Категориальное определение прогресса.

Категория «прогресса» является частным случаем более общего понятия «развитие». Так, говориться о «прогрессивном» и «регрессивном» развитии. В свою очередь — понятие «развитие» является разновидностью «движения». Движение может быть «направленным» и «хаотическим» (напр. «белым шумом»). Применительно к хаотическому движению понятие «развитие» не применяется, развитием называется «направленное движение». По этой причине, развиваться может «система» т. е. «упорядоченное множество элементов, и устойчивых связей между ними». Таким образом, прогресс естьнаправленное движение, изменение сложных систем.

Различие прогрессивного и регрессивного развития может быть положено в общем виде, то есть для любых систем, а также — специально для систем социальных, когда речь идёт о «социальном идеале прогресса», в этом случае понятие прогресса должно быть определено особым образом.

В общем виде «прогрессивное развитие» определяется через понятие «негэнтропии», то есть усложнения развивающейся системы. Соответственно - «регрессивное развитие» определяется через понятие «энтропии» то есть упрощение системы, её распад на подсистемы, вплоть до потери системообразующего качества. Таким образом, прогресс естьнегэнтропийное (усложняющее) развитие сложных систем, в отличие от энтропийного (упрощающего развития — т. е. регресса.

Применительно к «социальному идеалу прогресса» такое определение будет необходимо, но не достаточно. Оно необходимо потому, что социальная система является сложной, самоорганизующейся системой, и она может развиваться как энтропийным, так и негэнтропийным способом. Оно, в то же время, не является достаточным потому, что человеку не безразлично куда, к какому состоянию стремиться система в своём энтропийном или негэнтропийном развитии. Если в обществе развивается и усложняется система коррупционных связей, то это состояние никто не станет называть прогрессивным. Поэтому к определению «социального прогресса» должна быть добавлена «целевая причина» или аттрактор. Здесьпод целевой причиной понимаетсязаранее определённая человеком или обществом цель развития социальной системы

В этом случае прогрессом по отношению к студенту будет приближение к получению сертификата специалиста в выбранной области, а не просто усложнение его системы интеллектуального аппарата.

В итоге понятие социального прогресса определяется следующим образом: Социальный прогресс — негэнтропийное развитие сложных, самоорганизующихся систем с заданным для этих систем аттрактором (то есть целью развития).

Из этого следует, что определение прогресса в социальном смысле связано с понятием свободы, эволюция которого непосредственным образом характеризует качество социального прогресса.

В истории философии есть несколько способов понимания свободы:

Негативное понимание: «свобода как отсутствие ограничений» У Т. Гоббса первоначальное состояние общества есть неограниченная свобода (война всех против всех, анархия). Прогресс общества ограничивает свободу внешним образом
Рационалистическое понимание: «свобода как осознанная необходимость» У Б. Спинозы, затем у Гегеля мир вещественный уже дан, поэтому он — система ограничений. Эти ограничения либо освещаются разумом (тогда человек движется по «лабиринту» свободно), либо не освещаются (тогда он не свободен и его выбор случаен).
Позитивное понимание: «свобода как актуализация, опредмечивание всеобщего идеального содержания» У И. Канта, затем у Г. Гегеля необходимость, моральный долг, социальные институты̶ не ограничение свободы, а её актуализация в материальном мире
Творческое понимание: «свобода как актуализация личного идеального содержания» У Канта в «Критике способности суждения» гений — это человек, который может формировать суждения вкуса. Далее этот принцип переходит в «философию жизни» и экзистенциализм

Поскольку выше было выделено понятие целевой причины как обязательное для понимания прогресса в социальном смысле, постольку в обществе с необходимостью должно реализовываться не только рационалистическое понимание свободы как свободы выбора, но и позитивное, и творческое понимание свободы как способности формировать социальный идеал общества.

Наши рекомендации