Мировоззрение и его исторические типы. Формирование философии.
Предмет философии
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
Объектом философии является весь окружающий мир. Предметом философии считают наиболее важное, универсальное, существенное в системе отношений человека и мира.
Первые античные мыслители считали своим предметом устройство мира. Мыслители классического периода делают предметом изучения человека, живущего в обществе. В Средние века философия изучает внутренний мир человека, его отношения с Божеством. Философия Нового времени изучает процесс познания.
Современная европейская философия изучает широкий круг мировоззренческих проблем:
Что такое человек?
В чем состоит смысл жизни?
Что такое добро и зло?
Как устроен мир?
Что такое счастье?
Куда движется история?
На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали и нравственности, эстетика – учение о красоте, о смысле и предназначении искусства. В целом философию можно определить как особый тип мировоззрения, в котором изучаются основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Особенности философских проблем:
1) эти проблемы всегда актуальны и окончательно неразрешимы;
2) эти проблемы многозначны в постановке и в решении;
3) эти проблемы имеют духовный характер и связаны с определением смысла;
4) эти проблемы сочетают теоретическую и практическую составляющие;
5) эти проблемы являются наиболее значимыми для человека.
Таким образом, предметом философии являются наиболее значимые мировоззренческие проблемы.
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.
Роль философии в обществе.
Что философия может дать каждому человеку? (практический смысл изучения философии)
1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке
2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни
3. Обучить принципам «мудрой жизни» (т.е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т.д.)
4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности
5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее
6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил
7. Научить познанию будущего
Роль философии в жизни общества определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.
Мировоззренческая - изучение философии помогает формированию системы высших духовных ценностей.
Методологическая – философия разрабатывает способы познания, интегрирует данные различных наук.
Функция культурной трансляции – в философии аккумулируется (накапливается) духовный опыт и передается новым поколениям.
Прогностическая - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая– заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца ХIХ-начала ХХ вв. и др.).
Социальная– объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Таким образом, философия – это рациональное мировоззрение. Философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом постижении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы.
Как устроен мир?
Материализм – это воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и душевной и духовной – в материи. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.), которые он отклоняет как мнимые.
Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Дуализм – это сосуществование двух различных, не сводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений.
Откуда берутся знания?
Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта.
Рационализм – направление в философии, делающее центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.
Иррационализм – направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.
Школа– это подразделение, которое объединяет единомышленников, является институционализированным и имеет конкретно-исторический характер.
Школа киников. Основатель – Антисфен. Киники стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Положение не только бедственное, но и унизительное избиралось ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки мнимостью.
Школа эпикурейцев. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпикура и его последователей, отдававших предпочтение материальным радостям жизни. В учении о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.
Школа стоиков. Главные представители – Зенон и Хрисипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.
Школа скептиков. Основатель – Пиррон. Скептицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агностицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.
Отрасли философского знания
Разделы выделяются по предметному принципу.
Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием бытия и его основными принципами. Это раздел философии, в котором изучается бытие, его формы, закономерности, происхождение и устройство мира. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д.
Гносеология занимается изучением вопросов познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств.
Эпистемология – раздел философии, в котором изучаются знания человека как результат процесса познавания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.
Антропология – раздел философии, в котором изучается природа человека, его сущность и существование.
Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории.
Этика – раздел философии, в котором изучается мораль и нравственность.
Эстетика – раздел философии, в котором мир изучается с позиции «прекрасное – безобразное».
Философия истории – раздел философии, в котором осуществляется осмысление исторической действительности.
История философии – раздел философии, в котором изучается возникновение и развитие различных философских идей.
Философия Древнего Китая
Философия и религия Древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии. Это два основных направления философии и две основные веры Китая. И на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая.
Школы в китайской философии
Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой «воюющих государств»), определяют этот расцвет философии как соперничество ста школ. Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н.э.) выделяет шесть следующих философских направлений:
1) школа пяти элементов (у син)
2) школа конфуцианцев (жуцзя);
3) школа моистов (моцзя);
4) школа имен (мин цзя);
5) школа законников (фа цзя);
6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, Дао цзя).
Конфуцианство
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Государство трактуется Конфуцием как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.
В целом добродетель в трактовке Конфуция - это обширный комплекс этика - правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регулирования того времени, представляет собой единство моральных и правовых явлений.
В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы выработал концепцию человеческой природы; он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу. Благо - абстрактная этическая категория, под которой подразумевается порядок (ли) при следовании путем (дао). Благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями:
1) человечности (жэнь),
2) исправности (и),
3) вежливости (ли),
4) знания (чжи).
Даосизм
Одним из важнейших Направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек,
Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником Конфуция.
Дао (путь) господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Проявляется Дао через Дэ - свое материальное воплощение в вещах и поведении человека. Человек - часть великого тела мира. Он способен улавливать его ритм, гармонию, путь.
Дао является обобщенным понятием о закономерности развития мира. Изначально Дао пустотно. Пустотность его неисчерпаема. В даосизме считалось высшим искусством - умение использовать вещи и людей, не истощая их, Пустотность сравнивалась с флейтой, из которой идут звуки благодаря её полому пространству внутри.
С точки зрения даосизма мир рождается путем деления на два: «Когда все узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное, что добро является добром, появится и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, высокое и низкое взаимно определяются, Звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следует друг за другом».
Главный принцип даосизма - естественность. Все, что происходит в этом мире предопределено Дао, поэтому, пытаясь добиться чего-либо, надо действовать естественно, так как предначертано Дао.
Школа пяти элементов
Пять элементов (у син) - вода, огонь, дерево, металл, земля - являются центральной темой философии ЦзоуЯня (III в. до н.э.).
ЦзоуЯнь умозрительным путем создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который, определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке: земля; дерево, побеждающее землю; металл, который побеждает дерево; огонь, который побеждает металл; вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер сил взаимного преодоления был приписан пяти элементам с точки зрения их использования человеком.
Концепция школы пяти элементов находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии.
Школа имен
Философы школы имен обратили внимание на необходимость объяснения наименования вещей из них же самих, на неточность чисто внешнего наименования вещей лишь по отдельным чувственным знакам. Философами этой школы можно назвать Инь Вэнь-цзы и Дэн Си-цзы; последний точно сформулировал цель школы имен: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является высшей истиной. Имена, открытые истиной, являются всеобщими именами. Когда эти два способа взаимно соединяются и дополняются, человек обретает вещи и их имена».
Школа моистов
Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди (479-391 до н.э.). Главное внимание в ней, прежде всего, уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой пропитания ее послушников. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Мо Ди в своем учении признавал небесную волю, которая должна была повлиять на утверждение моистских принципов. Моисты формулируют требование приспособления имён к вещам, учреждают категорию малых и больших причин возникновения вещей.
Школа законников
Основателем школы (легистов) «законников» (фацзя) был правитель области Шан-Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.
Представления легистов о жестоких законах как основном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна» [2, с 49].
В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулировать ими как угодно в делах внутренней и внешней политики.
Философия Средних веков.
Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением (2-14 вв.). Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное писание.
Средневековая философия основывалась нанескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.
В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» и «схоластика». Патристика(3-9 вв.) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Климент Александрийский, Григорий Нисский.
Возникает как реакция на преследования христиан со стороны римских властей и критику его верований рядом античных авторов. Содержание в целом — разъяснение христианского учения, разработка догматики, полемика с другими религиями и ересями.
Ранний период — апологетика (II-III вв.). При общей ориентации на Священное Писание ее представители. дают полемические трактовки основных положений христианства, обсуждают вопросы об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии.
Одни апологеты (Татиан, Ириней,) относились к античной культуре отрицательно и утверждали, что христианство всецело дано в учении апостолов и Священном Писании и не нуждается в обосновании при помощи разума. Другие (Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии.
После признания христианства государственной религией наступает период утверждения и обоснования христианской догматики, систематизации церковной доктрины (IV-V вв.).
При этом, опираясь на авторитет Библии, патристика не пренебрегает некоторыми элементами античной культуры. В это время уже появляется различие между восточной и западной ПАТРИСТИКОЙ.
Восточные Отцы церкви отличаются большей склонностью к мистицизму, подчеркивают необходимость «обожения» человека.
Для западной характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.
Завершается ПАТРИСТИКА творчеством писателей VI-VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые осуществляли стабилизацию догматики и кодификацию наук под эгидой теологии, обрабатывая и систематизируя накопленные представления. Их считают первыми схоластами (Схоластика).
Поздней патристике присуща некоторая «окостенелость» мысли.
Схоластика (9-14 вв.) («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию. Её целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. «Отцом» схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в 13 веке, работали Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Появились университеты.
В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня – сверхъестественное знание, обнаруживаемое в "откровении", содержащимся в текстах Библии и естественном знании, таящимся в человеческом разуме, идеалом которого являются тексты Платона и Аристотеля. Как в Библии, так и в работах Платона и Аристотеля, содержится "вечная истина".
Средневековую философию отличают следующие особенности:
1) теоцентризм – мировоззрение, сторонники которого считают божественную реальность первичной определяющей. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы. Возникает новое понимание Бога: Бог – единый, единственный, сверхъестественный, творец мира, всемогущий;
2) главным инструментом философствования становится вера;
3) библиоцентричность – Священное писание понималось как источник всех возможных истин;
4) мышление средневековых философов было традиционалистским;
5) антропоцентричность и антропологизм христианского мировоззрения. Христианские антропологи различают в человеке дух, душу и тело, отдают приоритет духовной сфере. Происходит переосмысление ценностей, которые приобретают трансцендентный характер;
6) изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план;
7) человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реализмом и номинализмом.
Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире, мире опыта и чувств. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.
Номинализм – философский принцип, согласно которому общие понятия – это только имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Наиболее яркие представители: Росцелин, Вильям Оккам.
Средневековая философия составила особый период в развитии европейской мысли. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению нравственных устоев общества. Средневековая философия расширила проблематику, разработала новые значимые идеи и сохранила предшествующую традицию.
Философия Нового Времени
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.
Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их. Она имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур философии. В тот же период имеют место попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. Великие умы философии XVII и XVIII веков разделились на две группы: рационалистов и эмпиристов.
Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза. Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно. Они придерживались точки зрения, что разум изначально содержит все необходимые знания и истины. Нужны только логические правила, чтобы извлечь их. Основным методом философии они считали дедукцию. Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки в познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться в уме.
Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный. Надо отметить, что сторонники этих разных направлений философии Нового времени не были в жесткой конфронтации и соглашались со значительной ролью и опыта, и разума в познании.
Кроме основных философских течений того времени, рационализма и эмпиризма, существовал еще агностицизм, который отрицал любую возможность познания мира человеком. Его самый яркий представитель – Дэвид Юм. Он считал, что человек не способен проникнуть вглубь тайн природы и познать ее законы.
В Новое время философия ориентируется на взаимодействие с наукой. Развитие философских знаний во многом определила научная революция.
Отличительные черты:
1) важнейшей для философов становится проблема метода исследования;
2) философия начинает строиться по образцу математических дисциплин;
3) утверждается механистическое мировоззрение, сторонники которого рассматривают мир как механизм, подчиняют его физическим законам;
4) в науке и философии утверждается оптимистическая уверенность в силе человеческого разума.
В решении проблемы метода формируется две позиции: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон) выводили знание из чувственного опыта. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (восприятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж. Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Был предложен индуктивный метод познания – от частного к общему.
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный метод познания действительности – от общего к частному.
В Новое время в онтологии произошло изменение трактовки роли Бога. Ф. Бэкон и Г. Лейбниц выдвинули концепцию деизма. Бог в их теориях – безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.
Таким образом, в Новое время меняется место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций государства, общества и человека. Изменяется и религиозное мировоззрение. Теизм и провиденциализм окончательно уступают место пантеизму и деизму.
ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ «ПЕРВОГО ПОЗИТИВИЗМА» (О. КОНТ, Г. СПЕНСЕР, ДЖ. МИЛЛЬ)
В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли 19 в. — позитивизм. Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857), Герберта Спенсера (1820 — 1903), Джона Стюарта Милля (1806 — 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.
В 40-е годы XIX века Огюст Конт, родоначальник позитивизма, выступил с критикой гегелевской метафизики и сформулировал задачу социального познания: сделать учение об обществе («социологию» — термин впервые ввел О. Конт) такой же «положительной», «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины — математика, механика, — с использованием «точных», математически — экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез.
Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.
На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев…
Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте.
Метафизическое мышление, по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта.
На третьей, позитивной стадии познания, утверждал Конт, «человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться… открытием их законов, т. е. неизменных отношенийпоследовательности и сходства явлений» (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на «как», но не «почему», как считал Конт.
В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности.
Задачами философии являются систематизация и обобщения специально — научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии — исследование связей и отношений между конкретными науками.
Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. В системе классификации Конта выделяют следующие науки — математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому..
В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:
-полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;
-поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;
-гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;
-методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;
-дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.
Если натурфилософские концепции противопоставляли философию как «науку наук» специальным наукам, то позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм.
Позитивизм фактически остался в рамках кла