Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха.
2. Восстановление понимания значения слова.
3. Преодоление расстройств устной речи.
4. Восстановление письменной речи.
Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи.
2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.
3.Коррекция устной речи.
4 Дальнейшее восстановление чтения и письма.
3.3. Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Расширение рамок слухового восприятия.
2. Преодоление слабости слухоречевых следов.
3. Преодоление трудностей называния.
4. Организация развернутого высказывания.
3.4.Основные направления восстановительного обучения присемантической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Преодоление пространственной апраксии и агнозии.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.).
3. Конструирование сложноподчинённых предложений.
3.5. Основные направления восстановительного обучения при афферентной моторной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия грубых расстройств
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
2. Растормаживание произносительной стороны речи.
3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
4. Стимулирование глобального чтения и письма.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.
2. Восстановление и коррекция фразовой речи.
3. Работа над семантикой слова.
4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.
Стадия лёгких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи.
2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма.
1) Восстановление связи «артикулема–фонема».
2) Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.
3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи.
3.6. Основные направления восстановительного обучения приэфферентной моторной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия грубых расстройств
Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.
2. Восстановление фразовой речи.
Стадия лёгких расстройств
Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.
При восстановлении письменнойречи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».
Акцент делается на:
1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова.
2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.
3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.
4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения).
3.7. Основные направления восстановительного обученияпри динамической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
3. Преодоление расстройств речевого программирования.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования
5. Стимулирование письменной речи.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании.