Критерии оценивания письменных заданий
Параметры оценивания | Оценка |
Соблюдена требуемая форма работы (например, схема или таблица). Работа выполнена аккуратно, грамотно. | 0 баллов – не соответствует; 2 балла – в целом соответствует; 5 баллов – полностью соответствует |
Логичная и последовательная структура работы. | |
При выполнении использована научная литература (не менее 3 источников) | |
Общий балл | 0-25 |
Уровень выполнения письменного задания | Итоговый балл |
Высокий (отлично) | 22-25 |
Продвинутый (хорошо) | 16-21 |
Пороговый (удовлетворительно) | 10-15 |
Примерные тестовые задания:
НВ | Вопрос \ Ответ | |
Система нормативного регулирования отношений в обществе, опирающаяся на авторитет государства: | ||
а | право | |
б | государство | |
Что охватывает всю совокупность духовных и материальных, теоретических и практических элементов правовой жизни общества: | ||
а | правовая культура | |
б | момораль | |
Как называется совокупность общих представлений о природе права, правовых ценностях, принципах правовой деятельности: | ||
а | правовые убеждения | |
б | правовое мировоззрение | |
Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право: | ||
а | история | |
б | философия, | |
Относительно самостоятельный фрагмент бытия, подвергаемый изучению со стороны науки и философии: | ||
а | объективная реальность | |
б | объект познания | |
Раздел философии права, изучающий процессы зарождения и развития философско-правовых учений: | ||
а | история философии права | |
б | история политических и правовых учений | |
Понятие философии права, отображающее единство правовой теории и практики: | ||
а | правовая деятельность | |
б | правовой анализ | |
Общественная связь, возникающая на основе социальных норм, обеспеченных авторитетом государственной власти: | ||
а | юридический факт | |
б | правоотношение | |
Система рационально и практически доказанных юридических знаний и деятельность по их совершенствованию: | ||
а | юридическая наука | |
б | социологическая наука | |
в | юридическое направление | |
г | правовая концепция | |
Философско-правовая дисциплина, целенаправленно изучающая нравственную проблематику права: | ||
а | этика права | |
б | эстетика права | |
в | антропология права | |
г | гносеология права | |
Философское учение об обществе, в рамках которого анализируются сущность и закономерности эволюции права: | ||
а | политология. | |
б | социальная философия | |
в | аксиология права | |
г | социология права | |
Позитивизм относится к следующему историческому типу соотношения науки и философии: | ||
а | отождествление философии и науки | |
б | превосходство философии над наукой | |
в | превосходство науки над философией | |
г | разделение науки и философии | |
Концепция правового либерализма ориентируется на следующее философское представление о сущности права: | ||
а | форма социального бытия человека | |
б | вид социокультурного детерминизма | |
в | способ регулирования общественных отношений | |
г | форма регулирования имущественных отношений | |
Совокупность мировоззренческих, теоретических, методологических установок, направляющих профессиональную юридическую деятельность в рамках определенной правовой традиции: | ||
а | правовая доктрина, | |
б | парадигма юриспруденции | |
в | правовая теория. | |
Концептуально целостное философское понимание сущности и содержания права: | ||
а | феноменология права, | |
б | философское правопонимание |
Критерии оценок для теста
26-30 верных ответов «отлично» - магистр показал глубокие и прочные знания программного материала, последовательно и логически стройно его излагает. При этом студент не затрудняется с ответом при модификации задания, свободно справляется с заданными вопросами и другими видами применения знаний. Правильно обосновывает принятые решения. Демонстрирует высокий уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.
20-25 верных ответов «хорошо» - магистр показывает твердые знания программного материала, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы. Безошибочно применяет теоретические положения к решению практических вопросов. Демонстрирует достаточный уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.
15-19 верных ответов «удовлетворительно» - магистр показывает знания только основного материала, испытывает затруднения при ответе на теоретические и практические вопросы. Демонстрирует слабое владение профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.
менее 15 верных ответов «неудовлетворительно» - магистр показывает неполные знания основного материала, допускает существенные ошибки и испытывает большие затруднения при ответе на практические вопросы. Демонстрирует отсутствие у него сформированных профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
а) основная:
1. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Лейста О.Э. Москва.- Зерцало, 2006. - 568с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm
2. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 944 с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm
3. История политических и правовых учений. Учебное пособие. Цыбульская М.В. Москва.- МФПА, 2003- 111с. // http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ippu.html
4. История политических и правовых учений: Конспект лекций. Мачин И.Ф. Москва.- Юрайт- Издат. - 2007. - 208 с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm
5. История политических и правовых учений : учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - 2-е изд.,стереотип. - М. : ИНФРА-М, , 2013.
Дополнительная литература:
1. Васильев, А. А. Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX в. (славянофильство и почвенничество)/ А. А. Васильев. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 255 с.
2. Захарова М.В. Юридический позитивизм – базисное основание французского правопорядка// История государства и права №1 – 2012.
3. Симонишвили Л.Р. Разделение властей в русской политико-правовой мысли XVIII-начала XIX веков// История государства и права №3 - 2012
4. Свечинская, Я. Э. Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли/ Я. Э. Свечинская. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 141 с.
5. Пахомов В.Г., Чурилов С.Н. // К вопросу об отношении к принципу разделения властей классиков марксизма. История государства и права №10 – 2012.
6. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность/ Лев Александрович Тихомиров - М.: РОССПЭН, 2010. - 751 с.
7. Идеология "особого пути" в России и Германии: истоки, содержание, последствия/ под ред. Э. А. Паина; Kennan Institute, Woodrow Wilson International Center for Scholars. - М.: Три квадрата, 2010. - 316 с.
8. Конституционные проекты в России XVIII - начала XX в./ Ин-т общественной мысли; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Н. Медушевский. - М.: РОССПЭН, 2010. - 638
9. Муромцев, С. А. Избранные труды/ Сергей Андреевич Муромцев. - М.: РОССПЭН, 2010. - 599 с..
10. Новгородцев, П. И. Избранные труды/ Павел Иванович Новгородцев. - М.: РОССПЭН, 2010. - 959 с.
11. Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления// История государства и права №14 – 2012.
12. Головко Ю.М. Экспансия революционных идей: за, против и правовые основы в трактовке Джона Адамса (1735-1826 гг.) // История государства и права №15 – 2012..
13. Кулябин А.И. История президентских республик: интеллектуальная отсталость// История государства и права №15 – 2012.
14. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции/ Анри Мишель - М.: Территория будущего, 2008. - 534 с.
15. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма// История государства и права №15 – 2012.
16. Петражицкий, Л. И. Теория и политика права. Избранные труды/ Л. И. Петражицкий ; науч. ред. изд. Е. В. Тимошина; С.-Петерб. гос. ун-т , Варшав. ун-т. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та: Унив. изд. консорциум "Юрид. кн.", 2010. 1031 с.
17. Кистяковский Б. А. Избранное: [в 2 ч.]/ Б. А. Кистяковский; М.: РОССПЭН, 2010 - 2010.
18.Ткачев, П. Н. Избранное/ Петр Никитич Ткачев ; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В. А. Исаков; Ин-т обществ. мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 815 с.
Методические указания по освоению дисциплины (модуля)
Тематическая структура лекционных занятий основана на программе курса «Право интеллектуальной собственности». Общим вектором лекционных занятий является активизация студента, повышение его мотивации. В ходе лекционного занятия преподаватель основывается на оценочном подходе, который состоит в том, что студенту предлагается обзор спектра мнений и школ, представленных в области науки. Важнейшей целью становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.
Схема лекционного курса выглядит следующим образом:
1) Определение структуры и задач конкретной научной дисциплины.
2) Сообщение студенту базовых терминов, теоретических понятий данной дисциплины, показ принципа их работы при анализе фактического (эмпирического материала).
3) Освещение сходств и различий трактовки базовых понятий разными научными школами, наличествующими в данной области знаний.
4) Обсуждение альтернативных научных школ и концепций, опирающихся на принципиально иные системы понятий. Анализ недостатков и преимуществ данных систем.
5) Обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знаний.
Таким образом, в ходе лекции ставятся проблемы, обозначаются дискуссионные моменты и ориентируются студенты в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.
В учебный процесс внедряются следующие методы обучения студентов: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция-беседа;
Основная деятельность студента должна осуществляться самостоятельно. В ФОС по каждой теме предлагается перечень вопросов для изучения (для самоподготовки), задания для самостоятельной работы, задачи для предварительной подготовки. Знания, полученные самостоятельно, должны проверяться и обсуждаться на семинарских и практических занятиях.
На основании того, что данный курс предусматривает проведение практических (семинарских) занятий, основное внимание уделено правильной организации самостоятельной работы студента. Именно самостоятельная работа студентов, изучающих курс «История правовых и политических учений», должна рассматриваться как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов по подбору литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения или доклада и пр.
На практических занятиях могут быть использованы следующие методы: тренинг; мозговой штурм; деловые игры (имитационные, операционные и ролевые); проектирование и другие.
В процессе работы осуществляются три основных типа контроля:
1. Текущий контроль успеваемости
2. Промежуточная аттестация
3. Итоговая аттестация
Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Он может включать устный опрос (групповой и индивидуальный); проверку выполнения письменных домашний заданий; проведение контрольных работ; тестирование (письменное и компьютерное); контроль самостоятельной работы студентов.
Промежуточная аттестация осуществляется в течение семестра.
Итоговая аттестация служит для проверки результатов обучения в целом и проводится в форме - экзамена.
Оценка знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.
Оценка знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.
Это позволяет студентам:
- понимать систему формирования оценок по дисциплине с целью получения итоговых оценок;
- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Оценка знаний студента включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:
- теоретического материала — посещение лекций;
- практические навыки - семинарские занятия;
- выполнение самостоятельных работ (рефераты);
- промежуточная аттестация (тестирование и иные задания).
Рубежный контроль проводится после изучения определенных учебных разделов курса. В течение семестра проводятся три таких контроля - соответственно на 6 учебной неделе. Итоги рубежного контроля позволяют аттестовать или не аттестовать студента по пройденному разделу изучаемого предмета. Среди форм рубежного контроля - тестирование, коллоквиумы, контрольные работы и другие задания, которые определяет преподаватель в зависимости от уровня студентов и уровня сложности изученного материала.
Для того чтобы студенты были допущены к итоговой аттестации, другими словами, к сдаче экзаменов в конце семестра, им необходимо получить за рубежный контроль положительную оценку.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов включает в себя:
1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;
2) решение задач, заданных на дом;
3) подготовка докладов и рефератов;
4) подготовка к промежуточному контролю;
5) подготовка к зачету.
Самостоятельная работа студента по изучению нормативных источников заключается в следующем:
— знакомство с текстом нормативного правового акта;
— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого источника;
— соотнесение норм права, содержащихся в источнике, с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.
Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной нормативной литературой осуществляется постоянно на семинарских занятиях. Студент к семинарскому занятию должен иметь экземпляр одного или нескольких основных нормативных источников по теме (о чем студенты предупреждаются заранее на предыдущем семинарском занятии или лекции) с рабочими пометками по тексту, указывающие наиболее значимые норм права и позиции по изучаемой теме. Уровень изучения нормативного правового акта выявляется также при решении задачи, заданной на дом и ответов на поставленные на семинаре вопросы преподавателя.
Самостоятельная работа студента по изучению практики применения источника права заключается в следующем:
— знакомство с текстом акта правоприменительной практики;
— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого акта;
— формулирование вывода об установившейся практике применения норм права по изучаемой теме в контексте рассматриваемого акта органа судебной власти или государственного органа, осуществляющего надзорные и контрольные функции;
— соотнесение содержания акта правоприменения с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.
Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной актами правоприменеия осуществляется на семинарских занятиях, в том числе в ходе решения задач и ответов на теоретические вопросы.
Изучение студентом учебной и монографической литературы по изучаемой теме, а также рекомендованных научных статей, опубликованных в периодической печати, обеспечивает наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому спецкурсу. Основной перечень рекомендованной учебной и научной литературы, а также перечень публикаций в периодической печати по изучаемым темам предлагается студентам в печатном виде в начале каждой лекции по теме.
Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.
В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов спецкурса по отдельным темам могут проводится краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии.
При подготовке к контрольной работе или тесту:
— студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;
— выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;
— самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;
— в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.
К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентом на семинаре.
По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться:
— в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме;
— в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы;
— в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий.