Эмпирическая методология Ф. Бэкона.
Френсис Бэкон(1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientiaestpotentia” (“Знание — сила”) — провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике. (В самом деле, его девиз «Знание — сила» находится в явном противоречии со знаменитым высказыванием библейского проповедника “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь” — Екклесиаст, 2, 18).
Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция — движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента.
Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.
Ф. Бэкон разработал методы научной индукции. Он считал, что человек должен не просто обобщать, т. е. идти от каких-то фактов к общим выводам, а проводить анализ фактов и только на этой основе делать общий вывод. Индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии истинности утверждения, но он позволяет определить, какова степень истинности того или иного утверждения.
Ф. Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы. Он и умер как ученый-исследователь, простудившись во время опыта над замораживанием курицы (набивал ее внутренность снегом). Бэкон был очень уважаемым человеком в Англии, лордом-канцлером. Основные философские труды он написал после отставки. Наиболее популярен его труд под названием «Опыты». — Это настоящий кладезь практической, житейской мудрости. В “Опытах” Бэкон активно использовал один из основных методов практической философии — метод антитез. Он излагал аргументы за и против тезиса, предоставляя окончательный вывод читателю.
Онтология и гносеология Р. Декарта.
Гносеология Декарта.
Идеалистический рационализм. Следуя традиции, Декарт разделяет всё человеческое познание на чувственное и рациональное.
Чувственное познание – даёт мнимое знание. Чувства фиксируют в предмете лишь изменения свойств. Отсюда все заблуждения в суждениях, основанных на чувствах.
Рациональное познание – даёт истинное знание. Разум – это способность правильно судить о вещах и отличать истинное от ложного.
Декарт был рационалистом. Он впервые заговорил о высшей форме познания –интуиции.
Интуиция – прямое непосредственное усмотрение истины.
К такому знанию Декарт относил аксиомы логики и геометрии, идеи чисел и существования бога.
Интуитивные идеи являются врождёнными и не приобретаются из опыта, а имеют божественное происхождение.
Они получили название врождённых идей. Признание врождённых идей – главная черта рационалистов.
Главным началом Декарт провозгласил мышление (Cogitoergosum" – "Мыслю – следовательно существую").
Духовное бытиё по Декарту первеефизического (идеалист).
К этой мысли Декарта привёл тотальный скептицизм: "Во всём можно усомниться, кроме того, что я сейчас сомневаюсь". Сомнение – это мысль, а если я мыслю – значит я существую, ибо не может не существовать то, что не мыслит. Это положение Декарт считал непрекословной истиной.
Декарт развивает учение дуализма (due).
Дуализм – равноправность материального и духовного начала (двойственность).
Весь мир Декарт разделял на две противоположных субстанции: материальную и духовную.
Материальная субстанция – природа (она делима). Её неотъемлемым атрибутом Декарт считал протяжённость – т.е. способность занимать определённую часть пространства.
Всё остальное – модусы - не основные свойства (движение, форма).
Духовная субстанция – душа (она неделима). Главный атрибут – мышление, модусы – желания.
Дуализм проявляется в попытке совместить эти субстанции, не имеющие точек соприкосновения. Дух – только мысль, а тело – лишь протяжённо.
Однако человек в жизни демонстрирует единство души и тела.
Декарт объясняет это своеобразно – Бог – творец обеих субстанций, следовательно, все вопросы к нему.
Бог – последняя субстанция, к которой Декарт обращается в затруднительных ситуациях.