Специфика инженерного мышления и составные части инженерной деятельности.

Специфика инженерной деятельности, соединяющей естествознание с изобретательством (науку с техникой и производством, точный расчет с полетом фантазии), формирует особое - инженерное мышление. Главная отличительная черта этого мышления ко всему подходить творчески, изыскивать возможности технической модернизации (усовершенствования). Такое усовершенствование может состоять в:

- насыщении техническими приспособлениями природных процессов с целью дальнейшей механизации и автоматизации человеческой жизнедеятельности;

- совершенствовании существующих устройств;

- соединении действующей техники в более эффективную систему;

- экспериментировании ради обнаружения новых, технически полезных закономерностей.

Техницизм - мировоззрение, основанное на преувеличении технического могущества и признании потенциальной безграничности развития техники. Оно приводит к технократическим представлениям о судьбах человечества.

Согласно технократическим предсказаниям обществом должны управлять ученые и инженеры, способные обеспечивать максимально быстрое и эффективное развитие техники. Этих властителей будущего называют технократами. Они якобы вот-вот оттеснят от кормила власти всех политиков, чиновников, священников и предпринимателей. И это, мол, принесет изобилие и благоденствие всему человечеству.

Известный американский политик-политолог З. Бзежинский в 80-е годы ХХ века популяризировал вместо технократической перспективы – технотронную, согласно которой власть стремительно переходит к специалистам, создающим и обслуживающим электронно-вычислительную технику.

Мыслители же, которые видят пределы техники и творческих способностей инженеров, - ратуют за выработку четких критериев оценки последствий развития техники, основанных на:

- объективном анализе действительного состояния техники и путей ее модернизации;

- результатах регулярного мониторинга характера и масштабов разрушения биосферы всею совокупностью технических устройств;

- состоянии морального и иного социального климата, сложившегося под влиянием научно-технического прогресса;

- беспристрастном измерении умственных, психических и иных человеческих способностей, от которых зависит допустимый темп развития техники;

- отслеживании влияния техники на физиологическое и психическое здоровье людей (сколь хорошо наши организмы адаптируются к технике и компенсируют ее негативное влияние).

39. Проблемы познания и контроля виртуальной реальности в информационном обществе.

К началу XXI века компьютерная техника внедрилась во все сферы человеческой жизни и вызвала революционные перемены. Компьютеры первоначально создавались как устройства для вычислений, но теперь они превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Основные идеи, лежащие в основе работы компьютеров, были изложены в 1833 английским математиком Чарлзом Бэббиджем. Широкое распространение персональных компьютеров началось с появления в 1981 году модели микрокомпьютера IBM PC. В 1995 году ответственность за Интернет перешла от National Science Foundation в частный сектор, и с этого времени Интернет существует в нынешнем виде.

Компьютеризация — это процесс широкого внедрения компьютерной техники в социальную жизнь. Он начался в индустриально развитых странах на рубеже 70–80-х гг. XX в. Этот процесс рассматривается как основа компьютерной революций и перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Д. Беллом. В ней различаются три этапа общественного развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельское хозяйство, а главными институтами являются церковь и армия; в индустриальном обществе ведущая роль принадлежит промышленности, а главные институты — корпорации и фирмы; в постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит знаниям, а университет является местом его производства и сосредоточения, главным социальным институтом.

При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу экономика из товаропроизводящей становится обслуживающей, классовое деление общества уступает место профессиональному, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. В социальной стратификации главным критерием становится уровень образования и знания, а не собственность.

Компьютерная революция, затрагивает все области жизни индивида и общества в целом. Она закладывает основы экологически чистого, гармоничного, гуманного общества знания, называемого постиндустриальным или информационным. Новая техника постиндустриальной цивилизации позволяет выдвинуть на первый план ценности человеческого развития вместо ценностей производства и потребления.

Компьютеризация внедрила в существование человека так называемую виртуальную реальность. Виртуальная реальность — это информационная технология, осуществляющая имитацию действительности с помощью специальных компьютерных средств. Виртуальная реальность позволяет наблюдателю оказаться внутри кажущегося мира. Первыми заказчиками и потребителями систем виртуальной реальности были военные —им требуются тренажеры для обучения стрельбе, подготовки пилотов, водителей танков и т. п. Подобные тренажеры могут применяться для самых разных видов деятельности. Помимо благ компьютерная революция принесла с собой и новые опасности. Так, появилась компьютерная преступность — от озорства и мелкого хулиганства до хищений в особо крупных размерах. Возможно использование компьютеров для контроля над людьми, для социально-репрессивных целей. Компьютерная техника небезопасна для физического и психического здоровья людей.

Наши рекомендации