Критическая философия Канта: теория познания.

Иммануил Кант (1724 – 1804) – «кенигсбергский мыслитель», немецкий ученый и философ, считается основателем немецкой классической философии и создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма. В его творчестве принято различать два периода: «докритический» и «критический».

В «докритический» период (1746 - 1770) Кант основное внимание уделял философским проблемам естествознания. Он, например, разработал космогоническую гипотезу («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) об образовании Солнечной системы из рассеянных материальных частиц вследствие сил тяготения (образовавших огромное облако частиц), притяжения и отталкивания (породивших вихри частиц, а затем – их шарообразные сгустки, то есть, планеты).

Началом «критического» периода обычно считается 1770 г., когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира».

Главными произведениями этого периода, принесшими Канту мировую известность, являются три работы (создание которых сам Кант определил как «коперниканский переворот в философии»):

- «Критика чистого разума» (1781), посвященная проблемам гносеологии;

- «Критика практического разума» (1788), посвященная вопросам этики;

- «Критика способности суждения» (1790), в которой анализируются эстетические проблемы.

В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором сумел соединить тезис сенсуализма (все содержание нашего знания проистекает из чувственного опыта) с тезисом рационализма (разум – не чистая доска, а активный инструмент познавательной деятельности, содержащий априорные идеи).

Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Самые общие понятия – это категории (причина и следствие, сущность и явление, закономерность и случайность и т.п.), представляющие собой «условия мыслимости» любых предметов и явлений. Категории – априорны, то есть, даны нам до чувственного опыта(лат.apriori – из предшествующего опыту). Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления, «категориальный каркас», в который мы «укладываем» все данные чувственного опыта. Априорные формы познания, следовательно, упорядочивают и систематизируют ощущения. В отличие от «врожденных идей» Декарта, кантовские «априорные формы знания» – пустые, не заполненные никаким материалом логические формы мышления, данные нам изначально.

Этическая философия Канта и его социальные идеи.

Большой вклад внес И. Кант в разработку проблем эти­ки, в частности, в таких сочинениях, как «Основы метафи­зики нравственности» (1785), названной выше «Критике практического разума» и «Метафизике нравов» (1797).

Исходная этическая позиция И. Канта сложилась не без влияния идей Ж.-Ж. Руссо. Исходной предпосылкой этики Канта является представление о человеке как о свободном существе и высшей степени существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Человек – субъект самосовершенствования и автономного, самостоятельного поведения. Единственное ограничение человеческого своеволия – нравственный закон. Нравственность опирается на двойственность человеческой природы, несущей в себе естественные задатки и склонности человека, а также на его способность возвышаться над природой, быть способным к свободному решению и выполнению своих обязанностей. Кант сформулировал высшую моральную заповедь (категорический императив): Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом.

Основные особенности этики Канта: 1. формальный характер этики. 2. отказ от построения этики как учения об условиях и средствах, ведущих человека к счастью. 3. противопоставление нравственного долга влечению, прежде всего чувственной склонности.

Для эстетики Канта характерно понимание прекрасного как незаинтересованного удовольствия, достигаемого созерцанием формы предмета.

Философская система Гегеля.

Основные работы Г. Гегеля: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812—1816); «Энциклопедия философских наук» (1817).

Г. Гегель был первым, кто попытался представить при­родный, исторический и духовный мир в виде диалектиче­ского процесса. Им было разработано целостное диалекти­ческое миропонимание и соответствующий ему диалектиче­ский метод. Философская система Г. Гегеля включает: ло­гику; философию природы; философию духа, к которой непосредственно примыкают: философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история филосо­фии. Гегель – автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. В силу присущей абсолютной идее противоречивости она постоянно развивается и порождает все новые, более богатые по содержанию понятия. И так до тех пор, пока идея не исчерпает себя, не развернет все свое содержание. Развернув и выразив все богатство своего содержания в понятиях, идея порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных вещей и явлений, то есть природы. Здесь сначала идея выступает в виде механических явлений, затем химических соединений и, наконец, порождает жизнь, а потом человека и человеческое общество. С появлением человека идея начинает существовать в форме сознания, мышления людей. Итак, философия Гегеля - яркий пример объективного идеализма. Разрабатывая свою систему и показывая, что абсолютная идея порождает свое содержимое, а затем и материальный мир, Гегель, во-первых, представил мир в развитии, во-вторых, универсальным образом развернул содержание основных законов диалектики; показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе и т.п. История есть «развитие духа во времени», а цель истории – «свобода гражданина в гражданском обществе». История проходит три этапа: древние восточные народы полагали, что свободен один человек, греки и римляне – определенная группа людей, и лишь германские народы осознали, что свободны все. История имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа» (исторические деятели, герои и т.п.). Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т.е. такое, которое берется не в логической форме, а в единстве со всем многообразием наличных «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.



Наши рекомендации