Джива - это шива. тат твам аси. ахам брахмасми. сарвам шивамайям.

Тат твам аси ("Ты есмь То") и Ахам Брахмасми ("Я есмь Брахман") - махавакьи ("великие изречения") Упанишад (первая - из Чхандогьи, относящиейся к Самаведе, вторая - из Брихадараньяки, являющейся приложением к Яджурведе). Остальные две таквы: из Мандукья Упанишады Атхарваведы - Аям атма Брахма ("Этот атман - Брахман); из Айтрея Упанишады Ригведы - Праджням Брахма ("Сознание - это Брахман"). Сарвам Шивамайям ("Всё состоит из Шивы")

Вновь и вновь мы читаем в священном тексте шиваизма и слышим из уст нашего садгуру: "Джива это Шива", "Я есмь То". Это четкое утверждение адвайты, монизма, говорящее о тождественности души и Бога. Все направления шиваизма приняли эту точку зрения. Это вывод Шанкары, Валабхачарьи, Рамакришны, Вивекананды, Раманы Махарши, Свами Шивананды, Шивы Йогасвами, Анандамайи Ма, Радхакришнана, Свами Муктананды и других. Неужели все эти великие души в истории религии индуизма ошибались? Конечно же нет! Их монистические реализации были открытием истины в шиваджняне. Это то же самое открытие, которое представляется сегодня йогическим орденом Шайва-сиддханта как существенный и бесспорный аспект монистического теизма шайва-сиддханты.

Уникальность шайва-сиддханты (как плюралистической, так и монистической) - это глубина и тайна храмового поклонения, хомы и пуджи, сложная церемония призыва Бога и Богов во внутреннее святилище, благодаря чему они могут даровать свою милость ждущим ее верующим. В ответ на один шаг к Богам они делают девять быстрых шагов по направлению к верующему. Это, вместе со священными текстами и гуру, с акцентом на практике йоги и садханы, составляет девяносто пять процентов содержания шайва-сиддханты, общего для монистов и плюралистов. Ведантисты отрицают насущную необходимость в поклонении, так как считают, что в этом нет необходимости, ибо понимание Веданты и является их реализацией.

Много южноиндийских сиддхантинов-плюралистов отрицают великие изречения Упанишад (махавакьи), игнорируя все шастры, кроме "Мейкандар-шастр", которые они приняли как самые важные и авторитетные священные тексты. Многие заходят так далеко, что говорят, что ссылки на священные тексты, которые не соответствуют Мейкандар-шастрам", следует отбросить или не принимать во внимание. В книге Тхиру М. Аруначала "Шайва-агамы" он обсуждает, а затем осуждает эти положения, приводя типичную точку зрения шайва-сиддхантана на комментарии к Ведам:

"Шайва-сиддхантин должен игнорировать ту часть в джнянаканде, которая говорит об абсолютном тождестве дживатмы и Параматмы. Другие части Вед шайва-сиддхантин должны полностью принимать, как и Агамы".

Строфы из Агам

Если мы принимаем, что 28 Агам шиваизма, как сказал Пилай, являются базовым священным текстом шайва-сиддханты, тогда мы должны спросить, что же Агамы могут рассказать нам. Приведем выдержку со стр. 105 из "Избранных работ Раманы Махарши" под редакций Артура Осборна: "Агамы являются традиционными священными текстами индуизма, к которым относятся как к не менее авторитетным и достоверным, чем Веды. Их считают божественым откровением и им не приписывается никакое человеческое авторство. В них преимущественно описано храмовое поклонения. В качестве авторитетных признано двадцать восемь Агам. Среди них Сарваджняноттара и Дэвикалоттара являются сымими известными. Они выражают точку зрения чистой адвайты (недвойственности). Обе являются наставлениями на Пути Знания, данными Господом Шивой". Затем Осборн приводит выдержки из Агам, из которых мы представим следующие цитаты:

Я поведаю тебе, о Гуха, другой метод, посредством которого может быть ясно осознан даже неограниченный, мельчайший, тонкий и неизменный Абсолют. Осознав это, мудрый сам становится Шивой. До сих пор это никому не было открыто. Теперь слушай!

Я наполняю собой весь мир, видимое и невидимое, движущееся и неподвижное. Я являюсь Господом всего и из меня все исходит.

Отказавшись от своей личности, как формы, отличной от Шивы, постоянно медитируй на недвойственном союзе: "Я есмь Тот, кого зовут Шивой". Тот, кто утвердился в созерцании недвойственного Единства, будет проживать в Атмане каждого и поймет имманентное, всепроникающее Единое. В этом нет сомнения.

Когда горшок переставлен с одного места на другое, кажется, будто пространство внутри тоже изменило свое местоположение, но движение касается лишь горшка, а не пространства внутри него. Также и с душой, которую можно сравнить с пространством в горшке. Когда горшок разбит, его внутреннее пространство погружается во внешнее пространство; так же дух со смертью грубого тела погружается в Абсолют.

Наши рекомендации