Циклическая и формационная концепции общественного прогресса
Понятие общественного прогресса ввели в домарксистской социологии французские материалисты. Что понимается под общественным прогрессом?
Прогресс - это движение вперед, изменение от низшего к высшему. Применительно к обществу прогресс есть поступательное движение общества, его восходящее развитие. Движение, противоположное прогрессу, называется регрессом.
Возникает вопрос, возможно ли вообще говорить об общественном прогрессе человеческого общества в целом, наблюдается ли постоянное восхождение человечества по качественным ступеням "вверх", и если "да", то каковы критерии этого прогрессивного восхождения.
В качестве критериев общественного прогресса назывались как материальные факторы (степень развития производительных сил, уровень материального благосостояния народа и др.), так и факторы духовного порядка (дух свободы, возможности духовного развития личности и пр.), или смешанного порядка - снятие форм отчуждения, мера свободного времени (Маркс) и др.
Между тем, история человеческого общества сложна и противоречива, поэтому уместен и более общий вопрос: существует ли вообще генеральная линия общественного развития, общая направленность человеческой истории?
В социальной философии, в философии истории сложились два противоположных направления понимания закономерностей социального бытия: Г) концепции циклических исторических круговоротов; 2) концепции единого мирового исторического процесса.
1. В рамках буржуазной философии и социологии XXв. получили распространение концепции циклического развития общества. Идеи локальных исторических циклов разрабатывали итальянский философ Дж. Вико, русский философ Н. Данилевский, отечественные мыслители Я Сорокин и Я. Гумилев, немецкий философ истории и культуры О. Шпенглер, английский историк и философ А, Тойнби и др.
Наибольшей популярностью и последовательностью обладала концепция Освальда Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1914). Во-первых, он выделил 8 основных уникальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру. Во-вторых, он считал, что каждая уникальная культура подчиняется жесткому биологическому ритму, с фазами ее развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и "закат". В пределах общего "цикла" эволюции каждая культура проходит два этапа: 1) этап восхождения культуры; 2) этап ее угасания. Цивилизация, с точки зрения Шпенглера, это этап "окостенения" органической жизни культуры и ее распад, что сопровождается мировыми войнами.
Аналогичных взглядов на историю человечества придерживался Арнольд Тойнби, разработавший теорию циклических кругооборотов. По Тойнби, всемирная история слагается из совокупности относительно замкнутых локальных цивилизаций, он их насчитывал от 21 до 13 (кроме второстепенных). Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Цивилизации отличаются ведущими в них религиями (буддизм, христианство, ислам и др.), и общий прогресс человечества заключается в духовном совершенствовании и сближении на основе слияния мировых религий в единую.
2. Концепции единой мировой истории развивали французский философ Вольтер, немецкий философ Гегель, марксисты и др.
Разрабатывая идею общественного прогресса, представители французского Просвещения XVIIIв. утверждали: «Золотой век человечества не позади, а впереди». Вольтер говорил: «Разум всегда восторжествует», а Кондорсе провозгласил: «Способность человеческого рода к совершенству безгранична».
Классическая концепция единого исторического процесса была дана
Гегелем, который усматривал смысл мировой истории в постепенном
восхождении к свободе ("прогресс духа в сознании свободы"). История
человеческого общества имеет три этапа: древние восточные народы полагали,
что свободен только один человек; греки и римляне выделили группу
свободных людей; и только германские народы поняли, что свободны все
люди. Цель истории является целью духа «свобода гражданина
в гражданском обществе».
Карл Маркс представил развитие человеческого общества как естественно-исторический процесс в виде закономерной последовательности смены общественно-экономических формаций. При этом общественно-экономическая формация (ОЭФ) понимается как определенная историческая ступень в развитии общества.
Марксистская теория выделила в истории человечества пять основны: ступеней поступательного развития ОЭФ:
1) первобытнообщинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая.
Каждая из ОЭФ есть шаг по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, некая объективная общественная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит объективное развитие способов общественного производства.