Философия революционных исканий в России.

Другим виднейшим представителем революционной демократии был Михаил Иванович Бакунин (1814 — 1876). Он известен как основоположник анархизма. Основоположник анархизма высоко ценил философию и считал, что ее изучение должно быть доступно каждому человеку, ибо философия освобождает от легкомыслия.

Бакунин полагал, что быть свободным — это право и долг каждого человека. Но для того чтобы человек был свободным, должно быть признано его право на свободу. По его мнению, привилегии противоречат свободе. Уважать свободу ближнего Бакунин считал обязанностью каждого. Порядок в обществе рассматривался им как равнодействующая коллективных и индивидуальных свобод. Он полагал, что политическое равенство немыслимо без экономического равенства.

По его мнению, условием счастья человека выступает гармония внешнего мира с миром внутренним. Бакунин видел в страдании благо. Он сравнивал его с очистительным огнем, закаляющим душу человека.

Причины человеческой безнравственности он выводил из неравенства экономических и социальных условий, а также из отсутствия надлежащего воспитания и невежества.

Согласно Бакунину, цивилизация меньшинства человеческого рода основывается на вынужденном варварстве большинства людей. Действительную основу всего последующего развития человечества он видел в решении проблемы питания. Он считал, что в русском народе давно созрели необходимые предпосылки революции, поэтому он выдвигал идею немедленного бунта. Одним из недостатков народной жизни Бакунин считал патриархальность, искажающую эту жизнь. Немалый вред, по его мнению, приносит и вера в царя, столь же иллюзорная, как и вера в Бога. Он считал, что в отличие от общества, являющегося естественным результатом развития мира, государство — искусственный продукт, созданный привилегированными классами. Поэтому он выдвинул идею разрушения, слома государства, которая стала главным стержнем анархизма.

Одним из первых русских марксистов был Г.В. Плеханов. Он рассматривал марксизм как целостную философию, а не политическое движение, и утверждал, что марксизм неразрывно связан с материализмом и диалектикой: только марксизм раскрывает закономерный характер исторического процесса и не только выявляет экономическую необходимость, но и показывает, как с ней справиться.

В области познания Плеханов развивал теорию иероглифов: ощущения - это иероглифы, не имеющие ничего общего с реальными свойствами вещей (эта теория, кстати, критиковалась Лениным: "Условный знак, символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма", Ленин указывал, что эта теория вносит недоверие к познанию, отрывает познание от объективного мира).

Плеханов вёл полемику с народниками: лишь та личность поведёт за собой народные массы, которая осознает их интересы и выразит их стремления, укажет путь достижения общественных целей. Кроме того, Плеханов указывал, что Россия уже вступила на путь капитализма, а значит, переход к социализму - задача не крестьянства, а рабочего класса (народники считали, что России нужно опередить Европу, построив социализм на базе общинного крестьянского хозяйства, минуя капитализм). Плеханов полемизировал и с большевиками: по его мнению, Россия должна развиваться по капиталистическому пути, а социалистическая революция - дело далёкого будущего.

А теперь о мыслях В.И. Ленина. Ленин был убеждён, что вся история философии - борьба материализма и идеализма. Материализм в области познания - это теория отражения: наши ощущения - это субъективные образы объективного мира, позволяющие составить правильное представление об объекте и применять его на практике.
Ленин разграничил научные представления о материи и её философское понимание. Философия ограничивается признаниемо объективности материи и её доступности для органов чувства, а другие её свойства исследует наука.
Социально-политические мысли, добавленные Лениным к марксизму: 1. Выделение империализма как новой стадии капитализма, на которой вместо свободной конкуренции возникают монополии. 2. Идея о перерастании буржуазной революции в социалистическую из-за наступления в России революционной ситуации (а буржуазная революция февраля 1917г. и придурок Керенский не решили проблем страны, более того, они продолжали усиливаться). 3. Выделение социализма как переходной стадии к коммунизму: как утверждал Ленин, коммунизм "... может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм".
Если кто-то ещё не понял, в марксизме-ленинизме социализм и коммунизм - не одно и то же: коммунистическое общество - общество свободных и сознательных трудящихся, в котором действует общественное самоуправление. При социализме сохраняется государство, представляющее собой диктатуру пролетариата и охраняющее общественную собственность на средство производства.



Наши рекомендации