Стадия расстройств лёгкой степени выраженности
1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.
3.8. Восстановление процессов письма и чтения при разных формах афазии.
Овладение письмом проходит несколько стадий. Прежде всего, больного обучают списывать отдельные прописные буквы (по целой строке на каждую букву). По мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из 3—4 букв), например, «дом», «вода», «суп», «каша».
Когда больной в достаточной мере овладел навыком письма левой рукой, ему предлагают уже не списывать слова, а писать их по памяти. Так, вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «дом», «кот», «лес»), затем предъявляют более сложные («виноград», «путешествие», «электричество»), а в дальнейшем целые фразы.
На следующем этапе восстановления функции письма — диктант. Здесь соблюдается та же методическая последовательность: вначале больной пишет под диктовку самые простые слова, затем более сложные, наконец, целые фразы. Диктовать следует, четко произнося каждый звук, входящий в слово.
Спрашивается, как часто надо заниматься с больными и какова длительность каждого занятия? Это зависит от многих обстоятельств и, прежде всего, от того, как быстро утомляется больной. Лучше всего заниматься ежедневно, а длительность каждого занятия в течение первого месяца после инсульта 30— 40 минут. В дальнейшем можно заниматься и по часу, да и не один, а два-три раза в день. Для проведения занятий нужны общая тетрадь, мягкий карандаш или шариковая ручка, а также различные учебные пособия, которые подбираются в зависимости от тяжести речевого расстройства. Например, для занятий используют разрезную азбуку, предметные и сюжетные картинки (человек пишет, сидит, купается, говорит по телефону), букварь, книги для чтения (для первого и второго класса), рассказы для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, пособия для изучающих русский язык иностранцев. Для занятий с больными, у которых относительно легкие речевые расстройства, необходимо иметь набор рисунков, чтобы по ним писать сочинения. Например, это могут быть юмористические рисунки, рисунки из журналов, открытки-репродукции с картин русских и зарубежных художников. Для преодоления остаточных речевых дефектов при афазии больные могут читать и рассказывать тексты из своей профессиональной литературы.
3.9. Принципы и методические основы коррекционной работы. Роль семьи в реабилитации больных с афазией.
Принципы восстановительной работы при афазии условно можно разделить на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.
Психофизиологические принципы
1. Принцип квалификации дефекта, то есть, прежде чем приступить к восстановительному обучению, необходимо провести тщательный нейропсихологический анализ нарушения функции и выявление ее механизма.
2. Принцип использование сохранных анализаторных систем (афферентаций) в качестве опоры при обучении.
3. Принцип создания новых функциональных систем на основе афферентаций, не принимавших прежде прямого участия в организации пострадавшей функции.
4. Принцип опоры на разные уровни организации психических функций, в том числе и речи.
5. Принцип контроля (сформулирован П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном и А.Р. Лурия). Исходит из положения, что лишь постоянный поток обратной сигнализации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок (использование магнитофона, зеркала, указание педагога на успешность выполнения задания и др.).
Психологические принципы
1. Принцип учета личности больного. Восстановительное обучение исходит из задач лечения человека, а не из задач изолированного восстановления каких-либо умений.
2. Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. Больной человек в прошлом имел широкий социальный опыт, в частности опыт интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой деятельности. Этот опыт не исчезает, остаются сохранными многие формы деятельности человека.
3. Принцип опоры на деятельность больного. Основные формы деятельности человека — обучение, труд, игры, общение — играют ведущую роль в формировании психических процессов.
4. Принцип организации деятельности больного. Современная психология давно показала, что в обучении важны не только содержание обучения и собственная деятельность человека по усвоению материала, но, прежде всего, необходимы организация этой деятельности и управление ею (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).
5. Принцип программированного обучения. Больной с афазией нуждается в такой организации его деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно выполнять сначала операции, а затем и действия с целью выполнения задач (говорить, понимать, писать и т.д.).
6. Принцип системного воздействия на дефект. Он основан на концепции системного подхода к анализу дефекта (по Л.С. Выготскому). Этот принцип предусматривает воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические функции — память, мышление, восприятие, воображение и т. д.
7. Принцип учета социальной природы человека.