Методы и формы научного знания

Метод познания - система приемов, способов получения знания об исследуемом объекте. Метод должен соответствовать природе, сущности изучаемого объекта. Метод познания вырастает из теории об объекте, а теория строится с использованием определенного метода познания.

Методология - это учение о методе, а также совокупность методоло­гических принципов.

В современном научном познании различают три группы методов:

1. Частные, или частнонаучные, методы, которые применяются в грани­
цах одной науки.

2. Общие, или общенаучные, методы, которые применяются всеми или
почти всеми науками, но только на отдельных этапах познавательного
процесса.

3. Всеобщие, или философские, методы познания. Они применяются
во всех областях исследования и на всех этапах познавательного процесса.

I. Общие научные методы познания. Начнем рассматривать с краткой характеристики методов эмпирического познания.

Наблюдение - целенаправленное, преднамеренное восприятие явления. Ведущую роль здесь играют органы чувств человека. Наблюдение - это актив­ный, избирательный способ исследования. Здесь могут использоваться раз­личные технические средства, приборы (опосредованное наблюдение).

Эксперимент ~ такой метод исследования, в котором объект или вос­производится искусственно, или ставится в специально созданные контроли­руемые и управляемые условия. Он представляет собой активное вмеша­тельство субъекта в исследуемое явление. Различают качественный, измери­тельный и мысленный эксперимент.

Для эмпирического уровня познания также характерны такие операции, как измерение и сравнение.

Измерение - это познавательная процедура, связанная с определением отношения величины исследуемого объекта с эталонной величиной. Измерение может быть прямым и косвенным.

Сравнение - это познавательная операция, заключается в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С по­мощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.

Определим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.

Обобщение - это переход от отдельных фактов и мыслей к их отож­дествлению в более общих мыслях.

Идеализация - это выделение исследуемого явления в чистом виде, с отвлечением от определенных его свойств. Идеализированными объектами, например, являются: точка, прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.

Формализация ~ это переход от оперирования понятиями к опериро­ванию символами. Она связана с использованием искусственных языков (математических, химических, компьютерных и других символик).

Исторический метод воспроизводит все детали действительного исторического развития.

Логический метод воспроизводит историю в главных, существенных чертах.

Исторический метод без логического слеп, а логический метод без исторического беспредметен (Гегель). Это положение требует учета и на эмпирическом уровне.

Дадим краткую характеристику общенаучных методов познания, общих для эмпирического и теоретического уровней.

Абстрагирование - это процесс получения абстракций, когда отвле­каются от одних свойств и отношений и выделяют другие, необходимые для исследования.

Конкретизация - это процедура, ведущая к представлению об объекте во всех его связях и отношениях.

Анализ - это фактическое или мысленное расчленение предмета на его составные части.

Синтез - это фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, которые были выделены с помощью анализа.

Индукция — это переход от частного к общему.

Дедукция - это переход от общего к частному.

Моделирование ~ это метод создания объектов, воспроизводящих опре­деленные свойства и связи исследуемого объекта с целью получения новой информации об исследуемом объекте.

Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных
моделей может служить модель моста, самолета. Примеры идеальных
моделей мысленные конструкции, теоретические схемы, которые

фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков и других материальных средств.

Особенность модели - ее сходство с оригиналом. Это обстоятельство позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Указанный перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

Аналогия - умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах. Аналогия не гарантирует от ошибок. Поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.

П. Формы научного знания (или познания)- это способы его сущест­вования, организации и развития. Рассмотрим некоторые важные формы научного знания. (Такие формы, как понятие, суждение, умозаключение, были рассмотрены в главе 10,)

Научный факт - это особого рода предложения, фиксирующие эмпи­рическое знание. Важнейшей особенностью фактов является их истинность, допускающая опытную проверку. Факты составляют эмпирический базис науки, они служат основой для выдвижения гипотез и создания теорий.

Hiтрос • это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа или объяснения. Вопрос не выражает суждения, но в его основе лежат суждения. Вопросы играют большую роль в познании, т.к. в форме вопросов формулируются проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание.

}1\юСтема - это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Например, проблема полета в безвоздушном пространстве, экологичен кая проблема и др.

Гши>т>- это научно обоснованное предложение, форма вероят­ностного iiiaмня. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) опирл п.ся на все факты, касающиеся исследуемой области явлений;

2) учмп.жлть установленные наукой и подтвержденные практикой поло-
жен,ия;

3) объяснят!» неизвестные факты;

4) быть I-in)(•(>(*>ной предсказывать новые факты;

5) допуска11, шпможность экспериментальной проверки.

Гишмпа является истинной, если предсказанные ей явления наблю­даются oiii.rnii.iMпутем. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.

Теория но нысшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая цпкч-nioeпредставление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Научная теория - это система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.

В современной методологии науки принято выделять следующие основ­ные компоненты теории:

1. Исходный эмпирический базис, включающий множество фактов
в данной области знания.

2. Исходную теоретическую основу, включающую множество допу­
щений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих
идеализированный объект.

3. Логику теории - совокупность правил логического вывода и дока­
зательства.

4. Совокупность выведенных теоретических утверждений с их доказа­
тельствами, что составляет основной массив теоретического знания.

Теория может строиться двумя противоположными путями: индук­тивным и дедуктивным.

Индуктивный способ построения теории - это переход от отдельных эмпирических фактов к обобщенным выводам о свойствах и отношениях предметов исследуемой области (теории XIXвека, теории в геологии, истории, медицине и др.).

Дедуктивный способ построения теории - это вывод из общих исходных положений (аксиом, постулатов) всей системы знаний по определенным правилам. Такой метод теории называется аксиоматическим (теория матема­тики, логики, физики и др.).

Конкретная область научного знания, кроме собственных теоретических оснований, имеет также философские основания в виде философских принципов мировоззренческого, гносеологического, логического, а также аксиологического характера.


Наши рекомендации