Футурологическая роль философии в условиях глобализации и формирования нового миропорядка.

Футурология (от лат. futurum = будущее), в широком значении — совокупность представлений о будущем человечества, в узком смысле — философские и научные исследования перспектив социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложил в 1943 г. немецкий социолог О. Флехтхейм для обозначения «философии будущего», которую он противопоставлял идеологическим и утопическим проектам. В начале 1960-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем». В дальнейшем термин «футурология» ввиду его многозначности и неопределенности был потеснен термином «исследование будущего», который подразумевает теорию и практику прогнозирования.

В конце XX века предметом внимания философов, обществоведов и широкой общественности стал процесс глобализациии связанный с ним вопрос о перспективах нового миропорядка. Устоявшегося определения глобализации пока не выработано. Чаще всего в литературе упоминается определение Роланда Робертсона, одного из инициаторов разработки теории глобализации: «Понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии».

Глобализация — сложный и противоречивый процесс, его перспективы и возможные результаты неочевидны. Обсуждается большое множество вариантов, моделей, сценариев глобализации. Пожалуй, основными в дискуссиях являются вопросы о политическом устройстве глобализированного мира и о национальной или культурной идентификации людей в нем.

Дело в том, что глобализация расшатывает нацию как ту форму социокультурного единства, в рамках которой в эпоху модерна (Нового времени) существовала государственная власть и осуществлялась идентификация людей с «общим». Глобализация требует наднациональной организации государственной власти, которая в большей или меньшей степени упраздняет национальный суверенитет. Наднациональная власть означает, что народом, который считал себя сувереном, будут править более или менее «чужие», для которых интересы данного народа не будут приоритетными.

Население менее развитых стран опасается того, что глобализация происходит в интересах сильнейших государств и транснациональных корпораций и ведет к однополярному миру, углублению разрыва между более и менее развитыми странами. Население более развитых стран опасается варваризации, снижения достигнутого уровня и качества жизни. Как первые, так и вторые опасаются подавления своеобразия своих культур.

Так называемые «модели» или «сценарии» глобализации представляют собой по существу проекции людских опасений и надежд на будущее. В дискуссиях о вариантах процесса глобализации преобладает мнение о неотвратимости этого процесса и пессимизм в оценке его последствий, связанный, вероятно, с перспективой разложения наций. Однако этот пессимизм перемежается со сдержанным оптимизмом ввиду возможностей демилитаризации, более успешного решения экологических, экономических, энергетических, гуманитарных проблем в условиях глобального единства человечества.

31. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний в становлении противоречивого целостного мира.

Современная философия в ее неклассическом статусе ориентируется на анализ различных сфер и состояний культуры, выявления фундаментальных жизненных смыслов универсалий культуры, осуществления междисциплинарного синтеза различных знаний, чтобы затем представить в сжатом виде философско-категориальную матрицу человеческого бытия, позволяющего оперировать философскими категориями. Исследование оснований современной культуры обнаруживает ее трагедии и парадоксы, этические перекосы и новые смыслы, требуя от философа погрузится в отдельные области - науку, политику, право, этику, эстетику и т.д., и обязывая тем самым философа становиться философом науки, философом права, этики, эстетики. В акте современной философской рефлексии обнажаются проблемы выживаемости человека и человечества, его экологической выживаемости, сохранения целостности человеческой личности, формирования коммуникативного единства человечества, механизмов обеспечения личностной и национальной самоидтификации. В этом плане современную философию по выполняемым ею интегративным функциям можно назвать «симфонической», объединяющей философов и философствующих ученых по выработке новых мировоззренческих приоритетов и ценностей личностного и вещного бытия человека. В таком созидательном акте рождается многоликая и многозвучная симфония и творческий диалог различных исторических эпох, культур, сфер знания. Новый тип философа-интеллектуала вынуждает отказаться от абсолютных идеалов и борьбы за них во имя раз и навсегда обоснованного гуманизма и быть открытым к междисциплинарным стратегиям.

Такой же междисциплинарный подход характерен и для современной философии и методологии науки, в лоне которой объединяются в постоянном диалоге и взаимообогащении естественнонаучные, технические и социально-гуманитарные науки. Причем междисциплинарный синтез все чаще рассматривается как один из важнейших аспектов возникновения нового знания, когда полученные в одной отрасли знания включаются в качестве оснований для формирования знаний в другой дисциплине. Такое взаимообогащение наук идет как по линии трансляции отдельных методов из одной науки в другую, так и за счет фундаментальных принципов и концептуальных средств из одной науки в другую, что приводит к коренной перестройке оснований науки, т.е. к научной революции (В.С. Степин). Обмен фундаментальными принципами между различными науками приводит к изменению видения предмета конкретной науки, развитию ее понятий, к формированию общенаучных принципов и концептуальных средств, что связано с усиливающимися тенденциями к интеграции научного знания.

32. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.

К естественным наукам относятся: 1) механика, физика, химия, физическая химия; 2) ботаника, зоология, биология; 3) анатомия, физиология ; 4) география, геология, минералогия, палеонтология; 5) астрономия, метеорология.

Естественные науки едины, поскольку: • все они изучают один и тот же - единый и целостный мир; • есть законы (логические, математические, сохранения энергии и материи и т.д.) общие для всех наук, а также общенаучные и философские теории объясняющие мир в целом; • научные отрасли тесно взаимодействуют между собой, обмениваются знаниями и методами, а также проводят совместные исследования, и такие науки, как философия, методология, история науки и т.п., являются общим базисом для всех наук; • ученые любой специальности в первую очередь люди и члены одного и того же общества, что сильно сближает их качества и позиции, а еще сильнее сближает принадлежность к одной профессии; • единая практика, глобальная экономика, интегрированная система знаний, вычислительно-информационные технологии требуют сбалансированного сочетания всех наук.

Вместе с тем единение наук не ведет к их окончательному слиянию и полной унификации. Наоборот, научных отраслей становится все больше, а их содержание все сильнее разнится. Потому что мир не только един, но и очень разнообразен. Не просты и сами люди, имеющие великое множество свойств и не меньше разнообразных потребностей. Так же различны степени и пропорции сочетания одних и тех же свойств-потребностей у разных людей.

Достижения естественных наук воплощаются в технические разработки, в том числе в промышленные, сельскохозяйственные и иные орудия производства. Такими воплощениями непосредственно занимаются технические науки. И называется это инженерным делом.

К комплексу технических наук (инженерному делу, технике и технологии) относят: прикладную механику, архитектуру, кораблестроение, машиностроение, электротехнику, радиотехнику, космонавтику, робототехнику, биотехнологию, информатику, материаловедение, системотехнику, химическую технологию, ядерную энергетику и др.

Именно инженеры, технологи и техники призваны изобретать способы практического использования естественнонаучных открытий. Ясно, что для этого, помимо глубоких и достоверных знаний, требуются еще и хорошо развитые творческие способности, а также умение улавливать актуальные потребности производителей и потребителей. В наши дни нужна еще и высокая степень социальной ответственности, чтобы естествознание не использовалось во вред человеку и обществу.

33. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.

Для того чтобы современное естествознание не причиняло вреда природе и человечеству, не противоречило этическим и иным ценностям философия и методология науки уделяют особое внимание следующим аспектам развития естественнонаучного познания:

- экологическим аспектам – охране природной среды от истощения, загрязнения, нарушения биосферного и иного естественного равновесия, подрыва воспроизводства (репродукции) жизни и ее натуральных источников;

- гуманитарным аспектам – защите человека, его физического и психического здоровья, прав, свобод и законных интересов от пагубного воздействия технических и иных средств, а также от антигуманных (бесчеловечных) методов социального регулирования, управления и контроля;

- этическим аспектам – сохранению проверенных тысячелетиями моральных норм от разлагающей аморальности и вседозволенности, порождаемых масс- и поп- культурой, а также высокомерием «сливок общества» и дикостью «социальных отбросов»;

- иным аксиологическим (ценностным) аспектам – защите иных выработанных человечеством ценностей от скороспелой переоценки в суете научно-технического прогресса, разрушающей культуру и дезориентирующей людей (оставляющей их без жизненных ориентиров вообще).

Экспертиза научных проектов – одно из важнейших и эффективнейших средств проверки того, насколько естественнонаучное исследование соответствует вышеперечисленным аспектам. Но помимо этого современная экспертиза, как и в прежние времена, призвана проверять, научную ценность, обоснованность, потенциальную стоимость и окупаемость соответствующих исследований.

Наши рекомендации