Лекция 9. Характерные черты и многообразие форм научного

Познания

Как было показано в предыдущей теме, теории могут быть научными и вненаучными. Во многом это зависит от методов их создания и развития.

Теория, когда она разработана и доказана ее истинность, при соответствующих познавательных условиях может оказывать непосредственное воздействие на практику. Но для этого создаются определенные средства соединения теории и практики, которые и называются методом. Таким образом, теория не может непосредственно воздействовать на практику без использования соответствующих методов.

Развитие конкретных наук тесно связано с философией. Впервые в их развитии именно философия попыталась дать методы, способствующие более успешному познанию окружающего мира. Во всех философских системах прошлого наряду с онтологией (учением о бытии), гносеологией (учением о познании) большое место занимала методология (учение о способах и средствах познания). Если не все, то многое в познании зависело от правильно выбранных методов исследования.

В связи с усложнением процесса добывания знаний об окружающем нас мире проблема методологии в научном познании в наше время вышла на первое место. Кроме традиционных методов, ведущих свое летоисчисление со времен Ф. Бэкона, наука в своем развитии постепенно открывает новые методы, адекватные современному уровню научного познания. Системный подход, синергетика вошли в научный обиход только в XX веке. Без всякого сомнения, методология будет совершенствовать традиционные методы познания окружающего мира, но на очереди открытие новых методов, позволяющих более успешно осуществлять познание мира. Эти методы будут иметь как общефилософское, так и общенаучное значение. Они помогут сделать более эффективными частные методы, которыми пользуются как отдельные науки, так и составляющие их научные дисциплины.

Общенаучные методы познания

Методология имеет большое количество значений, которые показывают многосторонность и многоступенчатость данного понятия, отражающего многообразие подходов к познанию окружающего мира. Остановимся лишь на двух определениях этого понятия.

Методология – это философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология– это совокупность методов.

Как видно из самого термина «методология», он состоит из двух древнегреческих слов – «путь» и «учение».Метод – это некоторая совокупность приемов и операций, с помощью которых решаются познавательные и практические задачи. Методы по своей общности делятся на философские, общенаучные и частные.

В этом ряду стоит и такое понятие как методика. Методика – это в контексте нашей темы совокупность методов, приемов целесообразного проведения какого-либо исследования или эксперимента, последовательность проведения какой-либо работы.Методика, как видим, может содержать ряд методов, но в свою очередь методика может применяться и для раскрытия одного сложного метода, например эксперимента.

Большое значение в познании имеют философские методы, которые ис-следователь использует сознательно или стихийно.

В первой теме курса, когда речь шла о методологической функции философии, были рассмотрены и другие философские методы, которые использовали философы на различных этапах развития этой теории.Сегодня наибольшее значение играет диалектический метод, о нем речь пойдет позже.

Частные методы – это методы, которые применяют отдельные науки, такие как физика, химия, биология и т. д. Особое место в науке занимают общенаучные методы, которые применяются во всей научной области. Они годятся и для физики, и для химии, и для биологии и т. д. Общенаучные методы – это приемы и способы, посредством которых решаются общепознавательные задачи.

Принято считать, что исследование окружающего мира охватывает два уровня научного познания: 1)эмпирический и 2) теоретический. Соответственно и методы научного исследования составляют две группы: 1) научные методы, которые применяются на эмпирическом уровне, — это наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; 2) научные методы, которые применяются на теоретическом уровне, — это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, идеализация, формализация, исторический и логический методы, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному.

Надо также иметь в виду, что некоторые методы могут применяться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания. Это относится к анализу и синтезу, а также к сравнению. Кроме того, в последние десятилетия большое значение в познании приобрели моделирование, системный подход и синергетика. Все эти методы свое развитие получили с развитием экспериментальной науки, как способы мыслительной обработки экспериментальных данных.



Наши рекомендации