Познание и его виды. Научное и ненаучное познание.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания).
Целью познания, по мнению разных исследователей, является овладение силами природы, совершенствование человека, а также поиск истины. Познание подразделяется на научное и ненаучное. В последнем, в свою очередь, выделяют житейское, художественное, мифологическое и религиозное познание.
Житейское познание.Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Художественное познание.Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни.
Религиозное познание–объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.
Научное познание отличается от остальных форм. Оно представляет собой процесс приобретения знаний пусть в какой-то мере субъективных и относительных, но направленных на отражение закономерностей, связанных с объективной реальностью, которую и можно назвать действительностью. Задачей, стоящей перед научным познанием, является описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений, происходящих в действительности.
Структура научного познания имеет два уровня – в форме эмпирического и теоретического методов. Некоторые исследователи выделяют еще третий уровень – метатеоретический метод познания.
На эмпирическом уровне происходит сбор фактического материала, эмпирического опыта, а так же первичное их обобщение. Основными методами эмпирического познания являются два базовых момента: наблюдения и эксперименты.
Наблюдение – это метод, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном, организованном восприятии объектов окружающего мира, опирающемся на чувственное познание мира, в ходе которого добываются знания о природе и свойствах объекта.
Эксперимент подразумевает возможность активного воздействия на изучаемые явления и процессы.
На теоретическом уровне происходит обработка данных и фактов, полученных эмпирическим путем, выявляются внутренние взаимосвязи между разными явлениями. На этом уровне Структура научного познания представлена гипотезами и теориями.
Гипотеза – это научное предположение, объясняющее какие-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.
Теория– это система взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая объясняет и предсказывает явления в той или иной области. Теория должна отражать объективные закономерности развития природы, а также общества.
Структура научного познания в философии предполагает еще один уровень – метатеоретический. Здесь находятся философские установки, а также методы, идеалы, эталоны, нормы, регулятивы и т.д. На метатеоретическом уровне складывается научная картина мира. Структура научного познания предполагает взаимосвязь. Это означает, что два основных пути познания в виде эмпирического и теоретического обязательно связаны друг с другом. Эмпирическое познание путем наблюдений и экспериментов собирает новые данные, стимулируя теоретическое познание, ставя перед ним новые задачи, а теоретическое познание, в свою очередь, обобщает и объясняет явления, полученные эмпирическим путем, а также выдвигает гипотезы и теории, требующие эмпирического подтверждения.