Диалектика как философское учение и метод. Альтернативы диалектики
В современной философии понятие "диалектика" употребляется в трех основных смыслах.
1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития (объективная диалектика). Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. Это –субъективная диалектика. Она отражает и объясняет объективную диалектику системой понятий, принципов и законов.
2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, или логикой. Логику можно считать также элементом субъективной диалектики в том смысле, что она изучает логические формы и законы мышления, которые выступают косвенным и формализованным отражением объективной диалектики.
3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектический метод познания является одним из основных в методологии познавательной деятельности.
Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные и характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение (движение), сколько на одну из его разновидностей – развитие.
Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества, человека и его мышления; бытия материального и бытия нематериального (духовного). Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектического учения, что обусловило его историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспектах.
Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к объяснению изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.
К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и идеальных объектов. Основы ее заложены Платоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического понимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Демокритом, Лукрецием Каром, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и др.
Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей "оппозицию". Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика.Метафизика означает способ рационального, абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений. Часто данный смысл термина "метафизика" отождествляется с термином "спекулятивная философия"; также метафизика – это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия, еще один всеобщий метод познания.
В третьем аспекте диалектика противоположна альтернативам как методу познания. Было отмечено, что метафизика противоположна диалектике в том, что ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение конкретных предметов, а не систем, часто апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет и агностицизм, который противостоит диалектике ориентацией на релятивизм, скептицизм, иррационализм, догматику, мистику.