Исследование фонематического слуха.
8. Исследование слухоречевой памяти.Предлагается повторить:
а) серии звуков, например «асу» или «б ш а»;
б) серии слов: «дом - лес - кот», «дом - лес - кот - ночь»;
в) короткие и длинные сложнопостроенные фразы.
9. Исследование смысла слов:
а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », «что такое радость? », какая разница между словами: «обман» и «ошибка»;
б) объяснение переносных значений слов и фраз, например ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука!», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь!» и т. д.
10. Исследование чтения и письма:
а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;
б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;
в) звукобуквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки.
11. Исследование орального и пространственного праксиса.Предъявляются задания:
а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. (обращают также внимание на объем движений языка и губ, которые могут быть ограничены из-за наличии пареза, а не из-за апраксических трудностей).
б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;
в) повторение пространственных поз пальцев и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро).
12. Исследование счета:
а) решение простых арифметических примеров, например:
7+ 2 = , 8 + 15 =, 21 + 7 = .
б) восполнение пропущенного арифметического знака:
5 7 = 35, 20 4=5.
Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Раскройте особенности нарушения понимания устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.
2. Раскройте первично нарушенную предпосылку при акустико–мнестической афазии.
3. В чем специфика семантической афазии?
4. Сопоставьте афферентную и эфферентную моторную афазию.
5. Охарактеризуйте динамическую афазию.
6. Какие основные содержательные компоненты включает в себя логопедическое обследование больного с афазией?
3. НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ
План изучения темы:
3.1. Роль компенсаторных функций мозга в процессе восстановления речи при афазии. Типы компенсаций.
3.2. Основные направления восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.3. Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.4. Основные направления восстановительного обучения при семантической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.5. Основные направления восстановительного обучения при афферентной моторной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.6. Основные направления восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.7. Основные направления восстановительного обучения при динамической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
3.8. Восстановление процессов письма и чтения при разных формах афазии.
3.9. Принципы и методические основы коррекционной работы. Роль семьи в реабилитации больных с афазией.
Краткое содержание основных вопросов
3.1. Роль компенсаторных функций мозга в процессе восстановления речи при афазии. Типы компенсаций
Речевые функции нарушаются в результате образования в определенных областях мозга очагов поражения, то есть, функции пропадают, выпадают или расстраиваются, потому что гибнут клетки мозга, благодаря которым эти функции осуществляются. Но нарушенные функции могут компенсироваться, т.е. восполняться, восстанавливаться.
Известно, что нервные клетки не оживают и не рождаются взамен погибших. Однако нельзя забывать, что далеко не всегда погибают все клетки пораженной области мозга. Непострадавшие участки мозга могут быть заторможены благодаря защитной реакции мозга, чтобы «поломка» не распространилась и на них. Со временем это торможение «отступает», и соответствующие клетки мозга начинают постепенно функционировать. Кроме того, наш мозг обладает удивительной способностью: он умеет перестраиваться. Участки мозга, предназначенные для определенного вида деятельности, в случае необходимости начинают «овладевать смежной дальностью» и выполнять не только свою работу, но и «чужую». Сначала они это делают медленно, с большим количеством «сбоев», поисков и пр., но затем постепенно достигают достаточно высокого уровня умения, т.е. происходит процесс компенсации. Таким образом, компенсация пострадавших функций происходит за счет здоровых, не захваченных болезнью областей мозга.
Типы компенсации речевой функции.Тe больные, у которых компенсация происходит в основном за счет здоровых отделов левого полушария, идут по пути накопления произвольно управляемой речи. Они усваивают сначала одни звуки и слова, затем — другие, строят сначала простые фразы, затем — более сложные, активно и сознательно исправляют свои ошибки. Те больные, у которых компенсация осуществляется путем включения непораженного, как правило, правого полушария, могут сказать целые тирады каких-либо упроченных фраз, пословиц и в то же время не суметь повторить даже простого слова. Они не в состоянии что-либо отбросить, выбрать, исправить, а говорят то, что получается.
Если компенсация речевой функции протекает преимущественно путем «прорыва» и накопления непроизвольной, как бы нечаянной речи, ее нельзя ограничивать, раньше времени исправлять ошибки. Необходимо дать больному возможность свободно реализовать остаточную речь.
Чисто левополушарный или чисто правополушарный путь компенсации на практике встречается редко. В основном мы имеем дело со смешанным типом, когда участвуют оба полушария, хотя какое-то из них является ведущим.
3.2.Основные направления восстановительного обучения приакустико-гностической сенсорной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.
Стадия грубых расстройств
1. Накопление обиходного пассивного словаря.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи.