III. Основные учебники, учебные пособия, словари и хрестоматии.
Учебная литература и другие информационные источники
а) основная учебная литература
1. Доброштан, Виталий Михайлович,Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
2. Доброштан, Виталий Михайлович,Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
3. Каневский, Александр Семенович,История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.
4. Никитина, Ирина Петровна,Философия искусства : учебное пособие / И. П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М. : ОМЕГА-Л, 2010. - 559 с.
5. Подольская, Елизавета Ананьевна,Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.
6. Спиркин, Александр Георгиевич,Философия : учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 828 с.
7. Спиркин, Александр Георгиевич,Философия : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.
8. Философия [Рукопись] : методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей и направлений / СПГУТД. Каф. обществ. наук ; сост.: Г. М. Левин, О. Р. Андриановская, А. О. Сотников. - СПб. : [б. и.], 2012. - 21 л. ; формат А4. - Библиогр.: с. 11. - (в пап.) : Б. ц.
9. Философия [Электронный ресурс] : методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей и направлений / СПГУТД. Каф. обществ. наук ; сост.: Г. М. Левин, О. Р. Андриановская, А. О. Сотников. - 1 файл DOC, 1 файл PDF. - СПб. : [б. и.], 2012. - 1 CD-R. - Б. ц.
10. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
11. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования : с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг ; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб. : Мiръ, 2009
12.Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Рукопись] : учебное пособие / Ю. Б. Шилова ; СПГУТД. - СПб. : [б. и.], 2011. - 67 л.
13. Шилова, Юлия Борисовна, Сознание и бессознательное в деятельности (философия и синергетика) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Б. Шилова ; СПГУТД. - 1 файл DOC. - СПб. : [б. и.], 2011. - 1 CD-RW. - Б. ц.
б) дополнительная литература и другие информационные источники
1.Свергузов, А.Т. Философия: Учебн. пособие / Изд-во Казан. гос. технол. ун-та. – Казань, 2006. – 124 с.
2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов /А.Г. Спиркин. – Изд. 2-е. – М.:Гардарики, 2010. – 735 с.
3. Философия: учебник / В.Д. Губин [и др.]; ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина. – 4-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 828 с.
4. Философия: учебное пособие / отв. ред. Г.М. Левин; науч. ред. Ю.В. Манько. –СПб.: СПГУТД, 2006.−322 с.
5. Методические рекомендации к изучению учебной дисциплины «Философия» для студентов всех специальностей дневной и вечерней форм обучения /СПГУТД. Каф. Филос. и соц. наук; сост.: Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин. – СПб: СПГУТД, 2007.
6. Аристотель (384-322 до н.э.) Поэтика; Риторика: О душе / Аристотель; [пер. с древнегреч.:
В. Аппельрот, Н. Платонова, П. Попов, вступ. ст., коммент. С. Трохачев]. – М.: Мир книги: Литература, 2007. – 399 с.
7. Кант, Иммануил. (1724 – 1804). Кри тика чистого разума: переводное издание / И. Кант;
[пер. с нем. Н. О. Лосский]. – М.: ЭКСМО, 2007. – 735 с.
8. Лосский, Николай Онуфриевич. (1870 – 1965). История русской философии: монография
/ Н.О. Лосский. – М.: Академический Проект, 2007. – 551 с.
9. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке /[общ. ред.
Б. Г. Юдин; науч. ред., сост.: В. Г. Борзенков, С. М. Малков]. – М.: Прогресс-Традиция, 2007 – 365 с.
10. Ницше, Фридрих Вильгельм. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных умов / Ф. В. Ницше; [пер. с фр. С. Л. Франк, науч. ред., авт. Предисл., авт. Примеч. К. А. Свасьян]. – М.: Академический Проект, 2007. – 328 с.
11. Платон (427 – 347 до н.э.) Диалоги; Сочинения платоновской школы / Платон; [пер. с древнегреч. С. Я. Шейнман-Топштейн; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи]. – М.: Мир книги: Литература, 2007. – 495 с.
12. Рассел, Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: [пер. с англ.] / Б. Рассел; науч. ред.
В. В. Целищев. – 5-е изд., стер. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. – 991 с.
Хрестоматии, энциклопедические издания и словари
1. Алексеев, П. В. Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997.
2. Алексеев, П. В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии, идеи, труды / П. В. Алексеев. – М.: Акад. Проект, 2002. – 160 с.
3. Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969–1972.
4. Гончаров, С. И. Введение в логику и методологию науки / С. И. Гончаров, К. Л. Ершов, К. Ф. Самохвалов. – М.: Интерпракс, 1994.
5. Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин; РАН; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М.: Интрада, 2001. – 384 с.
6. Мир философии: в 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991.
7. Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения / сост., вступ. ст., коммент. В. Шкоды. – М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 1999. – 831 с.
8. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.
9. Современная западная философия: словарь / сост., отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Остожье, 1998. –543 с.
10. Современная философия: словарь и хрестоматия / под. ред. В. П. Кохановского. – Ростов-н/Д, 1996.
11. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учеб. хрестоматия. – М.,1996.
12. Степанянц, М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Вост. лит., 1997. – 503 с.
13. Философы двадцатого века / науч. ред.: А. М. Руткевич, И. С. Вдовина. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.
14. Хрестоматия по философии: учеб. пособие по курсу "Философия" для студентов вузов / сост.: П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 576 с.
IV. Рабочая программа и планы семинарских занятий
Тема 1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека
Лекция 1. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.
Семинар 1
Природа и специфика философских проблем. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Умозрение и опыт. Объект и предмет философского знания. Основные функции философии, раскрывающие ее специфику, их характеристика: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, герменевтическая, социальная, гуманитарная.
Текст для обсуждения
Платон. Государство. Кн. 6–7. (Миф о пещере). – М., Мысль, 1989. – С. 278–302.
Темы докладов
1. Мифы в первобытной культуре.
2. Основные модели происхождения философии: мифогенная, социоморфная, гносеогенная.
Библиографический список
1. Спиркин, Александр Георгиевич, Философия : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Велби; Проспект; МГУ, 2003.
3. Библер, В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1995. – № 1. – С. 11–18.
4. Введение в философию / под ред. И. Т. Фролова: в 2 т. – М.: Политиздат, 1989.
5. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11.
6. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.
7. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-во полит. лит., 1997.
8. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992.
9. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991.
10. Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М.: Институт философии РАН, 1994. – 274 с.
11. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизика / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1989. – № 9. – С. 13–16.
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития
Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорийцы, Гераклит, Элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
Основная идея и черта средневековой философии теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно.
Лекция 3. Философия XVII–XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.
Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и рационалистического.
Русская философия на рубеже XIX–XX вв.: западники, славянофилы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемственность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Семинар 2
Поиск единых всеобщих оснований бытия – натурфилософия. Поворот к человеку. Проблемы истины знания и истины бытия: Сократ и Платон. Аристотель и его идеи. Место античной философии в истории развития европейской культуры.
Основные этапы и философские проблемы средневековой философии.
Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М. Лютер, Ж. Кальвин).