Общественный смысл и функции социальной философии
Смысл социальной философии, как и философии вообще,не столько предлагать ответы, сколько ставить вопросы и, тем самым, стимулировать творческую деятельность человека в масштабах всего общества. Эти вопросы часто бывают неудобными для тех, кто претендует на выражение истины «в последней инстанции», поэтому творческий и жизненный путь мыслителей, посвятивших себя изучению социально-философской проблематики, далеко не безоблачный. Многие из них, начиная с Сократа и Платона, имели серьёзные проблемы в отношениях с властью, прежде всего за свои идеи относительно общественного устройства.
В современной культуре, когда изучением общества занимаются различные науки (социология, политология, социальная психология и др.), многие конкретные вопросы отнесены к сфере деятельности этих наук. Социальная философия не призвана давать власти или политикам рецепты решения насущных общественных проблем, но она должна предложить человеку и обществу видение перспектив развития цивилизации, выявить тот фундамент, на котором может быть построено рационально и справедливо устроенное общество. Подобно тому, как философия создаёт общую картину мира, социальная философия вырабатывает социальную картину мира и картину жизни человека. В этом заключается мировоззренческая функция социальной философии.
Вторая основная функция социальной философии – методологическая. Эта функция философского знания также известна из курса общей философии. Социальная философия, формируя социальную картину мира, предлагает тем самым определённые пути познания социальной действительности. Большинство научных концепций, выработанных в общественных и гуманитарных науках, ориентируются на определённые взгляды, которые предлагают социальные философы.
Среди вопросов, наиболее важных для социальных и гуманитарных наук и на которые стремится дать ответ социальная философия, необходимо выделить вопрос о законосообразности или незаконосообразности общественной жизни. Действительно, в зависимости от того, какой ответ будет предложен на этот вопрос, зависит вся конструкция научного знания, создаваемого социально-гуманитарными науками. Необходимо ли социологу, политологу или психологу, представителю другой отрасли обществознания выявлять законы развития всего общества или его отдельных сфер, или это бессмысленное занятие, поскольку таких законов нет и быть не может? Вся методика и техника исследования, организация знания будут различными при различных ответах на этот фундаментальный вопрос. Вопрос этот, как отмечалось выше, имеет предельный характер, он не может быть решён в рамках ни одной конкретной обществоведческой науки.
Социальная философия обладает ещё одной важнейшей функцией – социально-критической. Задача социальной философии – выявлять проблемы, причём тогда, когда они ещё неочевидны для большинства людей и для политиков, определять пути исследования и решения этих проблем. При этом речь идёт не о частных, конъюнктурных проблемах, а о фундаментальных проблемах развития человека и общества. Соответственно и решения, предлагаемые социальной философией, должны быть фундаментальными. Социальная философия не разрабатывает социальные технологии, но предлагает смыслы человеческой деятельности. Социальная философия – это выход за пределы мира повседневности, это проектирование будущего, создание и обсуждение его сценариев. Эту функцию можно обозначить как социально-проективную.
При этом социальная философия не является знанием, оторванным от практической жизнедеятельности человека. Наоборот, социальная философия имеет большой практический смысл. Создавая образы будущего, социальная философия формируют определённые социальные ориентиры и устремления людей, побуждая их действовать в определённом направлении. В её рамках возникают и развиваются идеи, которые, увлекая массы, способны изменить мир. Многие идеи, которые сегодня лежат в основе экономических, социально-политических, правовых доктрин и воспринимаются нашими современниками как нечто само собой разумеющееся, зародились в истории философии именно как социально-философские концепции, нередко воспринимавшиеся современниками как утопические и даже абсурдные. Например, идеи естественного права, народного суверенитета, правового государства, неотчуждаемых прав человека, разделения властей и многие другие возникли в головах выдающихся мыслителей прошлого в результате интеллектуального поиска более совершенных форм жизненного устройства. Эти идеи становились достоянием всё большего количества людей, в том числе и тех, кто был способен активно действовать для их реализации. В этом заключается практико-преобразующая функция социальной философии.
Разумеется, интерес к социально-философской проблематике различен на различных этапах развития общества и культуры, хотя ни в одну эпоху с тех пор, как возникла сама философия, эти вопросы не находились «на обочине» философского поиска человечества. Но особенный интерес к этим проблемам возникает в переломные эпохи, когда появляется потребность в определении и проектировании дальнейших путей развития человечества, когда необходимы новые ориентиры и смыслы общественного развития.
Именно такой период переживает современное человечество. Идеи общественного и технического прогресса, доминировавшие в культуре, по крайней мере европейской, в течение последних двух-трёх столетий, всё чаще подвергаются пересмотру: действительно, рост производства и научно-технический прогресс привели к такому разрастанию экологических проблем, что они угрожают самому существованию человечества; на фоне освобождения человека от различных форм социальной зависимости в ХХ веке произошли две кровопролитных мировых войны; во второй половине этого столетия человечество неоднократно находилось на грани ядерной войны, которая могла бы уничтожить всё живое на Земле. В последние годы всё более острой становится энергетическая проблема, которая может наложить существенные ограничения на рост производства. И перечень таких проблем и противоречий, порождённых современной цивилизацией, можно продолжать.
Поэтому нередко философы и представители различных наук говорят об исчерпанности потенциала развития современной цивилизации, в основе которой лежит всё увеличивающееся производство материальных благ. Но каким может и должно быть общество будущего? Какие ценности должны лежать в его основе? Способны ли мы ещё предотвратить глобальную экологическую катастрофу, порождённую нашей собственной деятельностью?
Некоторые философы говорят в этой связи, что для человечества наступает эпоха второго осевого времени. Первое осевое время, согласно взглядом К. Ясперса, приходится на период 800-х – 200-х гг. до н.э., когда в различных регионах мира – Китае, Индии, Иране, Палестине, Греции – зародились духовные движения, наука, философия, определившие, несмотря на региональную специфику, общие контуры современной духовности и тот тип человека и культуры, который существует до сих пор. Таким же образом, согласно этим взглядам, и сейчас, в переломный период человеческой истории, должны проявиться принципы будущего развития человечества, которые определят контуры исторического процесса на предстоящие столетия и даже тысячелетия. Основу этого поиска составляет социально-философский дискурс, в ходе которого и должны быть выработаны эти смыслы.
Современное состояние человеческой цивилизации определяет место и роль социальной философии в структуре философского знания. Социальная философия – это один из наиболее значительных и динамичных разделов современной философии, на этом предметном поле работает значительная часть философов во всём мире. Кроме философов, социально-философская проблематика активно разрабатывается представителями других социально-гуманитарных наук, во многих странах научная традиция не делает чёткого различия между социальными философами и представителями этих наук. Таким образом, социальная философия в современной культуре – системообразующая основа социально-гуманитарного знания.
3. Структура социальной философии. Социальная философия и идеология
Социальная философия представляет собой обширный тематический блок философского знания, в котором можно выделить крупные разделы, в рамках которых формируются научные школы, направления и традиции.
Учебный курс социальной философии включает обширный разделфилософской антропологии,т.е. философского учения о человеке. Философская антропология к концу ХХ века фактически сложилась в самостоятельную отрасль философского знания, столь же важную для понимания современного состояния человечества и перспектив его развития, как и социальная философия. В рамках учебного процесса философская антропология представляет собой один из крупнейших разделов курса «Социальная философия», для некоторых специальностей, ориентированных на изучение человека и его деятельности, преподаются специальные курсы философской антропологии.
Второй важнейший раздел социальной философии – социальная онтология и философия социального познания. В рамках этого раздела необходимо поставить и предложить варианты ответов на вопросы о том, что такое общество, как оно устроено и как его изучать. Именно этот раздел имеет большое методологическое значение для всего комплекса социально-гуманитарного знания.
Третий раздел – философия истории,цель которого – выработать целостные представления об истории человеческого общества, о механизмах, движущих силах исторического процесса, целях, смысле и «конце» истории.
Ещё один важный и востребованный социальной практикой раздел – философия политики и права. Философия политики, пожалуй, самый «прикладной» раздел социальной философии, не случайно, почти в любом учебнике по философии или социальной философии в мире этой проблематике уделяется особое место. Политическая философия непосредственно смыкается с политологией, которая занимает всё более значимое место в системе социально-политических наук. Неудовлетворённость современного интеллектуального сообщества тем, как на практике реализуется концепция правового государства, всё более частое обращение к неправовым методам решения социально-политических проблем государствами, претендующими на статус правовых, широкое использование права в антиправовых целях стимулирует пристальное внимание современных мыслителей к феномену права, механизмам его функционирования, соотношению права и других форм регуляции общественной жизни в современном обществе.
Тенденции развития современной цивилизации, проблемы глобализации, регионализации, обеспокоенность будущим человечества делают актуальным изучение проблем относящихся к философии глобализма и футурологии. Эти два самостоятельных проблемных блока социальной философии всё более сближаются, ибо становится очевидным, что говорить о будущем человечества можно лишь в глобальном контексте, это будет общее будущее, что, в свою очередь, порождает вопросы о соотношении этнических, религиозных, региональных форм человеческого бытия, их перспективах.
Таковы основные проблемные блоки социальной философии, которые в той или иной степени представлены в предлагаемом учебном курсе. Их изучение позволит раскрыть палитру социально-философского знания как основы современного социогуманитарного познания и составить представление о том, над чем размышляют и работают социальные философы с античности и до наших дней.
Приступая к изучению социальной философии, необходимо учесть ещё одни важный аспект. Социальная философия, как и философия вообще – знание неточное, социальная философия иногда предлагает обществу несбыточные идеалы, выражает свои взгляды не только в виде строгих теоретических трактатов, но и в художественной, и особенно часто – в публицистической форме. Социальная философия диалогична, она существует и развивается в виде сопоставления различных точек зрения.
Вместе с тем, не всякие размышления и рассуждения об обществе можно назвать социальной философией. Социальная философия – это теоретическое знание, социально-философские построения должны быть доказательными, логичными, основа социально-философского знания – категории (базовые понятия), которые составляют каркас социальной философии как теоретической системы. Как и большинство философских категорий, категории социальной философии не имеют однозначного определения, это следует иметь в виду при изучении курса. Определение таких фундаментальных социально-философских категорий, как общество, человек, личность, история, народ будут различными в разных социально-философских системах. Социальная картина мира, которую выстраивает социальная философия, зависит от того, какой точки зрения смотреть на мир.
Эта особенность социальной философии сближает её с другой формой духовного производства – идеологией. Современное общество невозможно представить без идеологии, идеологией пронизан политический процесс, ею наполнены средства массовой коммуникации, она проникает во все ткани общественного организма. Как и социальная философия, идеология создаёт определённую социальную картину миру, и эта картина также не может быть объективной. Идеологии разных эпох, партий и направлений пополняют свой теоретический арсенал из социальной философии, нередко сами социальные философы выступают в роли идеологов. При этом социально-философские взгляды значительно упрощаются, нередко искажаются, но, с другой стороны, они становятся доступными значительно большему количеству людей и обретают действенность. Зачастую именно через идеологию социально-философские концепции имеют шанс воплотиться в жизнь.
Однако между социальной философией и идеологией имеются существенные различия. Смысл идеологии – предложить обществу определённые варианты действий, прежде всего связанные с обретением, удержанием и расширением власти. Идеология имеет мобилизующий характер, она предлагает теоретическое обоснование заранее известным решениям, создавая, тем самым, иллюзию научного поиска ответов на злободневные социально-политические вопросы. Смысл социальной философии – поиск истины, это интеллектуальное занятие, которое не имеет сиюминутного выхода в политическую практику. Социальная философия – это социальная рефлексия, размышление общества о самом себе. Социальная философия развивается там и тогда, когда имеются реальные социальные проблемы, которые не могут быть решены средствами специальных социально-политических наук, это академическая деятельность, хотя и имеющая широкий выход в практику.
Тем не менее, ещё в XIX веке Ф. Ницше говорил, что в ХХ веке борьба за господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, и этот прогноз можно считать сбывшимся. Произошло сращение социально-философских концепций и идеологических доктрин, что сделало идеологические доктрины более действенными, а социально-философские концепции – менее привлекательными для образованной публики. Однако в профессиональной деятельности социальные философы сохраняют идеалы объективности и непредвзятости социального познания, поиска истины, стремятся найти пути взаимодействия с властью не путём «идеологического обслуживания» власти, а через выявление социальных проблем и определение перспективных путей их исследования и решения.