Проблематика и трактовка инсценировки.
Морально философская проблематика инсценировки романа «Преступление и наказание».
Читая роман «Преступление и Наказание», я был удивлён его морально философской проблематикой. Главное для Достоевского — нравственно-философские искания человека на пути всей его жизни. Автор вместе с героями и читателем ищет правду между Добром и Злом, пытается найти причины и цели человеческого существования, выбирает свой духовный путь. Психологизм писателя вскрывает перед читателем совершенно новые, непознанные глубины человеческой души. Читая его романы, с ужасом понимаешь, что все твои тайные мысли и желания — на этих страницах. Весь роман представляет собой то ценнейшее, что может дать читателю художник слова. Это жизнь, которую можно прожить достойно или потерять так быстро, что становится страшно, жизнь, которая может дать столько наслаждений или обречь на жестокие муки…
В этом прекрасном произведении Достоевского, я увидела для себя главную проблематику – приход грешника к покаянию. Главной моральной темой романа, я считаю философскую борьбу добра со злом, света со тьмой, Христа со Дьяволом, в душе главного героя. Роман — прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще не придя на суд Божий... Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал — сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний... Это путь — путь против себя, правды, веры, Христа, человечества. Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.
«Не убий!» ...Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение. Христианские образы и мотивы сопровождают героя весь его путь к очищению, помогая преступнику вознестись над собой. Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников, Библия, которая лежит у него под подушкой, притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку, люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, — неоценимая помощь на тернистом пути познания. И благодаря символам, посланным самим Господом в поддержку Родиону Раскольникову, возрождается к жизни еще одна душа, которая имеет силы принести свою лепту добра на землю. Господь Бог ведёт каждого человека по жизни особенным путём, и каждому даёт шанс на спасение, искупление своих грехов.
Душа Раскольникова — душа некогда убийцы, возрождающаяся к совершенству... Крест, помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно талисман, излучающий добро, изливающий его-в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом... Соня Мармеладова, девушка, живущая по «желтому билету», грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования. «Кто без греха — пусть первый бросит в нее камень», — гласит притча о блуднице. Все — грешники, имеющие право на сочувствие и понимание, — вот смысл притчи. И Раскольников находит понимание и сочувствие.
В инсценировке романа проблемы нравственного, философского и религиозного характера.
Это: проблемы общества. Нищета - одна из вечных проблем русского общества.
Одной из ведущих проблем является вопрос о жизненных приоритетах.
Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное.
Проблема добра и зла в романе .
Границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.
Проблема гуманизма.
В инсценировке романа «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.
Жанр инсценировки романа
Жанр инсценировки романа, “Преступление и наказание” можно считать: социальным, психологическим, философским, детективным и криминальным.
Инсценировку романа “Преступление и наказание” можно считать криминальной, так как в центре сюжета оказываются преступления, совершаемые разными лицами (Раскольниковым, Свидригайловым, Лужиным) .
Так как криминальный фон жизни Петербурга представлен как панорамная картина социальных нравов и проблем, с полным правом можно назвать социальным.
Так как Достоевский в романе с выдающимся мастерством раскрывает внутренний мир персонажей, произведение можно назвать психологическим.
В инсценировки романа “Преступлении и наказании” много монологов и диалогов, в которых сталкиваются разные жизненные позиции персонажей, ведутся интеллектуальные споры между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Каждый герой является носителем, определенной жизненной позиции, определенной идеи, которую он хочет высказать и высказывает. Именно поэтому роман называют философским.
Кроме того, присутствие в сюжете романа линии расследования преступления, появление в нем ложных версий, сложная психологическая борьба следователя и преступника позволяют взглянуть на инсценипровку как на детектив.