Индивидуальное и общественное сознание
Проблема сущности сознания ̶ одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых, (а нередко в одной и той же науке), термин «сознание» наполняется разным содержанием. К тому же и само понимание природы и сущности сознания тоже не является однозначным, что связано с решением вопроса о соотношении материи и сознания.
Есть несколько различных подходов к определению сущности сознания, причем они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая таким образом, полное представление о сущности сознания путем показа различных его аспектов.
Сущность сознания | ||||
Исторический Аспект | Функциональный Аспект | Гносеологиче-ский аспект | Социальный аспект | |
Сознание, вторично по отношению к материи, это продукт исторического развития и усложнения материи | Сознание – это функция нормально работающего человеческого мозга | Сознание – это качественно новая, идеальная форма отражения, это субъективный образ объективного мира | Сознание – это активно-преобразующеее отражение действительности общественным человеком | |
Все это позволяет дать определение сознания.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека
Таким образом, сознание – это идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование действительности.
В философии одним из основных аспектов прояснения сущности сознания является вопрос об его онтологическом статусе: является ли сознание самостоятельной субстанцией или нет?
Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя, понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (например, Р.Декарт).
Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, всегда трактовал сознание как ее проявление. В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с материальными явлениями и процессами, что позволяет получать информацию о нем через их изучение.
Современный материализм анализирует связь сознания с материей в следующих основных аспектах:
- онтологический аспект – во-первых, как особый вид бытия (идеальное бытие), во-вторых, как свойствовысокоорганизованной материи – мозга;
- гносеологический аспект ̶ как отражение объективной реальности в виде субъективных идеальных образов;
- генетический аспект̶как результат развития психики животных в процессе биологической эволюции и антропосоциогенеза;
- социокультурный аспект ̶как социальное явление, продукт исторического развития общества и культуры;
- функциональный аспект –как объективация идеальных образов сознания в речи, в человеческой деятельности, в предметах и явлениях материальной и духовной культуры.
Особенно важной характеристикой сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его характеристика, как субъективность.
Сознание – это всегда чье-то сознание, то есть имеет конкретного материального носителя – субъекта.При этом нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному исследованию как элемент объективной реальности, а содержание мыслей – субъективно,принадлежит внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую жизнь.
Как идеальная и субъективная реальность сознание функционирует и развивается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в своих мыслях может даже нарушать его закономерности, создавая фантастические образы и сюжеты, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.
В последнее время в науке и философии получает признание информационный подход к интерпретации сознания,в рамках которого идеальные, субъективные образы сознания трактуются как особые способы получения, хранения и переработки информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители этой информации. С этой позиции, например, влияние мыслей и сопутствующих им чувств и настроений на состояние организма человека интерпретируется как информационное управление:мысль воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, которые являются ее материальными носителями.
Сознание представляет собой целостную систему. В структуресознанияобычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, а также самосознание.
Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с выполнением важнейшей функции сознания – информационно-ориентировочной: сознание – это способ получения информации о мире, позволяющей человеку ориентироваться в окружающей действительности. Познавательная сфера включает в себя различные познавательные способности человека, память, которая обеспечивает хранение полученной информации и внимание, которое позволяет сознанию сконцентрироваться на определенном объекте или проблеме.
Эмоциональная сфера включает в себя чувства (удивление, любовь, ненависть, голод, боль и пр.) и аффекты – кратковременные, но сильные и бурно протыкающие переживания (ярость, восторг, ужас и пр.).
Волевая сфера сознания̶ это, прежде всего, воля как способность человека осуществлять свои желания, добиваться поставленных целей; сюда же относят мотивы, потребности, интересы человека, которые «включают» механизм волевых усилий.
Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в процессе социализации, а также выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом ценностные представления (мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные ориентации (значимое, существенное или несущественное, второстепенное).
Самосознание -осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов своего поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя.Самосознание предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, оценку своих возможностей, характеристику себя в собственном мнении.Самосознание формируется у человека не сразу и представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей гендерной специфики, принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре.
Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позициюрефлексии(отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.
Все перечисленные вышеструктурные элементы сознаниявзаимосвязаны и участвуют вдеятельности сознания: вначале человек осознает свои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие определенным значением и смыслом, испытывая при этомчувства и эмоции. Потом ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с использованием знания методов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. Затем результаты вновь оцениваются, и действия корректируются.
Таким образом, элементы сознаниямогут последовательно в процессе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они могут быть в определенной степени автономными друг от друга, но практически их взаимосвязь носит постоянный характер.
Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
«Сознательное и бессознательное» стали важными философскими категориями в связи с возникновением, развитием и широким распространением философии психоанализа. Хотя отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений встречал у философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но именно работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций. Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной наукой и философией, но, не смотря на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа способствует пониманию сложности и неоднозначности такого явления как человеческое сознание.
Примером этому являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д. К сфере бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в фокус сознания.
Так называемые автоматизмы могут возникнуть сознательно, но затем погрузиться в сферу бессознательного. Так, например, игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, занятия спортом на первоначальном этапе контролируются сознанием, а затем приобретают характер автоматизма. Здесь хорошо видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма автоматизма уменьшается нагрузка на сознание, увеличиваются творческие потенции человека.
Бессознательное и сознательное являются относительно самостоятельными частями единой психической реальности. Они противоречивы и между ними часты конфликты. Но они и взаимосвязаны, взаимодействуя между собой, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности развития творческих возможностей субъекта. И хотя социальное поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов и остается место и для бессознательного. Сознание в значительной мере формирует бессознательное, способно в целом его контролировать.
Одной из сложных философских проблем является проблема соотношения индивидуального и общественного сознания.
Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как обыденноеи теоретическое сознание. Первый включает в себяэмпирическое знаниеиобщественную психологию, второй ̶ естественнонаучное знание и идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство как результат функционирования эстетического сознания, религия.Но надо помнить, что это сознание функционирует на двух уровнях, а поэтому и представления об этих формах могут быть различными: как обыденными, так и теоретическими.
Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифференцированное (синкретичное) сознание. Умственный труд не был отделен от физического. Он был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.
Рассмотрим кратко отдельные формы общественного сознания:
̶ политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
̶ правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
̶ мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
̶ искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освое- нием действительности через художественные образы, составляющие основу эстетического сознания;
̶ религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
История знает немало примеров, когда индивидуальное сознание способно обгонять существующее на данный момент общественное сознание. Таково сознание выдающихся ученых, которые способны предвидеть дальнейший ход развития той или иной области научного знания, а то и общественного развития в целом, предсказывать то, о чем другие еще и думать не думали. Но бывают и случаи отставания индивидуального сознания от существующего уровня общественного сознания. Устранению этого пробела и служат обучение и воспитание человека. Ведь человек свободен в своих деяниях лишь тогда, когда руководствуется знаниями, достигнутыми человечеством к данному периоду времени и освоенными им.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.
Контрольные вопросы
1. Перечислите взгляды на сознание, существовавшие в
истории философии.
2. Дайте определение сознания.
3. Взаимоотношение сознания и языка.
4. Что является генетической предпосылкой сознания?
5. Основные функции сознания. Расскажите о них.
1. Какова роль бессознательного в психической деятельности
человека?
2. Идеальное: различные точки зрения, сущность.
3. Расскажите о формировании высшей формы сознания –
самосознания.
4. Взаимодействие индивидуального и общественного сознания.
Логические задачи по теме
1. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В чём связь материального и идеального? Можно ли говорить об их абсолютной противоположности?
2. Согласны ли вы со словами Парменида о том, что «одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли», что мысль – только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен.
3. «Происхождение сущности бытия существующего непонятно, загадочно… Мы мыслим ещё в буквальном смысле слова. Поэтому спрашиваем: что значить мыслить?»Что значить мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?
Библиографический список:
1. Дубровский, Д.И. Проблема идеального. ̶ М, 1993.
2. Ильенков, Э.В. Философия и культура. ̶ М: Политиздат, 1991.
3. Лейбин, В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. ̶ М., 1990.
4. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. №10.
5. Метафизика: Учебное пособие /под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.
6. Миронов, В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. – М: Гардарика, 2005.
7. Никитина, Е.А. Познание. Сознание. Бессознательное. – М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
8. Проблема сознания в философии и науке /под ред. проф. Д.И. Дубровского. – М: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
9. Цвейг, С. Врачевание и психоанализ. М, 1994.