Определение понятия «афазия». Причины.

Е. В. Исаева, Е.А. Попкова

АФАЗИЯ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

Магнитогорск

УДК 159.922.76

ББК Ю948я73

Рецензенты:

доктор мед. наук, профессор кафедры образовательных технологий и дистанционного обучения ЧГПУ города Челябинска

Н. А. Антипанова

кандидат пед. наук, доцент кафедры начального образования ФГБОУ ВПО

«МГТУ им. Г.И. Носова»,
Т. Г. Неретина

Исаева, Е. В., Е.А. Попкова

Афазия: учебное пособие / Е. В. Исаева, Е. А. Попкова – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 65с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.03 (050700.62) «Специальное (дефектологическое) образование (степень бакалавр), профиль «Логопедия», изучающих дисциплину «Логопедия. Афазия». Разработанный методический материал направлен на формирование у студентов основных представлений о разных формах данного речевого нарушения, о его этиологии и клинических проявлениях; на усвоение методов дифференциальной диагностики, приемов выявления степени выраженности речевых и неречевых нарушений при разных формах афазии, на изучение принципов и методов восстановительного обучения детей и взрослых с афазией.

Тематическое содержание теоретической части учебно-методического пособия раскрывает нейропсихологический подход к данной проблеме; позволяет сделать обзор специальной литературы по проблеме дифференциального диагностирования и преодоления разных форм афазии, овладеть категориально-терминологическим аппаратом курса.

Практическая часть пособия представляет собой перечень вопросов и заданий для студентов, выполнение которых позволит усвоить основные методы и приемы восстановительного обучения при афазии, дифференцировать и систематизировать их в зависимости от этиологии и локализации очага поражения.

Материал учебно-методического пособия может быть использован также специалистами, работающими в области афазии и родственниками больных, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.

УДК 159.922.76

ББК Ю948я73

ÓИсаева Е.В., Е.А. Попкова, 2015

Ó Магнитогорский государственный

технический университет

им. Г.И. Носова, 2015

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для обобщения и систематизации учебного материала дисциплины «Афазия» нами разработано учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.03 (050700.62) «Специальное (дефектологическое) образование (степень бакалавр), профиль «Логопедия».

Сложность усвоение теоретического и практического материала данной дисциплины заключается в обширности и многоаспектности учебного материала, что обусловлено его междисциплинарным характером и многовариативностью проявлений клинической симптоматики разных форм афазии.

Представленный методический материал направлен на формирование у студентов основных представлений о разных формах данного речевого нарушения, о его этиологии и клинических проявлениях; на усвоение методов дифференциальной диагностики, приемов выявления степени выраженности речевых и неречевых нарушений при разных формах афазии; на изучение принципов и методов восстановительного обучения детей и взрослых с афазией.

Тематическое содержание теоретической части учебно-методического пособия раскрывает нейропсихологический подход к данной проблеме; позволяет сделать обзор специальной литературы по проблеме дифференциального диагностирования и преодоления разных форм афазии, овладеть категориально-терминологическим аппаратом курса.

Практическая часть пособия представляет собой перечень вопросов и заданий для студентов, выполнение которых позволит усвоить основные методы и приемы восстановительного обучения при афазии, дифференцировать и систематизировать их в зависимости от этиологии и локализации очага поражения.

В пособии рассмотрены основные теоретические положения коррекционно-восстановительной работы при афазии; её причины, формы, принципы и основное содержание коррекционно-восстановительного обучения.

Структура пособия включает в себя содержание, введение, три главы теоретической и практической направленности, глоссарий и список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Разработанное учебно-методическое пособие, имеющее теоретическую и практическую значимость для осуществления коррекционной работы по восстановлению речевой и двигательной сфер больных с афазией, может использоваться в качестве учебного пособия специалистами, работающими в области коррекционно-восстановительной работы при афазии и родственниками больных, перенёсших нарушение мозгового кровообращения.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АФАЗИИ

План изучения темы:

1.1.Определение понятия «афазия». Причины.

1.2.Понятия «инсульт», «паралич (парез)». Виды инсульта, паралича (пареза). Причины.

1.3.Классификации форм афазии.

1.4. Исторический аспект изучения проблемы диагностики и коррекции афазии по материалам зарубежной и отечественной литературы.

1.5. Отграничение афазии в детском возрасте от сходных состояний: алалии, дизартрии, умственной отсталости, нарушения слуха.

Краткое содержание основных вопросов

Классификации форм афазии

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике - Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда, В. К. Орфинской и др., каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

При разных формах афазии по-разному нарушается «парадигматическая» и «синтагматическая» организация импрессивной и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия, возникающая при поражении зоны ТРО (теменно-затылочные отделы) и афферентная моторная афазия, возникающая при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второй функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются «задними» формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются «передними» афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения.

При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, экспрессивной речи, чтения и письма зависят, прежде всего, не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

Семантическая афазия

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39). При поражении теменно-затылочных (или задних нижнетеменных) отделов левого полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического слуха.

При семантической афазии наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафазии), а заменяют слово целой фразой, говорят: «Ну, это то, чем пишут», «...это то, чем режут» и т. д., а с другой стороны, имеется характерный для этой формы афазии сложный импрессивный аграмматизм.

Нарушение понимания.Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма. При семантической афазии сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий». Больные хорошо понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку справа от вилки, но затрудняются в расположении трех предметов по инструкции: «Положите ножницы справа от вилки и слева от карандаша». Еще большие трудности они испытывают при расположении геометрических фигур, не в состоянии решить такую логико-грамматическую задачу, как нари­совать крест под кругом и над квадратом, и не могут сориентиро­ваться в сравнительных словосочетаниях типа: Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий? Такие же трудности возникают у них при понимании сравнительных словосочетаний снаречиями дальше — ближе, слева — справа и т. д.

Основным проявлением речевой патологии при этой форме афазии является импрессивный аграмматизм,то естьнарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями.

Наибольшие трудности возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата», которые можно решить, лишь соотнося с определенными смысловыми категориями: дядя — брат — отец.

При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл. Так, метафоры «каменное сердце», «железная рука», пословица «Не плюй в колодец, пригодится водицы напить­ся» понимаются в прямом, конкретном смысле.

Нарушение устной и письменной речи.Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функции предмета: «Ну, это то, через что смотрят на улицу» или «Это то, что показывает время».

По мнению А. Р. Лурия, в основе амнестичсских трудностей при семантической афазии лежит нарушение так называемого «закона силы» позволяющего в норме безошибочно выбирать слово из серии слов, близких по категориальной отнесенности, по смыслу. Нарушение того «закона силы» как бы блокирует поиск слова как парадигмы в определенном семантическом поле, в связи с чем, больные прибегают к синтагматическому приему описания функции или категориальной принадлежности предмета: «То, чем едят рыбу», «То, чем режут (пишут и т. д.)».

Вербальные парафазии не характерны для семантической афазии, так как больные на замещают одну парадигму другой.

Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в неймало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных.

Нарушение счета. При семантической афазии наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные смешивают направление действий при решении арифметических примеров, испытывают трудности при действиис переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Например, вместо числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так как затрудняется в определении разрядности числа. Нарушения счета проявляются в трудностях понимания текста задач, так как они включают те же логические элементы больше — меньше, дальше — ближе, на столько, во сколь­ко раз и т. д.

Как у правшей, так и у большинства переученных левшей семантическаяафазия возникает при поражении левого полушария и является стойким речевым расстройством.

Эфферентная моторная афазия. Варианты эфферентной моторной афазии

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.

Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии.При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:

«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.

Функция называния.При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку мо, вместо слова молоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Нарушение письма.При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.

В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение чтения.В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подклады­вание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.

В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

Нарушение понимания.В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, слова коса, ключ, идти — больные воспринимают как неправильные.

Динамическая афазия

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А. Р. Лурия назвал динамической. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы — звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобнойкоры левого полушария.

Синдром динамической афазии проявляется нарушением как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих сторон речи может быть различной — от едва заметных расстройств до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности. Нейрофизиологически эти трудности объясняются нарушением активности протекания всей психической деятельности.

Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персеверируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить больше 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов. Даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.

В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные.

Понимание речи. У больных с динамической афазией понимание элементарной ситуативной речи может быть сохранно, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, и нарушено понимание сложных текстов. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.

При выраженной динамической афазии, обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно ин­вертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Эти трудности в понимании сложных высказываний связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внима­ния на значении отдельных элементов с нарушением понимания грам­матических средств языка.

Экспрессивная речь. В экспрессивной речи обнаруживаются те же трудности: остается относительно сохранной ситуативная, диалогическая речь, в которой замысел высказывания диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. При этой форме афазии больные могут следить за домашними событиями, проявляя некоторую заботливость, но почти не оречевляя ситуацию, а также способны вести хозяйство. Лишь при обширных очагах поражения больные выклю­чаются из микросоциального общения, реализуемого при обычной динамической афазии правым, симультанно схватывающим ситуацию полушарием. При этом отмечается эмоционально-интонационная окраска междометий и других речевых штампов. Но как только возникает необходимость оречевить ситуацию (а это также нередко требует планирования не только речевых, но и внеречевых действий, которые все же следует оречевить), больные оказываются беспомощными, переходя к употреблению вводных слов, частиц: «Ну, как это... ну... ну... понимаете, не могут и все...». Оречевить смутную мысль, скорее по­буждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы либо план высказывания при помощи фишек или эле­ментарной схемы из 3—4 квадратов, как бы материали­зующей для этого больного высказывание. В результате больной может построить фразу, «выталкивая» слова, например: «Надо... купить хлеба», «К. нам же придут... гости!» и т. п. Даже диалогическая речь, в которой инициатором должен выступить больной, требует организационной помощи со стороны окружающих. То же, но в еще более выраженной форме происходит в случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего собственного жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс.

Письмо и чтение. При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам.

Нарушение счета. При динамической афазии значительно затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций (Лурия А. Р., Цветкова Л. С, 1968), но и простых примеров, в которых надо произвести операции на сложение и вычитание, например (3 + 26) — (28 + 13) = ... Больные испытывают определенные трудности при переходе через десяток и выраженные трудности при решении примеров, включа­ющих операции на умножение и деление, поскольку это требует не только планирования действия, но и переключения с одного действия на другое.

Стадия грубых расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Стадия лёгких расстройств

1. Восстановление понимания развёрнутой речи.

2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.

3.Коррекция устной речи.

4 Дальнейшее восстановление чтения и письма.

3.3. Основные направления восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.

Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.

2. Растормаживание произносительной стороны речи.

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.

4. Стимулирование глобального чтения и письма.

Стадия лёгких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи.

2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма.

1) Восстановление связи «артикулема–фонема».

2) Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.

3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи.

3.6. Основные направления восстановительного обучения приэфферентной моторной афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.

Стадия грубых расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Стадия лёгких расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

При восстановлении письменнойречи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова.

2. Восстановление способности к звукобуквенному анализу состава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения).

3.7. Основные направления восстановительного обученияпри динамической афазии. Стадия расстройств грубой, средней и легкой степени.

Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.

3. Преодоление расстройств речевого программирования.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи.

Психологические принципы

1. Принцип учета личности больного. Восстановительное обучение исходит из задач лечения человека, а не из задач изолированного восстановления каких-либо умений.

2. Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. Больной человек в прошлом имел широкий социальный опыт, в частности опыт интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой деятельности. Этот опыт не исчезает, остаются сохранными многие формы деятельности человека.

3. Принцип опоры на деятельность больного. Основные формы деятельности человека — обучение, труд, игры, общение — играют ведущую роль в формировании психических процессов.

4. Принцип организации деятельности больного. Современная психология давно показала, что в обучении важны не только содержание обучения и собственная деятельность человека по усвоению материала, но, прежде всего, необходимы организация этой деятельности и управление ею (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).

5. Принцип программированного обучения. Больной с афазией нуждается в такой организации его деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно выполнять сначала операции, а затем и действия с целью выполнения задач (говорить, понимать, писать и т.д.).

6. Принцип системного воздействия на дефект. Он основан на концепции системного подхода к анализу дефекта (по Л.С. Выготскому). Этот принцип предусматривает воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические функции — память, мышление, восприятие, воображение и т. д.

7. Принцип учета социальной природы человека.

Требования к методам восстановления речи при афазии

1. Адекватность методов механизму нарушения речи. Восстановительное обучение должно идти не от симптома (больной «не говорит» или «не понимает» и т. д.), а от его механизма.

2. Обходность метода, воздействующего на дефект не прямо («в лоб»), а в обход непосредственного дефекта, с целью его преодоления с опорой на сохранные уровни и звенья в структуре функции.

3. Системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность методов обеспечивает принцип системного воздействия на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербального поведения в целом.

Методические основы восстановления речи при афазии.На раннем этапе после инсульта используется механизм растормаживания временно угнетенных речевых функций, их вовлечение в деятельность.

На более поздних, резидуальных этапах, когда речевое нарушение приобретает характер стойкого, сложившегося синдрома (формы) речевого расстройства, — сущностью процесса восстановления является скорее компенсаторная перестройка органически нарушенных функций с использованием сохранных сторон психики, а также стимулирование деятельности сохранных элементов анализаторов.

При выработке методической программы восстановительной работы обязательна ее индивидуализация: учет особенностей расстройств речи, личности больного, его интересов, потребностей и т. д.

При постановке задач восстановительной терапии (выработки ее программы) необходимы:

- дифференциация методик восстановительной терапии при разных формах афазических расстройств;

- при организации и выборе метода восстановительной терапии надо исходить из этапного принципа, т. е. учитывать стадию восстановления речевых функций;

- при афазии обязательна работа над всеми сторонами речи, независимо от того, какая является первично нарушенной;

- при всех формах афазии надо развивать как обобщающую, так и коммуникативную (используемую в общении) сторону речи;

- восстанавливать речевую функцию не только с логопедом, в кругу семьи, но и в более широкой социальной среде;

- при всех формах афазии необходимо развитие способности самоконтроля над своей собственной речевой продукцией.

На ранних стадиях заболевания более показаны логопедические приемы растормаживания речевых функций, «опора» на непроизвольные речевые процессы (привычные речевые стереотипы, эмоционально значимые слова, песни, стихи и т. д.). Эти приемы способствуют снятию тормозных явлений и втягивают больных в речевое общение с помощью сопряженной (осуществляемой одновременно с логопедом), отраженной (вслед за логопедом) и элементарной диалогической речи.

При использовании пения в целях растормаживания логопед должен учитывать: пел ли больной до болезни, возраст больного, знакомость песни и т. п. Долго задерживаться на этих видах работы не рекомендуется; как только у больного начинает восстанавливаться абрис (контур) слова, целесообразно переходить к стимулированию устного самостоятельного заканчивания больным фраз, кратких ответов на вопросы, составлению фраз по картинкам и т. д.

Следует подчеркнуть, что на раннем этапе, когда больной только вышел из периода острого инсульта, работа с ним должна носить особо щадящий и психотерапевтический характер.

На следующих этапах (через 1,2—3 мес. после инсульта) при уже определившемся стабильном синдроме (форме) афазии используются методики, не только стимулирующие общее развитие речи, но и способствующие перестройке нарушенных речевых функций.

При восстановлении речи у больных с афазией особое методическое значение имеет опора на смысловую ее сторону. Смысловая сторона речи используется не только при восстановлении словесных понятий или грамматического строя речи, но и при восстановлении акустико-гностических процессов, так называемого фонематического слуха, и преодолении многих других свойственных афазии нарушений.

Таким образом, при афазии необходима комплексная работа над речью в целом. Афазия всегда представляет собой синдром, охватывающий все речевые функции. Поэтому восстановительная терапия должна затрагивать все стороны речи больного. При любой афазии следует работать над звуковым анализом и синтезом состава слов, над чтением и письмом, восстановлением обобщенности словесных понятий, их многозначности, развитием свободного и развернутого высказывания и т. д.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Раскройте основные положения коррекционно-логопедической работы при афазии.

2. Покажите специфику коррекционно-логопедической работы при разных формах.

4.УХОД ЗА БОЛЬНЫМ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

План изучения темы:

4.1.Болезнь и психика.

4.2. Восстановление двигательных функций после инсульта.

4.3. Гимнастика после инсульта.

Краткое содержание основных вопросов

Болезнь и психика.

Длительная болезнь всегда в той или иной степени влияет на психику больного (тем более это справедливо для такого тяжелого заболевания, как инсульт). Выделяется четыре пе­риода, в зависимости от фона настроения больного.

1-й период— это психическое состояние больного непосредственно после выхода из острого состояния. Очень важно, чтобы в это время больной был активен: ему разреша­ется встать с постели, если позволяют общие показатели здоровья, ходить. Появляется возможность принимать пищу сидя, умываться в ванной, пользоваться туалетом. Это в значительной мере поддерживает волю больного.

2-й период— появляется надежда на выздоровление, крепнет сознание того, что самое страшное позади. Этот период характеризуется подъемом настроения. Иногда он бывает даже чрезмерным. Больной может быть слишком уверен в себе. Оценка им своих возможностей, притязания на скорейшее возвращение в жизнь могут быть не совсем оправданными.

3-й период.Проходит месяц, другой. Больной осознает тяжесть последствий инсульта, их длительность. Многие больные переходят на инвалидность. Осознается утрата социального статуса, часто возникают сложности в быту, семье. Этот период характеризуется потерей надежды, подавленным настроением, «уходом в себя», утратой жизненных интересов, случаются попытки ухода из жизни.

4-й период.Оценивается как период адаптации к стойкому дефекту. Происходит стабилизация состояния. Больной как бы свыкается с параличом (парезом), речевым дефектом или адекватно (по срокам и конечному результату) оценивает перспективу его преодоления. Обретаются навыки, помогающие в той или иной мере компенсировать недостающие функции. Больной находит свое место в новой социальной ситуации, приобретает навыки самообслуживания. Средний фон настроения в этот период заболевания более ровный, спокойный. Вместе с тем у некоторых больных наблюдаются и не столь благополучные варианты восстановления: снижается ак

Наши рекомендации