Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО

Иван Алексеевич БУНИН

(1870-1953)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель» и др. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар» (2-3 рассказа по выбору). Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада.

Александр Иванович КУПРИН

(1870-1938)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).

«Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Леонид Николаевич АНДРЕЕВ

(1871-1919)

Жизнь и творчество Л. Андреева. Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования, на единичном человеке. Достоевский и Андреев. Философия отчаяния Л. Андреева. Фантастическая условность образов. Проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности. Тема прогрессирующего взаимонепонимания людей («Рассказ о семи повешенных»). Испытания разума и безумие мысли («Красный смех»).

«Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: «не доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы.

Иван Сергеевич ШМЕЛЕВ

(1873-1950)

Жизнь и творчество И.С. Шмелева. Проблематика и художественное своеобразие книги «Солнце мертвых». Автобиографическая основа произведения. Особенности жанра (эпоса).

Художественно-тематическое единство книг «Лето Господне», «Богомолье» и рассказов «Мартын и Кинг», «Небывалый обед». Композиционное своеобразие книги «Лето Господне».

Возвращение творчества И. Шмелева русскому читателю.

Борис Константинович ЗАЙЦЕВ

(1881-1972)

Художественный мир писателя. Особенности его религиозного сознания. «Преподобный Сергий Радонежский». Скромность подвижничества как русская черта характера русского святого XIV века. Беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО

(1881-1925)

«Дюжина ножей в спину революции».

Краткие сведения о жизни и творчестве. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Журнал «Сатирикон». Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».

ТЭФФИ

(Надежда Александровна Лохвицкая)

(1872-1952)

Художественный мир писателя. Концепция человека в творчестве Тэффи.

Философско-юмористическая проза Тэффи. Сочетание в рассказах Тэффи иронии и юмора с любовью к своим персонажам, оптимистически — юмористическое восприятие жизни. Оценка таланта писательницы современниками.

Владимир Владимирович НАБОКОВ

(1899-1977)

(стихотворения "Билет", "Расстрел", "К России", "Слепец, я руки простираю…", роман "Машенька").

Эхо родины как основной мотив лирики и первых прозаических произведений ("Машенька"). Прошлое как тема убитой, уничтоженной идиллии. Одиночество и снобизм героя, оказавшегося в новой действительности (Ганин). Принципы "отстраненного психологизма" в романах Набокова. Текст и подтекст произведений. Активное использование деталей и символов, по которым воссоздается весь предмет. Стилистическое совершенство художественной прозы Набокова.

Максим ГОРЬКИЙ

(1868-1936)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала. «Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе.

«На дне». Социально-философская драма. Смысл

названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Нравственное осмысление революции («Несвоевременные мысли»).

Франц КАФКА

(1883-1924)

Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки.

«Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение». Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта.

Валерий Яковлевич БРЮСОВ

(1873-1924)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор других стихотворений). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Николай Степанович ГУМИЛЕВ

(1886-1921)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Игорь СЕВЕРЯНИН (И.В. Лотарев)

(1887-1941)

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Сергей Александрович ЕСЕНИН

(1892-1925)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Поэма «Анна Снегина».

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно - поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка.

Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Исаак Эммануилович БАБЕЛЬ

(1894-1940)

«Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.

Евгений Иванович ЗАМЯТИН

(1884-1937)

«Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах «идеологизированной» науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций.

Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО

(1894-1958)

«Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь» и др. (2-3 рассказа по выбору учителя).

Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции. Функция названий и сюжетов классической русской литературы XIX века в прозе Зощенко.

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

(1899-1951)

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Сокровенный человек», повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ

(1891-1940)

Жизнь и творчество (Обзор)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.)

«Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

«Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА

(1892-1941)

Жизнь и творчество. (Обзор)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.). Поэмы Цветаевой.

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ

(1891-1938)

Жизнь и творчество. (Обзор)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.). Сборник «Камень», «Воронежские тетради». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ

(1883-1945)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.

Судьбы русского исторического романа в ХХ веке. Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый». Образ Петра в романе. Художественное своеобразие романа.

Михаил Михайлович ПРИШВИН

(1873-1954)

«Глаза земли» или «Фацелия» (главы - по выбору учителя и учащихся).

Краткий рассказ о писателе. Особенности мироощущения Пришвина. Глубина и ценность размышлений М. Пришвина о жизни, любви, природе и искусстве. Идея сотворчества человека и природы. Чувство родины как нравственная основа поведения людей.

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК

(1890-1960)

Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...».

(Возможен выбор двух других стихотворений.)

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Анна Андреевна АХМАТОВА

(1889-1966)

Жизнь и творчество (Обзор)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля»(указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой

Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Виктор Петрович АСТАФЬЕВ

(1924-2001)

«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.)

Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».

Юрий Валентинович Трифонов

(1925-1981)

Повесть «Обмен».

«Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова.

Николай Михайлович РУБЦОВ

(1936-1971)

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Альбер КАМЮ

(1913-1960)

Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Создатель серии произведений, демонстрирующих абсурд как норму бытия. Трагический и протестующий пафос произведений, представивший абсурдность земного пути. Авангардистский подход к объекту изображения. Мир как выжженная солнцем пустыня – образ-символ Камю. Бесприютность человека. Трагедия разлада. Мотив индивидуального протеста.

Жизненный путь художника, его основные произведения. Гражданин Франции, выросший в Алжире. Новизна материала и мировосприятия. Увлечение философией, теоретические труды, художественное творчество. "Цикл абсурда" – книги "Посторонний", "Миф о Сизифе", "Бунтующий человек". Роман-притча "Чума" как одно из лучших антифашистских произведений.

Гуманизм Камю, его гражданский, социальный протест против насилия. Неприятие революции как деяния, которое, уничтожая человеческое "я", приводит к власти тирана (Наполеон, Сталин, Гитлер). Максимализм Камю, поиск смысла и главных ценностей жизни: свободы, добра, справедливости. Экспрессионизм как принцип отражения мира.

«Посторонний». Экзистенциальное восприятие мира главным героем. Неспособность различить добро и зло как особенность психологии героя. Проблема преступления и наказания.

Мотив всеобщего отстранения: служащий Мерсо как чужак, изгой и человек, не понятый никем. Заурядный быт (контора, развлечения холостяка). Лицемерная общественная мораль. Равнодушие как норма жизни ("мне все равно").

Двойная жизнь Мерсо. Позиция протеста, нежелание "быть как все". Осознание себя частицей природного мира, противопоставление себя "всем остальным". Нарастание конфликта "человек и общество". Ощущение бессмысленности жизни, предпочтение смерти как финала никчемного пути.

Образ Мерсо. Смерть матери, убийство, суд – главный событийный ряд его судьбы. Особенности сюжетной логики (не участие человека в событиях, а переосмысление их значения). Абсурдность наказания: общество карает не за равнодушие, а за нежелание его скрыть. Смерть как избавление и обыденная неизбежность.

Художественная самобытность произведения. "Перевернутый мир" одинокого скептика в изображении писателя. Иллюзия жизни вместо самой жизни.

Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ

(1899-1961)

«Старик и море».

Сведения о жизни и творчестве американского писателя. Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий. Его непобедимость, способность выстоять и преодолеть все преграды. Ощущение единства с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Мальчик Манолин — опора Сантьяго. Сантьяго – учитель и наставник мальчика. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя. Художественное новаторство Хемингуэя, сосредоточенность на эмоциональном состоянии души героя. «Телеграфный стиль» и эстетика «айсберга». Символика произведения. Смысл финала повести. Евангельские мотивы в произведении.

Габриель Гарсия МАРКЕС
(1927-2014)  

«Сто лет одиночества».

Тематическое и художественное своеобразие латиноамериканской прозы ХХ века.

"Магический реализм" писателя: миф и реальность как попытка примирения с действительностью. Поток жизни и поток сознания как ведущий стилистический прием. Формула вселенной Маркеса: мир как объект удивления, созерцательность как форма общения с ним. Идея "все проходит" в контексте произведения. Рациональное и непознаваемое в романе. Действительное и фантастическое в общем движении миров. Общечеловеческое, общегуманистическое значение произведения.

Жизненная правда и сказочная экстравагантность судеб героев романа колумбийского писателя, избравшего жанр семейной хроники. Роман «Сто лет одиночества» как урок и предостережение, обращенность произведения к будущему, призыв к солидарности и взаимопониманию людей.

Умберто ЭКО

(1932-2016)

«Имя Розы»

Постмодернистская окрашенность сюжета поиска пропавшей книги, ироничный смысл центрального конфликта в романе «Имя Розы» У. Эко. Элементы жанра исторического, приключенческого и детективного романа. Пафос реабилитации смешного начала, игра с «чужим» текстом и читателем, средства стилизации в произведении. Смысл названия произведения.

Для заучивания наизусть

 И. Бунин. Одно стихотворение.

 В. Брюсов. Одно стихотворение.

 Н. Гумилев. Одно стихотворение.

 И. Северянин. Одно стихотворение.

 А. Блок. Одно-два стихотворения.

 С. Есенин. Два стихотворения.

 В. Маяковский. Одно стихотворение.

 А. Ахматова. Два стихотворения. Отрывок из поэмы «Реквием» (по выбору обучающихся).

 О. Мандельштам. Одно стихотворение.

 М. Цветаева. Одно-два стихотворения.

 А. Твардовский. Одно-два стихотворения.

 Б. Пастернак. Одно-два стихотворения.

 Поэзия периода «оттепели», поэтов-шестидесятников. Одно-два стихотворения (по выбору обучающихся).

 И. Бродский. Одно стихотворение.

Иван Алексеевич БУНИН

(1870-1953)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель» и др. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар» (2-3 рассказа по выбору). Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада.

Александр Иванович КУПРИН

(1870-1938)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).

«Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Леонид Николаевич АНДРЕЕВ

(1871-1919)

Жизнь и творчество Л. Андреева. Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования, на единичном человеке. Достоевский и Андреев. Философия отчаяния Л. Андреева. Фантастическая условность образов. Проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности. Тема прогрессирующего взаимонепонимания людей («Рассказ о семи повешенных»). Испытания разума и безумие мысли («Красный смех»).

«Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: «не доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы.

Иван Сергеевич ШМЕЛЕВ

(1873-1950)

Жизнь и творчество И.С. Шмелева. Проблематика и художественное своеобразие книги «Солнце мертвых». Автобиографическая основа произведения. Особенности жанра (эпоса).

Художественно-тематическое единство книг «Лето Господне», «Богомолье» и рассказов «Мартын и Кинг», «Небывалый обед». Композиционное своеобразие книги «Лето Господне».

Возвращение творчества И. Шмелева русскому читателю.

Борис Константинович ЗАЙЦЕВ

(1881-1972)

Художественный мир писателя. Особенности его религиозного сознания. «Преподобный Сергий Радонежский». Скромность подвижничества как русская черта характера русского святого XIV века. Беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО

(1881-1925)

«Дюжина ножей в спину революции».

Краткие сведения о жизни и творчестве. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Журнал «Сатирикон». Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».

ТЭФФИ

(Надежда Александровна Лохвицкая)

(1872-1952)

Художественный мир писателя. Концепция человека в творчестве Тэффи.

Философско-юмористическая проза Тэффи. Сочетание в рассказах Тэффи иронии и юмора с любовью к своим персонажам, оптимистически — юмористическое восприятие жизни. Оценка таланта писательницы современниками.

Наши рекомендации