Проблемы языка в философии неопозитивизма, структурализма и герменевтики.
Создателем позитивизма стал французский мыслитель Огюст Конт(1798 - 1857). Последователями Конта явились Герберт Спенсер(1820 - 1903)и Джон Стюарт Милль(1806 - 1873).
Они считали, что все философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, неизбежно ведут к агностицизму или к философским спекуляциям. Неопозитивизм продолжил линию позитивизма, сосредоточив свое внимание на анализе языковых форм знания.
Основные идеи неопозитивизма формировались в рамках деятельности Венского кружка. Он возник в 1923 году в Венском университете и объединил известных философов ХХ века: М. Шлика, Р. Карнапа, Л. Витгинштейна, Д. Мура, А. Айера.
Неопозитивизм пытался решить теоретические, познавательные и методологические проблемы философии с помощью логики, семиотики, на основании принципа конвенционализма (от лат. соглашение). Этот принцип утверждает, что в основе научных теорий лежат соглашения между учёными, которые обусловлены удобством и простотой. Основателем его стал французский математик, физик, философ XIX века Жюль Анри Пуанкаре(1854-1912 Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык. Большинство философских проблем, как считали философы этого направления, носят логико-лингвистический характер, Они возникают в результате многозначности и неверного понимания и использования «не того» (естественного, т. е. «идеологизированного») языка. Поэтому проблема знания и реальности - прежде всего проблема языка. Следовательно, для решения научных и философских проблем надо использовать искусственные языки науки. Эти языки однозначны, чётки и непротиворечивы, в отличие от естественных и «идеологизированных» языков.
В свою очередь, принципом проверки истинности научных суждений является верификация. С позиции этого принципа, истинность может быть доказана при помощи опыта или логического доказательства. Используя принцип верификации, лучше отказаться от определения объектов, в существовании которых, мы сомневаемся (Божество, субстанция, свобода и др.). Применяя такой подход, можно очистить науку от ложных проблем и понятий. Проверка предложений на истинность проверяется фактами опыта. Те, которые не соответствуют такой проверке, - лишены научного смысла.
Эти философы внесли большой вклад в разработку философии науки. Постпозитивизм отказался от узкого эмпиризма неопозитивистов – принципа верификации. Для постпозитивизма характерно разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Поппер сформулировал проблему демаркации (англ. – разграничение) – проблему разграничения науки и не-науки (псевдонауки или паранауки). Подлинная теория, по Попперу, должна пройти более серьёзную проверку. Критерием научности и демаркации науки и не-науки является фальсифицируемость - принципиальная опровержимость любого положения. Если теорию невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки, она превращается в догму. Настоящая наука не должна бояться опровержений. Суть научного познания - рациональная критика, коррекция фактами.
Кун ввёл понятия, которые широко вошли в язык науки: «парадигма», «научное сообщество» и «нормальная наука». .
Соприкасается с проблемами неопозитивизма и постпозитивизма другое направление этой традиции - герменевтика.
Герменевтика - философия понимания. Основателем герменевтической философии является немецкий философ Ганс-Георг Гадамер (1900-2002). Герменевтика как метод возникла еще в античности. Античная герменевтика разъясняла смысл гомеровского эпоса, занималась аллегорическими интерпретациями. В средневековье герменевтика - это искусство толкования священных текстов.
По Гадамеру, герменевтика не может быть сведена исключительно к методике понимания и толкования текста. Он считает, что она является и философией. Понимание, отмечает Гадамер – это способ существования познающего, действующего человека, это универсальный способ освоения мира, его «опыт мира». Он включает в себя непосредственные переживания человека («опыт жизни»), различные формы практического и эстетического освоения мира («опыт истории», «опыт искусства»).
Основной же механизм формирования опыта заложен в языке. Язык задаёт исходные схемы ориентации человека в мире. Истина, по Гадамеру, не познаётся, а свершается. Способ её свершения - искусство. Понимание текста - экзистенциальное событие человеческой жизни, а осмысление прошлой культуры - самоосмысление индивида. Интерпретация текста, таким образом, - это не воссоздание первичного (авторского) смысла, а создание смыслов заново.
Герменевтический круг - понятие герменевтической философии, которое означает цикличность процесса понимания. Для понимания целого необходимо понять его части, а для понимания отдельных частей нужно понять целое, его смысл. Человек существует в определённой языковой традиции, но этот язык - предмет понимания субъекта. Человек должен понять то, внутри чего он находится с самого начала.