Учении о бытии (онтология): понятие бытия, монистические и плюралистические концепции бытия.
Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в её общем виде. Эта категория появилась только тогда, когда философия поставила перед собой проблему существования и стала её анализировать. В современной философской литературе указывается на два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это всё существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Бытие - это всё то, что существует. Предельно общим определением бытия является то, что оно есть - бытие. Бытие есть сущее, которым обозначаются свойства, отношения, явления. По Соловьёву, внешняя явленность - бытие, внутренняя - сущее. Хайдеггер считал наоборот. Бытие имеет своё противоположное понятие - небытие.
Под бытием понимается всеобщая характеристика всего сущего, которое заключается в том, что оно есть. Основой бытия является субстанция, его инвариантная основа. Уже древние философы разделяли бытие на бытие явлений и бытие сущностей. То бытие, которое воспринимается органами чувств, есть бытие явлений. Бытие - есть фундаментальная характеристика всего существующего.
В бытии выделяют следующие уровни:
1 уровень - объективная реальность. Это уровень материи, когда всё выводится из объективной реальности. Но если всё бытие свести к уровню материи, то тогда человек ( как материальный объект) вполне может быть объектом социальной инженерии, т.е. при этом не учитывается самоценность и самостоятельность человека, что он не только объект, но и субъект. Человек не сводим к совокупности общественных отношений. Он - существо способное к выбору, творчеству, созданию смыслов.
2 уровень - субъективная реальность, связанная с миром ценностей личности. Это не просто форма человеческого бытия, а свойство реальности вообще. У каждого человека есть своя необъективированная субъективная реальность. Другими словами, уровень объективной реальности представляет собой не что иное как уровень цивилизации, а уровень субъективной реальности - это мир культуры. Вместе с тем выделяется и третий уровень бытия, который русский философ С.Л. Франк связывал с объективным нематериальным бытием - духом. В своей работе «Непостижимое» он ставит вопрос: что может быть более объемлющим и глубоким, чем бытие? С точки зрения идеализма, полнота предметного бытия укоренена в сознании, мышлении. Но ведь мышление, сознание тоже в каком-то смысле есть - значит входит в состав бытия и ему подчинено. Бытие есть, согласно Франку, момент более глубокий и первичный, чем мышление и сознание. Глубина его измеряется состоянием духа, как наиболее существенного уровня в развитии бытия. Головокружительный, по Франку, вопрос: «что собственно подразумеваем мы под словом «есть», что это значит?" - этот вопрос разрешается сам собой через усмотрение, что выход за пределы всего постижимого и выразимого в понятии и есть существенный определяющий признак именно того, что мы разумеем под реальностью.
Уровни бытия по сути дела определяют его основные формы, или разрезы бытия по терминологии Николая Гартмана. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но, как всякая граница, не только разделяющая, но и связывающая эти области. Сам Гартман выделял три разреза: первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром; второй разрез между неживой и живой природой; третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Надо сказать, что общепринятыми формами бытия в литературе так и выделяются: неживая природа, живая природа и социальные формы, которые вполне объемлют психическое и собственно духовное бытие или реальность. Конкретизация же понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя».
2. Монистические и плюралистические концепции бытия.
Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.
Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.
Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.
Философия Д. Юма.
Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Юм толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.
С убеждением Юма в причинном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Юм решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии следования во времени события Б после А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б.
Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Юм использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» Критика духовной субстанции перерастала у Юма в критику религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную религию».
В основе этики Юма - концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. В поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», он обращался к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму
29. Принцип самоорганизации бытия в живой и неживой природе.
Первые сомнения в классической концепции развития возникли в 1920-е годы в результате создания новой модели расширяющейся Вселенной, которая сменила старую стационарную модель. Согласно новым представлениям, наша Вселенная возникла 15-20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва и лишь постепенно пришла к современному состоянию, которое также не является стабильным. При этом эволюция шла от простейшего хаотического состояния к современному упорядоченному.
Затем новые эволюционные идеи проникли и утвердились в химии, геологии, экологии и других науках. Но до середины XX века по-прежнему считалось, что для неживой материи основной тенденцией является стремление к разрушению и лишь жизнь, представляющая стремление к упорядоченности и организованности, противостоит этой основной тенденции. Это противоречие впервые было четко зафиксировано в книге известного физика-теоретика Э. Шредингера "Что такое жизнь?".
В то же время к середине XX века была сформулирована общая теория систем и основы кибернетики. В них было установлено, что все системы являются открытыми, т.е. постоянно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Поэтому решить проблему развития в физике и, самое главное, найти подходы к решению вопроса о тепловой смерти Вселенной удалось только тогда, когда физика обратилась к понятию открытой системы. Тогда же было установлено, что при определенных условиях в открытых системах могут возникать процессы самоорганизации.
Самоорганизация – это скачкообразные природные процессы, переводящие открытую неравновесную систему, достигшую в своем развитии критического состояния, в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем упорядоченности по сравнению с исходным.
Критическое состояние – это состояние крайней неустойчивости, достигаемое открытой неравновесной системой в ходе предшествующего периода плавного, эволюционного развития. Ключ к пониманию процессов самоорганизации находится в исследовании взаимодействия открытых систем с окружающей средой.
Особое значение для утверждения этих взглядов в науке сыграла модель развивающейся Вселенной, в соответствии с которой в ее развитии ясно просматривается нарастающее усложнение строения. В первые мгновения после Большого взрыва Вселенная представляла собой смесь элементарных частиц, свободно превращавшихся друг в друга при гигантской температуре. Затем, по мере снижения температуры, появились существующие сегодня элементарные частицы, ядра атомов водорода и гелия и, наконец, сами атомы этих элементов. Далее однородная газовая смесь, которой была Вселенная, начала уплотняться и превратилась в галактики и звезды. Внутри звезд образовались все остальные химические элементы таблицы Менделеева, после чего стало возможным появление планет. На некоторых из них (по крайней мере, на Земле) смогла появиться жизнь, а затем и разум. Таким образом, открытия в космологии подтверждали, что самоорганизация является фундаментальным принципом Природы, лежит в основе наблюдаемого развития от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации вещества.
Но общие теории самоорганизации появились лишь в 1970-е годы. К их созданию ученые шли разными путями: Г. Хакен, создатель синергетики, – из квантовой электроники и радиофизики; И. Пригожин, основатель неравновесной термодинамики, – из анализа специфических химических реакций. Были ученые, изучавшие эти процессы: в биологии – М. Эйген, в метеорологии – Е. Лоренц, а также автор теории катастроф Р. Том. Постепенно эти ученые начали выходить за рамки своих узких дисциплин, стали замечать аналогию между математическими моделями и концептуальными системами, описывающими разные на первый взгляд процессы. Так стало формироваться убеждение, что во всех этих явлениях есть единая основа, позволяющая создать общую теорию самоорганизации материи. Этому способствовал и системный подход, утвердившийся к этому времени в науке. Созданная теория самоорганизации очень хорошо дополняла системный подход. Если кибернетика делала акцент на анализе динамического равновесия в сложных системах с отрицательной обратной связью, устраняющей возникшие отклонения, то синергетика исследовала механизмы возникновения сложных систем в ходе процессов самоорганизации на основе положительной обратной связи, накапливающей изменения и приводящей к разрушению старой и возникновению новой системы. Сегодня общая теория самоорганизации развивается в основном в рамках двух наук – синергетики и неравновесной термодинамики, во многом дополняющих друг друга.
Но что отличает естественное от искусственного, живое от неживого, человека от всех прочих? Это отношение ко времени, то, как система осваивает время. Один из основателей теории ноосферы Альфред Кожибски так характеризовал основное эволюционное назначение разных форм жизни: "Растения осваивают энергию (например, фотосинтез). Животные осваивают пространство (поиск пищи, раздел территорий и т.д.). Человек осваивает время, как существо социальное, он связывает его в культуре и наследует свой опыт потомкам". И время, следуя И. Пригожину, становится основным объектом постнеклассической парадигмы науки XXI века – науки об открытых, эволюционирующих, самоорганизующихся, самоописывающихся, самовоспроизводящихся системах, неизбежно проходящих в своем развитии фазы кризисов и стабильности, расцвета и упадка. Стартовав с эволюционной эмпирики Дарвина в XIX веке, этот подход в XX столетии был обогащен теорией систем и кибернетикой, нелинейной динамикой и теорией катастроф, фрактальной геометрией, теорией динамического хаоса и теорией сложности, современной и традиционной философией. Теперь он опирается на универсалии точного естествознания, мягко транслируемые в общекультурное русло, и за последнюю четверть века оформился в широкое трансдисциплинарное научное направление – синергетику