой механики выяснилось, что атомы состоят из элементарных частиц, хотя этих частиц оказалось большое количество, их теперь насчитывают более пятисот, и число их постоянно растет, все же устойчивых частиц немного. Именно эти частицы образуют субстанциальное единство реальности в доступной нам части Вселенной. Они подразделяются на частицы и античастицы. При взаимодействии частицы и античастицы аннигилируют, т. е. исчезают, превращаясь в излучение.
Обобщая свойства элементарных частиц, можно выделить их общую двоякую основу. Во-первых, все физические объекты обладают массой и энергией, так что энергия физического объекта равна mc2. В то же время все элементарные частицы делятся на две группы: частицы вещества, которые обладают массой покоя, и частицы поля, обладающие только массой движения. На каждом уровне организации реальности существует своя специфическая субстанция, имеющая определенную дискретную, т.е. атомистическую структуру. На химическом уровне — это молекулы, на биологическом — это особи, на социальном — люди.
Поскольку субстанция не только непрерывна, но и дискретна, то между ее элементами существуют определенные связи и отношения. Общие и устойчивые отношения, существующие как необходимые, проявляются в законах. В каждой специфической области реальности существуют как специфические для нее, так и универсальные законы. Кроме того, философия формулирует и такие законы, которые равным образом действуют на всех уровнях организации объективной реальности. Необходимость использовать знания о таких законах, тенденция к интеграции научного знания заставляет самих ученых разрабатывать концепции, имеющие общенаучный характер. К таким общенаучным теориям относятся такие, как общая теория систем, которая формулирует закономерности, действующие в любых системах.
Кроме того, существуют и такие законы, которые действуют лишь в некоторых качественно различающихся областях реальности, например, закон сохранения энергии. Знание таких достаточно общих законов позволяет глубже понять единство окружающего нас мира. Правда, в тех космологических моделях, которые пользуются в настоящее время всеобщим признанием, предполагается, что область действия известных нам законов природы ограничена и конечна. Например, расчеты некоторых космологов показывают, что они действуют лишь в области 1 см3 х 1084. С точки зрения традиционной релятивистской космологии говорить о существовании чего-либо вне этой области просто бессмысленно. Известные нам физические законы действуют только в этой конечной области, но так как пространственно-временной континуум замкнут, то вне этой области просто ничего не существует. Поэтому, по их мнению, мир является конечным, но он не ограничен жестко заданными пределами. Стремление мыслить что-либо, находящееся вне этого мира, — это просто попытка наглядно представить то, что не представимо.
Однако есть ученые, которые полагают, что ограниченность мира, отображаемого космологическими моделями, относительна, и поэтому могут существовать и другие законы, выводящие нас за границы этого мира. Такая картина мира строится на основе концепции ансамбля миров. Мысль о том, что единство можно понимать как результат развития, впервые была выдвинута и развита Гегелем. Последовательное развитие космологических моделей также приводит к мысли о том, что единство мира может быть понято как результат некоторого процесса, т. е. развития, или генетически.
Единство, с точки зрения развития, имеет принципиальное значение, поскольку оно способно объяснить как субстанциальное единство мира, так и единство его с точки зрения действующих в нем законов. К тому же, рассматривая мир как развивающийся, мы способны понять внутреннюю взаимосвязь многообразия форм реальности, их бытия. Современная наука для объяснения взаимосвязи различных форм реальности все чаще использует принцип развития и, благодаря космологии, этот принцип получил универсальное значение для выявления единства окружающего нас мира.
В наши дни предпринимаются активные попытки создания единой теории эволюции, включающей процессы развития, протекающие в материальном мире и сознании. Эта теория строится на основе синтеза принципиально новых общенаучных концепций, таких как кибернетика, синергетика, системология. Согласно данной теории, направленно изменяются не только те или иные формы бытия, но и законы их развития. Такое понимание фундаментальных законов конкретизирует философское учение о единстве мира как вечно изменяющейся внутри себя целостности. Развитие этой целостности представляет собой естественно-закономерный процесс. Однако становление целостности, выражающей существующее единство мира, в различных космологических моделях имеет различное толкование.
Литература
Астрономия и современная картина мира / Отв. ред. В. В. Казютинский. М.,1996.
Владимиров Ю. С. Пространство и время: размерности явные и скрытые. М.,1989.
Гивишвили Г. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопр. философии. 1997. № 4.
Международный московский синергетический форум (Некоторые итоги и перспективы) // Вопр. философии. 1996. № 11.
Мостепаненко А. М. Проблема существования в физике и космологии. М.,1987.
Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
Проблема первоначал в науке и теологии: Сб. ст. / Под ред. В.П. иранского, Ю.А. Светлова. А. В. Солдатова и др. СПб., 1993.
Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. М.,1997.
Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопр. философии. 1997. № 6.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.