Зарождение философии (8-7 вв до н.э.)
По вопросу о том, из чего возникла философия, в литературе имеется ряд концепций: мифогенная, гносеогенная, эклектическая.
Мифогенная конценция, представленная Гегелем, А.Лосевым, устанавливает, что философия возникла из мифологии, является результатом ее развития, смены личностно-образной формы мировосприятия на безлично-понятийную. Согласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания. «Мифогенники» источником философии считают мифологию, а «гносеогенники» (Спенсер, Богданов и др позитивисты) видят источник в знании.
Существует также эклектическая концепция, согласно которой философия возникает не как таковая, а как философский материализм и идеализм. Материализм возник как продолжение «линии знания», идеализм- продолжение «линии веры». Все эти концепции являются неверными.
Мифо-гносеогенная концепция, разработанная А.Чанышевым, стремится учесть и роль мифологии и роль знания. Три источника возникновения философии: мифологическое мировоззрение, знание, обыденное сознание.
2. Древняя философия (античность) (6в до н.э - 4в н.э.)-переходила от мифа к логосу(учение).
Сам термин «философия» возникает тоже здесь. «Философ» — человек, стремящийся к истине, полной и завершенной. Поэтому цель философа — понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Надо объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия.
Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики — Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение); среднюю классику (Сократ и его школа; софисты; главная проблема — сущность человека); высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.); эллинизм (Эпикур, Пиррон; главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т. д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Объект исследования – мегамир. Метод познания – наблюдение.
3. Средневековая философия (5-14вв) переходила от логоса к теосу (бож. Знание).
Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию — теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т. д. Основные этапы средневековой философии — патристика и схоластика.
4. Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Развивается и своеобразный скептицизм. На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, — «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.
5. Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки.
В центре внимания новой философии — теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц. Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями — «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт.
Проблема научного метода и шире — проблемы познания — всегда находились в центре внимания философии Нового времени. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума.
При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма Эмпирики(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания — это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода.
6. Современная философия – переход от научных знаний к искусству. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: Иммануил Кант, Шеллинг, Гегель, Людвиг Фейербах.