Глава 14. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ 14.1. Бытие и ценности

Понятие ''ценность" обозначает какое-либо значение определенных явлений действительности для жизни человека и общества. Впервые это понятие встречается в XVIIIв. у И.Канта.

Примеры ценностей: добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь и т.п. В ценностях выражаются отношения долженствования: идеалы и нормы, цели и критерии человеческой деятельности.

' Оценочные ориентации человека в мире составляют его внутренний мир, делают человека индивидуальной, неповторимой личностью. Способность к оценке явлений формируется у человека вместе со способностью познания. Однако в гносеологии знания и ценности различаются: если знание стремится к объективности, то ценность имеет тенденцию к субъективности.

Сциентистско-гносеологическое (научно-познавательное) и аксиологи­ческое (оценочное) начала составляют две взаимодополняющие стороны философии. Аксиологический аспект философии, ведущей поиск значений и смыслов бытия, придает ей особое назначение, превращает теоретическую философию в практическую философию.

Проблема ценностей была поставлена еще в античности Сократом, сформулировавшим вопрос: "Что есть благо?" Этот вопрос стал основным в теории ценностей, т.к. "благо" отражает самые общие представления о наиболее ценных свойствах действительности и результатах человеческой деятельности.

В понимании природы ценностей и их места в реальности сложилось два основных подхода.

1. Отождествление бытия и ценности, а соответственно этому -
онтологии и аксиологии. Этот подход был характерен для античной и средне­
вековой философии, наделявшей этико-эстетическими и религиозными
ценностными характеристиками саму реальность, истинное бытие.

Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей и служат образцом и идеалом для предметно-человеческого мира. Согласно схоластической философии средневековья абсолютной ценностью обладает духовная Божественная реальность, которая и есть Благо, Добро, Красота, Истина и т.п. Аналогичные взгляды на природу ценности развиваются во всей истории идеалистического рационализма, включая Гегеля и Кроче.

2. Разделение бытия и ценности, выведение аксиологии за пределы
онтологии. И.Кант первым противопоставил нравственность (в виде свободы)
природе (в форме необходимости), а долженствование - бытию. Это создало
предпосылки выделения аксиологии в качестве самостоятельного учения.,

Само учение о ценностях (аксиологию) разработал в середине XIXв. немецкий философ Рудольф Лотцеукоторый отождествлял бытие с эмпири­ческим существованием, а "объективную значимость" ставил выше бытия. Его ученик неокантианец Виндельбанд заявлял о дуализме мира действительности и мира ценностей ( того, что есть, и того, что должно быть). Он говорил, что ценность - это не реальность, а идеал, носитель которого трансцендентальный (те. запредельный) субъект - "нормальное сознание". По мнению другого неокантианца Риккерта, ценность становится нормой, если с ней сообразуется субъект, тогда трансцендентное становится имманентным бытию.

Примечательно, что названные немецкие неокантианцы определяли философию как всеобщую науку о ценностях.

На рубеже XIXXXвв. аксиологическому трансцендентализму неокантианцев противостояли еще два аксиологических направления. 85

Представители натуралистического психологизма (Брентано, Мейнонг, Шелер и др.) развивали "материальную этику ценностей". Например, немецкий философ Ф.Брентано считал, что источник ценности в эмоцио­нальных актах: ценности предпочтения - в любви, отрицательные ценности -в ненависти.

Немецкий философ В.Дильтей и его последователи разработали плюралистическое культурно-историческое понимание ценностей, согласно которому не существует одной "подлинной" системы ценностей, систем ценностей множество 84

Проблема ценностей была поставлена еще в античности Сократом, сформулировавшим вопрос: "Что есть благо?" Этот вопрос стал основным в теории ценностей, т.к. "благо" отражает самые общие представления о наиболее ценных свойствах действительности и результатах человеческой деятельности.

В понимании природы ценностей и их места в реальности сложилось два основных подхода.

1. Отождествление бытия и ценности, а соответственно этому -
онтологии и аксиологии. Этот подход был характерен для античной и средне­
вековой философии, наделявшей этико-эстетическими и религиозными
ценностными характеристиками саму реальность, истинное бытие.

Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей и служат образцом и идеалом для предметно-человеческого мира. Согласно схоластической философии средневековья абсолютной ценностью обладает духовная Божественная реальность, которая и есть Благо, Добро, Красота, Истина и т.п. Аналогичные взгляды на природу ценности развиваются во всей истории идеалистического рационализма, включая Гегеля и Кроче.

2. Разделение бытия и ценности, выведение аксиологии за пределы
онтологии. И.Кант первым противопоставил нравственность (в виде свободы)
природе (в форме необходимости), а долженствование - бытию. Это создало
предпосылки выделения аксиологии в качестве самостоятельного учения.,

Само учение о ценностях (аксиологию) разработал в середине XIXв. немецкий философ Рудольф Лотцеукоторый отождествлял бытие с эмпири­ческим существованием, а "объективную значимость" ставил выше бытия. Его ученик неокантианец Виндельбанд заявлял о дуализме мира действительности и мира ценностей ( того, что есть, и того, что должно быть). Он говорил, что ценность - это не реальность, а идеал, носитель которого трансцендентальный (те. запредельный) субъект - "нормальное сознание". По мнению другого неокантианца Риккерта, ценность становится нормой, если с ней сообразуется субъект, тогда трансцендентное становится имманентным бытию.

Примечательно, что названные немецкие неокантианцы определяли философию как всеобщую науку о ценностях.

На рубеже XIXXXвв. аксиологическому трансцендентализму неокантианцев противостояли еще два аксиологических направления.

Представители натуралистического психологизма (Брентано, Мейнонг, Шелер и др.) развивали "материальную этику ценностей". Например, немецкий философ Ф.Брентано считал, что источник ценности в эмоцио­нальных актах: ценности предпочтения - в любви, отрицательные ценности -в ненависти.

.

Ценности и культура

Идеалистическим и субъективистским концепциям аксиологии противостоит марксистский анализ ценностей, который подчеркивает общественно-историческую сущность, историчность и познаваемость ценностей. Такой анализ ценностей широко используется при изучении истории культуры, общественного сознания.

Культура является продуктом и достоянием человека. Плоды культуры постоянно подвергаются оценке со стороны человека, прежде всего с точки зрения их "полезности" и "вредности". В таком виде явления культуры выступают как ценности культуры.

В свою очередь, системы ценностей служат культурообразующим фактором.

Как уже говорилось (в главе 1), под культурой понимается то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой.

Понятие культуры объединяет достижения людей во всех сферах челове­ческой деятельности - и духовной, и материальной. Источник культуры -творческий, созидательный труд.

Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, техника. В современную эпоху материальной культурой становятся материализованные воплощения достижений науки.

Духовная культура представляет собой совокупность качественных достижений в области науки, искусства, образования, просвещения и др. К духовной культуре также следует отнести язык, речь, мышление (логику) и пр. Особым компонентом культуры выступает религия.

Между материальной и духовной культурой существует органическое единство.

Проведение типологизации культуры возможно по разным признакам.

Так, выделяют культуру различных наций и народностей (например, русская, татарская и др.).

В классово-антагонистическом обществе Ленин выделял существование двух культур в каждой национальной культуре: культуру господствующего класса и культуру трудящегося класса.

В соответствии с типами общественно-экономических формаций различают исторические типы культур: первобытную, азиатскую деспотического общества, рабовладельческую, феодального общества, буржуазную, социалистическую.

Особые классификации культур были предложены Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Гумилевым и другими философами истории и культурологами.

Все названные типы и виды культуры взаимосвязаны с единой, общей человеческой культурой.

Проведение аксиологического анализа, дающего оценку тому или иному явлению культуры (материальной и духовной), возможно с позиции потребностей и интересов различных социальных групп (скажем, классов или наций) или с общечеловеческих позиций. Отсюда социально-классовый, национальный и общечеловеческий подходы к явлениям культуры.

Особый интерес с аксиологической точки зрения представляет анализ форм духовной деятельности общества, или иначе - форм общественного сознания (и соответствующих форм культуры).

К ним относятся следующие формы:

1) политическая (политика),

2) правовая (право),

3) нравственная (мораль),

4) эстетическая (искусство),

5) научная (наука),

6) религиозная (религия),

7) философская (философия).

Эти формы получают оценку в плане добра и зла, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, красоты и безобразия, истины и заблуждения и т. д.

Наши рекомендации