Диалектика и ее альтернативы. Проблемы современной синергетики.
Диалектика, как особый вид логики, возникла еще в античности. Под логикой понималось искусство убеждать словом. Под диалектикой понималось искусство побеждать в споре. Убеждать и побеждать – цели разные и методы их достижения тоже различны. Поэтому совместить диалектику и логику не просто. Большой вклад в разработку диалектической логики внесли представители немецкой классической философии. Еще И. Кант мыслил в рамках формальной логики, хотя первый шаг по ее преодолению он сделал, обнаружив антиномии – неразрешимые противоречия разума. Оппонентом Канта выступил Гегель. Он предложил заменить формальную логику, основы которой были заложены еще Аристотелем, диалектической логикой. Так появился тезис о борьбе противоположностей и тезис об их смене в известной триаде: «тезис – антитезис – синтез». Гегель, в отличие от Канта, не владел математикой профессионально и поэтому сформулировал эти правила в вербальной форме. В результате область применимости диалектической логики не была четко очерчена. Вопрос о том, где и какую логику применять, оставался нерешенным. Гегель понимал это и предоставил решение этого вопроса на усмотрение Божие. В результате диалектика Гегеля была отнесена к разряду идеалистических философий.
Диалектика - отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это - объективная диалектика. 2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики, объективных законов развития в сознании людей, становящихся законами мышления, или диалектической логикой. 3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.
Существуют формальная логика и диалектическая логика. Основные законы формальной логики были сформулированы Аристотелем. Понадобилось более 20 веков, чтобы исчерпать аристотелевскую систему мышления. В «Науке логики» Гегеля изложена диалектика как логика и метод достижения истинного знания о реальности. Гегель сформулировал две идеи, имеющие фундаментальное значение для диалектической логики: 1. Общая идея системности. Гегель различает предмет, взятый сам по себе и предмет, взятый в соотношении с другими предметами, т.е. взятый системно. 2. Общая идея противоречия как причины саморазвития. Поскольку предметы изменчивы, нужно рассматривать их как развивающиеся. Причиной развития является противоречие, присущее внутренней структуре предмета. На основе этих идей Гегель сформулировал основные принципы диалектики: принцип монизма, принцип плюрализма, принцип раздвоения единого, принцип связи, принцип развития.
Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки. Истина есть процесс, а не точка. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Диалектика как учение о единстве противоположностей. Диалектика есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, при каких условиях они бывают тождественны превращаясь друг в друга, почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвое, застывшее, а за живое - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую. Диалектика как метод познания. По этому поводу К. Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод».
Существуют другие методы познания в философии. Метафизика (антипод диалектики). Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в не зависимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития. Догматизм - возникает на основе метафизики. Он, как метод, предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В революционном движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму. Софистика - учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа. Эклектика- как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.
Рассмотренные выше принципы диалектической логики – это исходные положения, на которых формулируются законы и категории диалектики.
Рассмотрим три основных закона диалектики:
— Закон единства и борьба противоположностей,
— закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания.
Закон противоречия или закон единства и борьбы противоположностей. Суть его в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на противоположности, в борьбе которых происходит развитие.Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическимипротивоположностяминазываются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. «Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». «Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих, т.е. взаимодействующих противоположностей». «Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия». Типы (виды) противоречий: а) внутренние и внешние. б) основные и неосновные, главные и неглавные. Следовательно, диалектическое противоречие не есть логически непреодолимая антиномия, т.е. формальное противоречие тезиса и антитезиса, оно не есть статичное. Противоречие есть процесс, т.е. оно возникает и функционирует. Этапы возникновения противоречия описал Гегель: 1-й этап – Тождество. Первоначально возникающий предмет представляет собой нерасчлененное единство. Однако это тождество содержит в зародыше различия. Исходное знание о предмете также является бесструктурным. 2-й этап – Различие. При общей основе в объекте формируются существенные части, стороны, не соответствующие друг другу и оформляющиеся как различия. В познавательном плане знание о предмете начинает обогащаться различными свойствами, характеристиками данного объекта. 3-й этап – Противоположность. Различия в самобытии предмета достигают стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформляются как противоположности. Наше знание о предмете начинает фиксировать противоположные характеристики, черты предмета, противоречащие друг другу, порождающие антиномии. 4-й этап – Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодействовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое противоречивое целое. В познавательном плане понять и описать предмет как противоречивое целое можно только на уровне диалектического мышления. Сформировавшееся противоречие не статично, динамика его развития также описана Гегелем, зафиксировавшим следующие этапы развития противоречия: гармония – дисгармония – конфликт – преодоление (разрешение).
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Не зная этого закона трудно представить не только переход в природе от одного предмета к другому, но и переход от одного состояния к другому в пределах одной сущности. Качество- это совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой вещь, чем она является. Количество - это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
1. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры, граница между двумя качествами, перерыв постепенности в развитии. Как состояние скачок представляет собой состояние неопределенности, при котором «старого» качества уже нет, а «нового» качества еще нет. Свойство - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним. Свойства бывают специфическими и общими; главными и неглавными, необходимыми и случайными, существенными и несущественными, внешними и внутренними, совместимыми и несовместимыми, отдельными и неотдельными, естественными и искусственными. Второй закон диалектики выражает такую взаимосвязь характеристик целостной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон отрицания отрицания. Третий закон диалектики указывает на направленность развития. Без отрицания старого невозможно появление нового, сам процесс развития. Однако и в новом заложено противоречие, которое рано или поздно приводит к его отрицанию, т.е. происходит отрицание отрицания. В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называетсяснятием. Категория «снятие»описывает такой синтез, в котором новое отрицает старое с удержанием положительного, что и является преемственностью в развитии. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: 1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего; 2) кумуляции (накопление, суммирование) - частичного сохранения, препятственности трансляции; 3) конструкции (формирования, создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность. Диалектический подход исходит из того, что развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а восходящая и расширяющаяся спираль с бесконечным количеством витков. Поэтому каждый якобы возврат на самом деле имеет качественное отличие от своего предшествующего состояния, имеет место прогресс. Его объективными критериями являются - усложнение связей внутри системы и между системами, повышение устойчивости и жизнеспособности систем, нарастание темпов развития.
Различие и общность категорий и законов.Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.Различия категорий и законов возникают на основе предмета отражения:а) Категории отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. Категории и законы различаются по форме отражения: а) Категории являются особым видом внимания; б) Законы диалектики, как и другие законы, представляют собой особый вид суждений.
Причина и следствие. Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения. Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материальных образованиях в результате их взаимодействия. Необходимость и случайность. Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Возможность и действительность. Возможностью называются тенденции, предпосылки возникновения и развития, а действительностью называется то, что уже появилось реально.
50. Познавательное содержание диалектических категорий.
Категории диалектикиразнообразны, сложны по своей природе. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
а) выражает «устройство» и «организованность» бытия: единичное и общее, многое - единое, сходство – различие, качество - количество, простое - сложное, часть - целое, конечное - бесконечное, форма - содержание и т.д.
б) выражает универсальные связи детерминации: явление - сущность, причина - следствие, случайность - необходимость, возможность – действительность и др. Первый ряд категорий можно назвать горизонтальным, а второй - вертикальным.
Смысловое разъяснение категорий:
1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то, что неповторимо в явлении, присуще только ему, отсутствует в других явлениях, можно назвать единичным. Общее - то, что повторяется в других явлениях, что присуще не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего.
2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называются явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность. Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, она существует независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него.
3) Содержание и форма. Под содержанием понимается совокупность всех взаимодействий и обусловливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие «структура» обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие «элемент» обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи и взаимозависимости. Понятие «часть» представляет собой характеристику, «клеточку» целого
4) Часть и целое. Форма и содержание. Элемент и структура. Расположение вещей бывает: а) либо структурное, б) либо хаотическое. Любая структура составляет целое, которое состоит из частей. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета, а части - как такие «предметы», которые в своей совокупности образуют новые, сложные предметы. Однако, целое может быть и сбором составляющих частей, где части могут быть собраны спонтанно. Такое целое не представляет ценности. Целое должно иметь целостность. Целостность имеет различные типы: а) структурный тип целостности отражает связи строения; б) функциональный тип целостности - принципы действия; в) генетический тип целостности характеризует развитие. Целое представляет собой предмет, включающий в себя, в качестве составных частей, другие, органически связанные между собой предметы, и обладающие такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей (эмерджентность).
5) Связи детерминации. Детерминизм - это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений, В основе этого утверждения - универсальная связь всех явлений. Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как «причина», «следствие», «закономерность», «необходимость» и «случайность», «свобода», «возможность», «действительность».
Индивид. Человек. Личность.
Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.
«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.
Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности.