Русская и украинская философия xix-xx вв.
Можно выделить следующие этапы развития русской философии.
1. Древнерусская философия Х-ХIII вв. ̶ предыстория русской философии. Философия развивалась в рамках религиозной мысли. Наиболее яркие представители указанного периода – Иларион (серед.ХIв.). Основное произведение «Слово о Законе и Благодати», где популизировал и анализировал христианство. Владимир Мономах (1053-1125). В своём произведении «Поучение», даёт наставление потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, чести и другие морально-нравственные проблемы. Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), Даниил Заточник («Моление»), Пустынник.
2. Ранняя русская философия ХIII-ХVIIвв. ̶ это время становления русской философии, отделения от религиозной мысли, освоения достижений мировой философии.
Среди видных философов данного периода особенно выделяются:
Сергей Радонежский (ХIVв.), Максимилиан (1475-1556), Нил Сорский (1433-1508), Ю.Крижанич (1618-1683) и др.
3. Русская философия ХVIIIв. – собственно русская философия, как самостоятельная область отечественной науки. В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.
Её можно разделить на два этапа в своем развитии: философию эпохи Петровских времен и материалистическую философию середины и второй половины ХVIIIв..
К первому этапу относится творчество Феофана Прокоповича (1681-1736), Василия Татищева (1686-1750) и А.Кантемира (1708-1744).
Основной направленностью их философии была социально-политическая проблематика, а также вопросы познания, нравственных ценностей и другие.
М.В.Ломоносов (1711-1765) положил начало материалистической традиции, а также выдвинул атомическую (корпускулярную) теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материалы в целом состоят из мельчайших частиц (корпускул, т.е. атомов) – материальных монад («корпускулярная философия»).
Свойствами материи являются: протяженность, непроницаемость, движение, плотность и неделимость, инерция; недоступные чувствам области. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и энергии («Рассуждения о твердости и жидкости тел» (1760г.)).
А.Н.Радищев (1749-1802) последовательно развивал материалистические идеи. А также большое внимание уделил социально-политической философии. Он выступал против самодержавия, за народовластие, торжество права.
Знаменитое произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он обличает крепостничество и самодержавие. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» рассматривается «картина человека» под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательство и в пользу смертности души, и в пользу её бессмертия.
Идеи Радищева, особенно критика крепостничества, оказали большое влияние на развитие общественно-политической мысли России.
ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии. В первой четверти ХIХ в. развиваются политические программы – философия декабристов, идеи П.Пестеля (1793-1826), Н.Муравьёва (1795-1843), И.Якушкина (1793-1857) и других.
Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога между славянофилами и западниками. К нему в той или иной степени имели отношение все русские философы ХIХ века, начиная с 1840-х годов. Западники ориентировались на европейские модели. Славянофилы выступали за самобытность России. Эта самобытность – в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. В глубине души и западники и славянофилы были близки друг другу в поисках путей прогрессивного развития Отечества, но видели для России разные пути. Позиция западников отличалась от славян и в религиозном, и в социально-политическом отношении.
Как идейное течение западничество восходит к философии П.Я.Чаадаева (1794-1856) – философа, общественно-политического деятеля, основное произведение которого – трактат «Философические письма» (всего восемь). Основным в учении Чаадаева была философия человека. Чаадаев превозносил католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия, в отличие от Запада, имеет особую «Вселенскую миссию».
К представителям западничества относятся П.В.Анненков, М.А. Бакунин, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, К.Д.Каверин, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский.
К общим чертам идеологии западничества следует отнести: 1) неприятие феодально-крепостнических отношений в экономике, политике; 2)требование социально-экономических реформ по западному образцу; 3) высокая оценка преобразований Петра I; 4) преимущественно светский характер философии;
5) тяготение к материализму.
Славянофилы ̶ представители направления в общественной и философской мысли России середины ХIХ века, которые выступали за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития. Его представители: К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др.
К так называемым «поздним славянофилам» относятся Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Ф.И.Тютчев.
Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной жизни России. В основе их философского учения лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. По мнению А.С.Хомякова, именно православие
сформулировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном объеме». Ключевое понятие религиозно-философских воззрений славянофилов – понятие соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе и т.д.
Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии российского развития от всей западной цивилизации. Органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сильную общину, «мир». Общинное устройство является наиболее важным признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех».
Славянофилы считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на соглашении между народом и правительством, исключающим противоречие и вражду, классовую борьбу и революцию.
Если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических событий, то в основе философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность.
Из славянофильства вышла религиозная русская философия ХIХ века.