Лекция 2. Возникновение философии и основные этапы ее

Развития

Философия как особая форма общественного сознания возникает в VII-VI вв. до н.э. в разных районах Земного шара. Этому во многом способствовало наличие сходных культурных предпосылок (мифологического сознания) и выделение в особый вид труда мыслительной деятельности. Да и вопросы, волновавшие первых философов, были сходными: «Что есть мир? Что есть человек? Как они связаны? Может ли человек познать мир и самого себя? Если может, то как протекает это познание? Есть ли первооснова всего сущего и какова она?» и т.п. Тому, как первые философы отвечали на эти вопросы, и посвящена данная лекция.

Древневосточная и античная философия

Философия Древней Индии.

Философия Древнего Востока – этот своеобразный пласт духовной культуры человечества, исторически возник раньше западной философской традиции.

Среди философских школ Древней Индии наиболее влиятельными считаются две – веданта и буддизм.

Основное содержание индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша) /в буддизме ̶ нирвана/.

Около 500 г. до нашей эры начинается эпоха классической (брахмано-буддийской) философской системы. Эта эпоха просуществовала около 1,5 тысяч лет. В это время возникают множество школ и появляются отдельные имена.

Можно различать ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергающие исключительность их авторитета.

Существует шесть классических ортодоксальных систем: санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. В общем контексте данные школы представляют собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала, обрядов (магических формул и т.п.).

В основе учения мимансы (пер. ̶ «разъяснение») лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта («завершение Вед») является основой большинства современных школ индуизма; в отличие отмимансы она в большей степени затрагивает философское учение Вед, а не их ритуальные аспекты.

Веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Веданта утверждает, что Веды ̶ истинное знание о Боге и смысле жизни.

Основу веданты составляет различие и противопоставление двух миров: мира существования (изменяемого, не вечного) и мира реальности (неизменного, вечного). Реальность распадается на два полюса - объективный (брахман) и субъективный (атман). Причина различия ̶ наше невежество, вызванное неумением отличить вечное от невечного.

В учении ньяи (пер. ̶ «правило, логика») было создано учение о формах мышления, что явилось важным вкладом в развитие логики и гносеологии.

Вайшешика (пер. ̶ «различие, особенность») развивала учение о категориях и атомистику. Она стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком.

Санхья (пер. ̶ «разумное взвешивание», «перечисление») утверждает дуализм первоматерии (пракрити) и духовного начала (пуруши). Цель бытия

заключается в разъединении пуруши и материи.

Йога (пер. «напряжение», «тренировка») оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санхьи, с которой йога тесно связана (однако йогой признается и личный Бог).

К неортодоксальным системам причисляют буддизм, джайнизм, адживинизм.

Буддизм ̶ религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), в Китае, в Юго-Восточной Азии (после III в. н.э.), а также в иных регионах. Буддизм стал первой из трех мировых религий.

Это религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полной свободы от страдания). Буддизм противоположен веданте, так как утверждает способность к самостоятельному освобождению: только человек может спасти себя. Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины». Чтобы избавится от страданий и достигнуть состояния нирваны, человек должен следовать «четырём благородным истинам»:1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причинами страдания являются желания, эгоизм, неведение; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддийскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности – нет ничего постоянного и устойчивого, всё изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных и моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащего в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий.

Материалистическим древнеиндийским учением, самые ранние сведения о котором содержатся в буддийских канонических текстах, Ведах и древнеиндийском эпосе, считается локаята. Возникновение этого учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а некоторые антиведические и атеистические идеи приписываются Чарваке. Согласно этому учению, все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Иногда прибавляют пятый элемент – эфир. Свойства предметов зависят от сочетания в них этих элементов. Тело человеческое, его органы чувств, сознание, разум тоже состоят из этих элементов. Умирает тело, умирает и душа. Отжившие свое элементы присоединяются к природным. Из подобного понимания структуры природы и души и отдается в гносеологии приоритет чувственному познанию (сенсуализму). Так как все существующее состоит из одних и тех же элементов, органы чувств и могут воспринимать предметы мира. «Подобное познается подобным». Поэтому и не могут существовать какие-либо внечувственные или сверхчувственные объекты: бог, душа и т.п.

Джайнизм (пер. ̶ «победитель») еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опирающееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием.

Между буддизмом и джайнизмом много общего. Оба хотели победить страдание, оба не признавали авторитет Вед, оба считали, что нет вечной и абсолютной Вселенной, нет вечной души, оба признавали факт наличия людских страданий. Но отличие джайнизма в том, что избавление от страданий достигается не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, то есть непричинения вреда всему живому. Главными принципами джайнизма являются непричинение вреда, отказ от категорических суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; второй − право каждого человека на самостоятельное суждение; третий – взаимозависимость всех форм жизни.

Большой интерес представляет и адживика, отрицающая существование души. Основателем адживики считается мудрец Маркалидева, живший в VI-V вв. до н.э. В основе адживики лежит атомистическая идея, определяющая другие идеи и представления этого учения: из четырех разновидностей атомов строятся четыре стихии природы: земля, вода, огонь и воздух. Атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не является атомарной, но она ̶ восприятие, познание сочетаний атомов. Сознание – особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неуничтожимы. Таким образом, адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, противостоя древнеиндийским религиям и брахманизму.

Эпоху после 1000 г. н.э. считают периодом послеклассической индийской философии. С начала XIX в. можно говорить о современном периоде,

характеризующемся соприкосновением с западным мышлением.

Древнекитайская философия.

Древнекитайская философия возникла в VI-V вв. до н.э. Данное время

характеризовалось формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил, ростом научных знаний. Философия, длительное время развивающаяся анонимно, становится авторской. Древнекитайская философия связана с именами Конфуция и Лаоцзы. Наряду с данными именами существовали и другие направления – моизм, легизм, софизм.

Если в Индии философские школы связаны с Ведами, то в Китае – с конфуцианским учением.

Основной идеей философии Китая является идея гуманизма. Этические и политические дискуссии преобладали над метафизическим умозрением. Но концепция божественного никогда не противоречила этому гуманизму. Наоборот, основным положением китайской философии была неразрывная связь человека и Божественного (Небесного) начала.

Даосизм возник практически одновременно с учением Конфуция.

Даосизм (от «дао» ̶ буквально «путь») ̶ религиозно-философское направление древнекитайской философии.

Основатель даосизма китайский философ Лаоцзы (букв. - «старый мастер, философ»). Учение изложено в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о пути и его проявлениях»). Также важнейшим мыслителем даосизма был Чжуанцзы.

В центре доктрины даосизма ̶ учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Дао ̶ то, что всё рождает (невидимое, неслышимое, недоступное органам чувств). Все материальные вещи рождаются из небытия (дао), а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, дао (небытие) вечно, всё остальное преходяще.

Проявляется же Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао всё порождает, то дэ всё вскармливает. Ци - жизненная сила, энергия Дао. Ци делится на ян (бытие, светлое начало) и инь (небытие, тёмное начало)− противоположные проявления Дао в земном мире, которые постоянно переходят друг в друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в тёмные цвета, и наоборот.

Человеческая жизнь мыслится вплетенной в космический путь природы.

Главная идея здесь ̶ действие через «недеяние».

Конфуцианство ̶ философия нравов и государства, проповедующая неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Основатель учения Кун Фуцзы (букв. ̶ «учитель Кун»), известный как Конфуций (VI-Vвв. до н.э.). Важнейший из его последователей Мэнцзы, разрабатывавший теоретический базис конфуцианства. Позже стандартным каноном стали считать «Четыре книги» - «Лунь Юй» (речи Конфуция), «Мэнцзы», «Учение о середине», «Великое учение».

Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми – гуманность (жень). Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Управление государством должно основываться не на страхе или на насилии, а на почтении к старшему по возрасту и правителям, уважении к традициям.

Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьей, в которой роли между членами жестко распределены. В нем действует основной закон: «Не делай другому того, того чего себе не пожелаешь».

Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на Земле.

Неоконфуцианство (начиная с XI в.) становится государственной философией Китая. Классические темы философии нравов дополняются теперь космологией, восходящей к школе инь − ян.

Противоположную позицию по отношению к учению конфуцианства о государстве, построенного на морали, занимают легисты (законники). Их идеал ̶ мощное и унитарное государство. Оно опирается на силу правящей династии, военного сословия и сельского хозяйства. Его основа ̶ обязательные для каждого законы, выполнение которых должно гарантироваться строгой системой наказаний и поощрений.развитым

Античная философия.

Философия зародилась практически одновременно в трех самых больших регионах древней цивилизации ̶ на Востоке, в Греции и Риме. Приблизительно тогда же произошло зарождение философии в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философия не достигла уровня, присущего более развитым странам. Античная философия ̶ это философские учения в древнегреческих (с конца V до н.э. до VI н.э.) обществах. В её многообразных формах имеют начало почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков и восточных соседей (Египет, Вавилон). Постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зародились наука и философия, возникли понятия и категории философии.

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Отличительной чертой античной философии является её космоцентризм, направленность её на осмысление «космоса», «природы». Человек как важный предмет осмысления античных мыслителей рассматривался и как неотъемлемая часть природы.

В античной философии можно выделить следующиеэтапы:

1) становление древнегреческой философии (VII-Vвв. до н.э.) – основное внимание уделялось проблемам космоса, природы;

2) классическая греческая философия ( V-IV вв. до н.э.) – учение Сократа, Платона, Аристотеля, основное внимание обращается на человека и его связь с природой;

3) греко-римский, или эллинистический этап (конец IVв. до н. э. – IVв. н.э.).

Кратко рассмотрим эти учения.

Милетская школа.

В VII-Vвв. до н.э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада. В результате греки унаследовали опыт наблюдений над природой, технических знаний, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилона.

Первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. Основу всех многообразных состояний материи вещей и явлений они пытались найти в некой субстанции ̶ первоматерии, отождествляя её с чувственно-воспринимаемыми состояния-

ми материи. Фалес (625-545гг. до н.э.) ̶ с водой, Анаксимен (560-480 гг. ) ̶ с воздухом, видя в нём бесконечность и легкость изменяемости вещей, Гераклит ̶ с огнем и т.д.. Только Анаксимандр субстанцией первоматерии считал нечто, лишенное чувственной определённости, беспредельное ̶ апейрон. Первооснова (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, воздух, вода, огонь), что в последующем и создает богатство окружающего мира.

Первые представители Милетской школы объясняют мир, исходя из него самого, на основе материальных начал. Но они были гилозоистами (гилозоизм ̶ философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), то есть выражали идею одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Также они были пантеистами (философская позиция, в соответствии с которой «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание Богов, понимая под этим фактически природные силы.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Гераклит(540-480гг. до н.э.) ̶ выдающийся древнегреческий философ из Эфеса. Основатель первой формы диалектики («наивной диалектики»).

Ему принадлежат знаменитые слова: «Всё течет, всё изменяется», « В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Возникновение и исчезновение, рождение и гибель, бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Гераклит заметил, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным. Он указал, что если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает всё. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки. В которую нельзя войти дважды. Движение ̶ это жизнь.

Гераклит считал первоначалом всего мира огонь. Огонь ̶ это энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. Разумность, то есть Логос, правит всем через всё: он всё направляет и всему даёт форму. Природа подчиняется скрытому закону природы ̶ Логосу.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века.

Пифагор(580-500 гг. до н. э.). Школа Пифагора просуществовала около двухсот лет. Источником и первоосновой мира для Пифагора является не то или иное природное вещество, а количественное отношение ̶ число. Оно владеет вещами, моральными и духовными качествами. Числа выступают как самостоятельные сущности («число владеет вещами»). «Всё есть число» ̶ закон порядка и совершенства всей природы. Само слово «космос», которое в наше время обозначает всё находящееся вне Земли, в переводе с греческого означает «порядок».

Всякая гармония выразима числовой пропорцией. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью чисел. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Душа человека – часть мировой души, она бессмертна. Ему принадлежит идея переселения душ.

Гегель писал, что учение пифагорейцев ̶ один из промежуточных этапов на пути признания первоначал физическими, к признанию их идеальными, на пути от Милетской школы к Платону.

Ксенофан(565-473 гг. до н.э.) ̶автор концепции единого Бога. Считается учителем Парменида и тем самым основоположником школы элеатов.

Его основная идея ̶ борьба против антропоморфизма, против мифологии вообще. Утверждал, что люди создают богов по своему образу. Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Этим заявлением он поддерживал позицию пантеизма.

Парменид(540-480 гг. до н.э.) и его последователь Зенон (490-430 гг. до н. э.) явились наиболее известными представителями элейской школы.

Основной принцип Парменида: «Бытие есть, а небытия нет». В противоположность Гераклиту, который утверждал, что всё меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Бытие всегда одно и то же, никогда не начинается и не кончается, не движется, однородно и имеет форму шара.

Бытие есть то, что охватывается мыслью. Небытие не существует, так как его нельзя мыслить и поэтому о нем не надо говорить. Гносеология Парменида основана на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувственный же опыт обманчив, поскольку дает видеть только кажимость.

Тем самым, эмпирическое познание и умозрительное резко отделяются друг от друга. Предметом истинного познания может быть лишь единое, неизменное бытие.

Элеаты считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отображению действительности. Они первыми поняли, что процесс познания – это переход от чувств к разуму, но рассматривали данные пути познания обособленно, противопоставляли их.

Разум ̶ это «путь истины»; чувства ̶ это «путь мнения».

Логическое обоснование выводов Парменида сделал Зенон. Он является представителем субъективной диалектики. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире. Он подчеркивал, что логически невозможно представить множество вещей и допущение движения. Это приводит к противоречиям. Следуя принципам элейской школы, он противопоставлял чувственное и рациональное познание. Истинным считается только рациональное познание, а чувственное познание признается ограниченным, противоречивым (апория «Пшеничное зерно»).

Зенона занимали также вопросы пространства, движения. Признание движения бытия как перемены места во времени ведёт к противоречиям (апории «Стрела», «Ахиллес и черепаха»).

Элеаты окрыли специфику рационального мышления. Единое у элеатов, в отличие от древнеиндийского Единого и древнекитайского дао, рационально, и наличие его обосновывается мышлением, что выводило на философское видение проблем.

Античная атомистика

Левкипп вводит в философский оборот понятие «атом»,
но цельного философского учения не создает. Эту задачу решает Демокрит.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создает атомистическую концепцию вещества, которая решала противоречие между положением Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия. В природе может быть как бытие, так и небытие.

Атомы (эйдосы) ̶ невидимые, неделимые элементы бытия. Атомы бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами. Из разных атомов путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом. «Маршрут» каждого атома заранее предопределен и не может быть произвольно изменен (идея детерминизма). Атомы – бытие, а пустота (небытие) между атомами объясняет возможность их движения. Эпикур позднее подправил Демокрита, заявив, что атомы могут отклоняться от первоначальной траектории в силу присущих им внутренних противоречий (Гениальная догадка о сложном строении самого атома).

Разграничивая чувственное и разумное познание, Демокрит полагал, что только мышлением (познание «по истине») можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы ̶ атомы и пустоту. Чувственное познание недостоверно, поскольку порождает субъективные мнения (восприятия ̶ истечения эйдосов).

Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки.

В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения материальных частиц, была положена в основу естественно-научной картины мира.

Наши рекомендации