Дживанапарикша абхи-краманам
Испытания жизни
Чистота, сострадание, умеренный аппетит, терпение, прямота, правдивость и стойкость - эти качества он усердно хранит. Он сторонится убийства, кражи и вожделения. Таков тот, кто соблюдает десять добродетелей ямы. Тапас, джапа, безмятежность, вера в Бога, милосердие, обеты на пути к Шиве и изучение сиддханты, пожертвования, Шива-пуджа и чистая речь - с этими десятью заповедям ниямы он идет по пути к совершенству.
ТИРУМАНТИРАМ 556-557
Понедельник. УРОК 99. Ограничения и предписания
В детстве мы жили свободно и радостно, так как нам не надо было нести груз подсознания. Тогда с нами произошло еще совсем немного событий. Конечно, наши родители и религиозные учреждения пытаются подготовить нас к жизненным проверкам. Но поскольку сознание ребенка отличается от сознания взрослого, оно не принимает такую подготовку без наличия самого опыта, и жизнь в материальном мире течет, создавая различные ситуации - замечательные возможности провалить эти экзамены. Если же экзамен сдан, значит мы ранее успешно усвоили урок, связанный с данным опытом. Опыт дает нам немного мудрости: мы встречаемся с настоящим собой и открываем значение провала и успеха. Провал - способ обучения. Но если вы знаете закон, вам не придется терпеть поражения.
Разные мировые учителя на протяжении веков создали много систем, а также моральных и этических принципов. У всех них была одна общая цель - дать человеку, живущему на планете Земля, вехи, направляющие его мысли и действия, чтобы его сознание и осознавание могли развиваться на пути к осуществлению высших жизненных целей и намерений. Древняя система йоги дает несколько простых религиозных правил (ям и ниям), определяя, как всем людям следует жить. Ямы (ограничения) обеспечивают основную систему дисциплины инстинктивного разума. Ниямы (предписания) являются утверждающими, жизнетворными действиями и дисциплинами. На страницах 208-209 {оригинала!!!!! Ямы и ниямы приведены после следующего абзаца} вы найдете десять ям и десять ниям - простых утверждений древнего и прекрасного закона жизни.
Жизнь предоставляет вам возможность. Как западные телоги говорят о случайном и преднамеренном грехе, так и мы находим, что жизнь дает нам возможность нарушить закон ямы, а также отклониться от соблюдением ниям. Если мы не живем в соответствии с индуистской дхармой, в подсознании возникает реакция. Она остается с нами и вновь создает соответствующее физическое и астральное тело.
Десять ям (ограничений для правильного поведения) согласно Ведам:
1. Невреждение (ахимса): не причинять вреда другим ни мыслью, ни словом, ни поступком.
2. Правдивость (сатья): воздерживаться от лжи и невыполнения обещаний.
3. Неворовство (астея): не красть, не домагаться чужого, не входить в долги.
4. Божественное поведение (брахмачарья): обуздывать вожделение, воздерживаясь от сексуальных связей до вступления в брак и, затем, хранить верность в браке.
5. Терпение (кшама): проявлять терпимость к людям и обстоятельствам.
6. Постоянство (дхрити): преодолевать колебания, страх, нерешительность и изменчивость.
7. Сострадание (дая): преодолевать бессердечие, жестокость и равнодушие по отношени ко всем существам.
8. Честность, прямолинейность (арждава): отказаться от мошенничества и неправедных действий.
9. Умеренный апетит (митахара): отказаться от переедания и употребления в пищу мяса, рыбы, птицы и яиц.
10. Чистота (шауча): избегать нечистоты тела, разума и речи.
Десять ниям (предписаний духовной жизни) согласно Ведам:
1. Раскаяние (хри): вести себя благопристойно и стыдиться дурных поступков.
2. Удовлетворенность (сантоша): искать радость и безмутежность в жизни.
3. Подаяние (дана): жертвовать десятину и великодушно отдавать, не ожидая вознаграждения.
4. Вера (астикья): твердо верить в Бога, Богов и гуру, а также в путь, ведущий к просветлению.
5. Поклонение Господу (Ишварапуджана): взращивать преданность посредством ежедневного поклонения и медитации.
6. Изучение священных текстов (сиддханта-шравана): изучать священные тексты и слушать мудрецов своей духовной линии преемственности.
7. Познание (мати): развивать под руководством гуру духовную волю и интеллект.
8. Священные обеты (врата): честно исполнять религиозные обеты, правила и предписания.
9. Рецитация (джапа): ежедневно повторять мантры.
10. Аскетизм (тапас): соблюдать садхану, аскетические обеты и приносить жертвы.
Вторник. УРОК 100. Умение встретиться с собой
Можете ли вы вспомнить в своей жизни человека, который после одной из жизненных неудач настолько сильно изменился умственно и физически, что вы его с трудом узнали? Наш внешний сознательный разум имеет привычку быть неспсобным извлечь значение из самых очевидных уроков жизни.
Основные законы жизни настолько просты, что на них не обращают внимания. Почему? Прежде всего потому, что существует такое многообразие возможностей провалить эти жизненные испытания, что мы находим для себя "веские" аргументы, чтобы не обратить внимания на эти уроки. Можем ли мы сказать, что провалить некоторые из подобных экзаменов - нормально? Да, но не похоже ли это на плохую оценку в школьном табеле, которая говорит о том, что мы не сдали определенные зачеты и должны пройти данный курс заново? Мы должны учиться на событиях своей жизни, или они будут повторяться снова и снова.
В этом и состоит обучение: не реагировать на происходящее, но понять его, освободить себя от его воздействия, реализовать Атман внутри себя. Этой реализации можно достичь лишь тогда, когда вы обретете подсознательный контроль над разумом, прекратив реагировать на события и обретя благодаря этому способность полностью сконцентрировать свой разум, осуществить опыт первой медитации и созерцания, а затем прийти к самадхи, Самореализации. Прежде всего мы должны встретиться со своим подсознанием.
Есть много забавных способов, с помощью которых люди могут встретиться с собой. Некоторые садятся и размышляют о различных вещах, выключая при этом "свет понимания". Они позволяют своему разуму блуждать, ни к чему не привязываясь. Позвольте мне предложить вам лучший способ.
Для встречи с собой давайте сопоставим свои действия, мысли и чувства с правилами ямы и ниямы - мудрыми ограничениями и нормами поведения индуистской дхармы. Равняясь на эти универсальные законы, мы вскоре сможем увидеть, насколько наше подсознание является чистым или загрязненным. Соблюдение ограничений (ямы) прежде всего позволяет нам сделать следующий шаг на духовном пути - начать придерживаться правил ниямы. До тех пор, пока мы избегаем отдавать свои долги, тяжело жить в соответствии с идеалами честности. До тех пор, пока мы бьем своих детей, тяжело следовать правилу ненасилия. Пока мы ругаемся, используя в своем доме нечистые слова, привлекающие асуров, тяжело вырабатывать терпение. До тех пор, пока мы получаем наслаждение от порнографии, ментальной формы измены, тяжело практиковать чистоту. Да, выработать созерцательную натуру нелегко. Все это, и не только, будет требовать наложения серьезной епитимьи (праяшчитты), чтобы изменить свою природу и привести ее в гармонию с мудрыми идеями древних индийских святых и йогов.
Среда. УРОК 101. Каждое испытание - это возможность
В нашей инстинктивной природе есть основные тенденции нарушения этих божественных законов, и мы проходим через те виды жизненного опыта, которые создают ответную реакцию. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не приступим к наведению порядка. Если мы все еще реагируем на подобные типы опыта, мы находимся лишь в начале пути йоги, ведущего к просветлению. Когда мы перестанем оказывать такую реакцию, тогда впервые увидим внутренний свет.
Что мы подразумеваем под этим словом "свет"? Мы имеем в виду свет в буквальном, а не метафизическом или символическое значении этого слова. Мы имеем в виду свет, который вы видите как свет солнца или электрической лампочки. Даже в авраамических священных текстах сказано: "Если око твое будет едино, то все тело будет светло". Сначала вы увидите свет у верхушки головы, затем внутри всего тела. Разум проясняется и обретается состояние великого покоя. Когда идущий по духовному пути в состоянии созерцания сосредотачивается на внутреннем свете, он продолжает процесс очищения подсознательного разума. Как только к вам приходит это первое пробуждение йоги, вся ваша природа начинает меняться. У вас есть фундамет для продолжения своей духовной работы. Правила и ограничения ямы и ниямы и есть этот фундамент.
На духовном пути к просветлению каждое из ваших решений будет основным решением, основанным на знании законов разума. Вы должны быть внимательными и помнить, что если прежде жизнь не проверяла вас на нарушение ее законов, то вы встретитесь с такими испытаниями в будущем. Вы должны осознавать, что каждая проверка является возможностью или провалить ее, или достичь успеха, и что все зависит только от вас. Обстоятельства всегда будут предоставлять возможности для провала, и ваш мыслящий разум всегда сможет сказать: "При таких обстоятельствах я был не в состоянии поступить иначе".
Духовно развитые души часто, даже при неблагоприятных обстоятельствах, посредством естественного упражнения в смиренности способны сознательно выбрать более трудный путь. Решения такого плана направляют сознательный разум к распознанию естественной внутренней уверенности. Когда вы не способны справиться с одним из жизненных уроков, то вы подводите лишь самого себя, ту Божественную Сущность, которая находится внутри вас.
Четверг. УРОК 102. У края скалы
Знание закона дает вам, некоторым образом, отсутствие психологического преимущества. Если, находясь в какой-либо ситуации в первый раз, вы поступаете невежественно, это не очень плохо. Предположим, что вы едете в машине с другом, а он проезжает на красный свет, после чего вынужден платить штраф и получать нагоняй от полицейского. Вы говорите своему другу: "Ничего страшного, ты не знал. Ты давно не сидел за рулем и полученный урок вполне стоит уплаченных денег". Вы прощаете другу его ошибку. Два месяца спустя он снова проезжает на красный свет. Он снова платит штраф и выслушивает замечания работника полиции. В этот раз вы говорите: "В данном случае у тебя нет оправдания, ты знал что делал. Ты видел красный свет - разве нет?" В этот раз вы не проявляете снисходительности к своему другу, так как знаете, что ему известен закон.
Таким же образом вы будете подсознательно поступать со своим разумом, если преступите духовный закон, зная о его важности. Концентрируясь на основных жизненных принципах, вы будете подсознательно осознавать эти законы, и тогда вам будет легко соблюдать их, а ваша жизнь станет примером для других.
Стояли ли вы когда-либо на краю отвесной скалы? Чтобы не упасть, вы проявили немалую осторожность - не так ли? Но ощущали ли вы когда-либо такую тенденцию в своей природе, которая приводит вас в трепет на краю обрыва, которая заставляет вас задуматься, что бы случилось, если бы вы упали вниз - всего лишь за первый выступ, который не такой уж и высокий? Некоторые люди говорят, что они переживают это чувство. Другие могли не переживать. Однако дайте любому человеку стать на краю горы, и пусть он скажет, что внутри него не происходит ничего, что не заставило бы его вести себя осторожно.
Если вы сознательно падаете даже с небольшой высоты, вы не сможете забраться обратно без царапин и синяков - по крайней мере, без синяка на своей гордости. Однако с вами теперь будет результат - результат вашего падения. То же самое происходит и с духовным законом. Если вы знаете о нем и позволяете себе пасть, то можете вернуться на путь, приложив при этом определенное усилие. В вашей памяти останется испуг. Вы получите приток новой энергии. Вы снова идете по пути просветления, помня о том, что мы падаем лишь тогда, когда прекращаем стараться.
Каждый вечер концентрируйтесь на событиях дня и смотрите, насколько близко, сознательно или же подсознательно, вы подошли к отклонению от недавно принятых вами принципов йоги. На планете Земля жизнь коротка и это должно лишь способствовать тому, чтобы прожить эту жизнь как можно лучше.
Пятница. УРОК 103. Выход за пределы мелкого
У вашего путешествие на Земле есть лишь одна цель - достижение Самореализации. Вы находитесь здесь для того, чтобы достичь максимально возможных состояний сознания. Вы здесь не для того, чтобы реагировать на незначительные события, которые случаются в долине подсознания. Вам необходимо научиться контролировать разум и жить на вершине сознания. При неудачах вы сами страдаете от них. Люди, рассказывая о своих неудачах или страданиях, тем самым снова и снова реагируют на первоначальный опыт. Способность извлекать урок из опыта напоминает искусство прогуливаться под дождем, оставаясь при этом сухим.
Мы всегда должны быть бдительными и уверенно продвигаться по духовному пути, зная о том, что можем сбиться с него, пока в этой или же будущих жизнях не достигнем полного просветления, Самореализации. Тв 2е 0рдо придерживаясь своих, пусть и небольших, достижений на этом пути, вы всегда сможете найти другую дорогу, которая откроет дверь к новым возможностям, самоотверженности и обретению безмятежного спокойствия. Однако в той степени, в которой мы не способны ограничить склонности своего низшего разума, в той степени, в которой мы не способны соблюдать законы 2 0дхармы, 2 0 в такой степени мы открываем себя более низким качествам: зависти, ненависти, потаканию своим слабостям, похоти, страху, жадности и всем другим видам ментального и физического неблагополучия. Осознавание законов жизни создает возможности для естественного хода духовного раскрытия, подобного бутону, распускающемуся в цветок.
Иногда люди говорят мне: "Я немного боюсь пути классической йоги, ведущий к просветлению, поскольку я не хочу терять того пути, на котором нахожусь". Эти люди, конечно же, на самом деле не так уж счастливы на своем пути. Посмотрите на свои детские фотографии, и вы увидите, как существенно вы естественным образом потеряли, оставили в прошлом особенности своего тела того возраста, и, конечно же, этот процесс будет происходить и в будущем. По мере раскрытия на пути йоги вы будете постепенно уходить с того жизненного пути, на котором находитесь в настоящее время. Вы будете раскрываться, как бутон в своей эволюции раскрывается в цветок, но он должен изменить свою прежнюю форму и раскрыться. Подобным образом и ваш разум благодаря дисциплине раскроется во всей своей полноте.
Выполните следующее упражнение. Представьте перед своим внутренним взором те качества, которые хотите раскрыть в своем естестве. Представьте себя добрым человеком, которым вы хотите быть, и который всегда поступает в интересах всего человечества. Взгляните на прожитый день и определите, как близко к краю пропасти вы подошли. Тренируйте свое подсознание так, чтобы вы находились как можно дальше от этого края. Пусть вся ваша жизнь будет построена на принципах и нормах ямы и ниямы. Пусть данные нормы поведения глубоко войдут в ваше подсознание и обретут для него такое же значение, какое они обрели для вашего интеллекта.
Суббота. УРОК 104. Изменение жизненных обстоятельств
Вы постоянно изменяете обстоятельства своей жизни, знаете об этом или же нет. Даже сегодня ваш разум не такой, каким был неделю назад. Тот опыт, который вы обрели за последнее время, сделал его другим. Необходимо понять, что можно обрести контроль над изменениями, которые с вами происходят. Направьте свои мысли и чувства в правильном направлении, и вы увидите, как быстро изменятся в соответствующую сторону обстоятельства вашей жизни. В этом и состоит секрет самоконтроля. Это и есть практика йоги. Попробуйте указанный способ и перестаньте беспокоиться, так как беспокойство - это побочный продукт той части разума, которая не находится под контролем.
Что еще предлагает нам мир, кроме возможности действовать? Иногда возникают такие реакции, которым мы удивляемся. Если вы стремитесь к осознанию Атмана, то обстоятельства вашей жизни будут содействовать вам в этом. Если же ваша реакция носит лишь эмоциональную окраску и главным действующим лицом является эго, в таком случае те же самые обстоятельства поспособствуют ухудшению всего положения. Если в жизни на первый план выходят личные заботы, вы будете страдать от чувства обиды и возмущения, которое является неуправляемым состоянием разума.
К сожалению существует закон, по которому такое состояние разума притягивает к себе новые похожие обстоятельства, которые только усилят чувство обиды. Не идите на поводу данных эмоций, поскольку вы лишь опускаетесь ниже человека или ситуации, на которых обиделись. Это правда. Тяжесть обиды, возмущения, помещает ваше сознание ниже сознания человека, на которого вы обижаетесь.
Относитесь одинаково ко всему, с чем встречаетесь на своем жизненном пути! Это лучший способ реакции на жизненные ситуации. Следует встречасть все, что к вам приходит, с пониманием, которое исходит изнутри. И если вы чувствуете, что все, что с вами происходит, является игрой вселенской любви, и можете удерживать в себе сознание этой любви, тогда вы находитесь за пределами происходящего в мире. Возвысившись сознанием, вы можете смотреть сквозь все состояния сознания и наслаждаться ими. Это изменение найдет свое отражение в обстоятельствах вашей жизни.
Будьте внимательны к этим маленькими происшествиями, которые незаметно попадают вам под кожу и несколько дней спустя вызывают сыпь. Некоторые вещи, которые не способствуют вашей творческой жизни, являются показателем того, что в подсознании присутствует некая проблема, решение которой вы еще не нашли. Взгляните во время медитации в лицо своей природы, не испытывая при этом неловкости, и вы поймете, в чем же заключается данная проблема, которая удерживает определенную часть разума в состоянии дискомфорта и, соответственно, ведет к неприятностям в вашей жизни.
Воскресенье. УРОК 105. Учиться усваивать
Люди всегда инстинктивно склоняются к идентификации свободы с несдержанностью. Однако несдержанность в стремлении к удовлетворению желаний всегда вас "завяжет узлом". Лучше оставьте личные страхи и желания, делая всю работу с сосредоточенным разумом, и вы, ваша истинная сущность, освободитесь от уз собственного разума. При возникновении обеспокоенности работайте над концентраций разума и вы, тем самым, приведете его в состояние покоя. Покой - это контроль, и контроль - это свобода.
Если бы каждый уделял "мыслеварительной" силе ума хотя бы половину тех мыслей, которые мы уделяем силе пищеварения, было бы гораздо меньше психиатрических лечебниц. Можете ли вы усвоить и понять все то, что поместили в свой разум? Размышляете ли вы о прошлом? Некоторые увиденные, услышанные, прочитанные вами вещи или сами мысли оставили глубокое впечатление. Другие не оказали такого влияния. Какие впечатления вы откладываете в своем разуме? Если вы поворачиваетесь спиной ко всему, что может быть неприятным, это не будет решением вопроса. Однако если вы наблюдаете за своими реакцями по мере их возникновения, а затем в тот же день непредвзято рассматриваете эти реакции, посредством контролируемого состояния медитации вы придете к пониманию. При возникновении раздражения не дожидайтесь того момента, пока грязные воды разума сами осядут на дно. Приведением разума в состояние покоя с помощью динамичной силы воли, востановливая порядок, когда вы менее всего склонны к этому, вы ускорите свое развитие. Черпайте энергию из своих ресурсов.
Люди любят следовать привычной колеей жизни. Подсознание обладает естественной способностью сопротивляться переменам. Нелегко понять тот факт, что жизнь - это постоянная перемена. Вот почему так легко следовать силе привычки. Требуется смелость духовной натуры, чтобы вызвать к жизни неиспользованные ресурсы, выйти из рутины и жить полнокровной и свободной жизнью. Необходима смелость, чтобы с помощью медитации выйти из беспорядочных состояний разума и обрести новое знание и мудрость. Контроль - это безмолвная энергия. Эмоции, раздражение, отсутствие контроля - шумная слабость.
Учитесь приспосабливаться. Когда вы вовлечены в разговор, поступайте так, как мудрые люди в Индии: сделайте паузу на некоторое время и позвольте мыслям усвоиться. Следите за направлением, в котором движется разум, и вы будете обладать хорошим контролем за течением своей жизни. Полагайтесь на Атмана. Найдите то постоянство внутри, которое никогда не менялось на протяжении веков, и вы поймете, что изменения существуют лишь в постоянно меняющемся разуме. Контролируйте разум, и вы реализуете свое естественное состояние Бытия, которое пребывает за пределами самой жизни - вы придете к реализации Атмана. Вы пройдете через множество испытаний, чтобы доказать самому себе достижение этой реализации. С радостью встречайте каждое испытание. Приветствуйте его и все искушения, которые показывают вам силу вашей воли, стоящей над хаосом чувств. Вы должны лишь успокоить разум, чтобы реализовать свою тождественность Господу Шиве, Духу, вечному Атману в вас.
Кушальяхам сампратамева
Со мной все в порядке
На лице горе, в сердце рана, все дэвы вместе взывают: "О Господь! Мы склоняемся перед Тобой". Так они молятся, распростершись пред. И Он, непревзойденный, говорит им: "Встаньте, нет страха".
ТИРУМАНТИРАМ 352
Понедельник. УРОК 106. Мир совершенства
В наши дни медитация становится очень популярной. Все говорят о необходимости быть собранным. Вы не слышите посторонних шумов или какой-либо другой деятельности, если находитесь точно в центре своей сущности. Просто вы находитесь в состоянии покоя. Лишь тогда, когда мы попадаем на перекресток жизни, под ее перекрестный огонь, лишь тогда мы чувствуем, что с нами не все в порядке. При этом мы начинаем жить в великой лжи Вселенной, в состоянии ужаса, которое возникает в том случае, если мы считаем, что со смертью приходит конец нашего существования. Мы забываем всю прекрасную философию и все замечательные учения, которые изучаем, и чувствуем, что с нами не все в порядке.
Мой садгуру Йогасвами однажды высказал смелое утверждение:
"Нет ни одной вещи в этом мире, которая не является совершенной". Вы должны воспринимать слова такого мастера очень серьезно. Более пятидесяти лет он был садгуру в одной из самых ортодоксальных областей мира. Он сказал: "Нет ни одной вещи в этом мире, которая не является совершенной". Некоторые из нас смотрят на мир и находят в нем много несправедливости. Я никогда так не думал. Я всегда считал, что это замечательная планета, и ни за что не хотел бы пропустить рождения на ней. Сейчас прекрасное время для жизни - даже если некоторые из нас так не думают, если даже планета загрязнена и некоторые люди постоянно жалуются на несовершенство мира.
Медитация - это не уход из мира. Прежде чем медитация и внутренняя жизнь смогут стать действительно успешными, необходимо проделать определенную работу по устранению собственных недостатков. Иногда мы беспокоимся о работе, о своих делах, переживаем в связи с различными семейными проблемами, или о том, что живем не настолько духовно, как следовало бы.
Вот мой совет: прежде всего обретите такой взгляд на мир, при котором он видится прекрасным и совершенным. Затем задайте себе вопрос:
"Правда ли, что в настоящее время со мной не все в порядке?" И последует ответ: "Со мной все в порядке - прямо сейчас, в данный момент времени". Заявите об этом вслух. Затем, минутой позже спросите себя: "Все ли со мной в порядке, прямо сейчас?" Просто продолжайте задавать этот вопрос себе на протяжении всей оставшейся жизни, и вы всегда будете чувствовать себя хорошо, будете уверенны в своих силах. Такое отношение к жизни убирает страх, беспокойство и сомнение.
Я открыл эту формулу в возрасте семи лет. Она пришла ко мне однажды изнутри, когда я переживал, что пропущу свою любимую радиопередачу. Мы возвращались домой во время снежного бурана и находились вблизи озера Тахоэ. Я переживал, что мы можем задержаться и я пропущу программу. Я видел свой разум, осознавание, я отправился в будущее и вернулся назад и сказал себе: "Со мной все в порядке, прямо сейчас. Еще ничего не произошло". В результате мы не застряли в снегу и я не пропустил своей радиопередачи. После этого случая всегда, когда мое воображение направляется в будущее, в область переживаний, или же в прошлое, когда приходится сожалеть о совершенном поступке, я говорю себе: "Со мной все в порядке, прямо сейчас". Каждый раз, когда возникает подобная ситуация, я говорю себе: "Со мной все в порядке, прямо сейчас, не так ли?" И всегда отвечаю: "Да, конечно". Я начал делать это в семилетнем возрасте, и сегодня я все еще убежден, что со мной все в порядке - прямо сейчас!
Вторник. УРОК 107. Полагайтесь на энергию сушумны
Каким образом мы можем стабилизировать свое продвижение по духовному пути в те дни, когда не все происходит так, как хотелось бы? Первое, что необходимо сделать, это изменить свой взгляд на жизнь. Как только мы встали на внутренний путь, мы смотрим на карту предстоящего путешествия - мы читаем книги. Книга - это карта. Затем предстоит решить, хотим ли мы изменить свой стиль жизни и взгляд на саму жизнь. Приняв однажды решение и определившись с тем, что мы этого хотим, хорошо начать перепрограмирование вязкого подсознания. Перепрограммируйте отрицательные привычки с помощью твердой веры в то, что с вами действительно все в порядке.
Во-вторых, придется научиться опираться на энергию, находящуюся в вашем позвоночнике. Сегодня все хотят полагаться на других. Мы полагаемся на свои семьи - до тех пор, пока они не вытолкнут нас в окружающий мир. Затем мы полагаемся на друзей - пока они не перестанут нам помогать. Однако мы все еще продолжаем на кого-то полагаться. Мы полагаемся на своего терапевта - пока у нас не закончатся деньги. Такой подход к жизни не является основанием, необходимым для поддержания состояний глубокой медитации.
Мы должны полагаться на энергию, находящуюся в позвоночнике. Однако прежде необходимо заявить о том, что мы обладаем духовным наследием и ощутить, что "Со мной все в порядке, прямо сейчас". Когда мы говорим такие слова и верим в них, то в определенной степени направляем энергии внутрь и снова становимся собранными. Когда мы спрашиваем себя: "Все ли со мной в порядке, прямо сейчас?", мы должны ответить "Да". Полагайтесь на энергию в своем позвоночнике. Ощутите эту энергию, которая совершенно не обеспокоена вашими страхами, печалями или сомнениями. Это чистая, сильная энергия, это энергия блаженства. Вы можете на нее положиться, и при этом прорветесь во внутренние состояния медитации. Все в мире будет идти вам на пользу. Вы будете в потоке жизни. Все у вас будет хорошо. Во внешнем мире с вами будут происходить прекрасные вещи. Перед вами будут открываться возможности там, где их ранее не было. С вами будут хорошо обращаться те люди, которые раньше так не поступали. Все это и множество других вещей будет происходить с вами потому, что вы полагаетесь на себя, и это нравится людям.
Не полагайтесь на философию. Не полагайтесь на гуру. Не полагайтесь на учителя. Полагайтесь на свой позвоночник и энергию, находящуюся в нем. Тогда гуру сможет в некоторой степени вам помочь, так как вы будете слушать то, что он говорит. В вас начнет оживать философия, так как вы сможете дополнить ее своим внутренним знанием.
Среда. УРОК 108. Реализация - это ключ
Что означают слова "соберись" и "будь собранным"? На самом деле это означает, что вы должны ощутить источник первичной энергии внутри и чувствовать, что вы и являетесь этим источником. Мы всегда являемся тем, что ощущаем - руками, ногами, телом, эмоциями или желаниями. Большинство людей на духовном пути хотят избавиться от своих желаний. Это бессмысленное сражение. Пробовали ли вы когда-либо избавиться от своих желаний? Если бы вы прекратили эти попытки, то обрели бы степень концентрации достаточную, чтобы лишить желание той энергии, которая в нем заключена. Вы выводите осознавание из мира желания и оказываетесь в первичном источнике энергии, которая протекает по всему физическому телу, проходит эмоциональную сеть и интеллектуальный разум. Эта энергия проходит через центр позвоночника каждого человека. Можете ли вы ее ощутить?
Весь процесс духовного развития построен таким (довольно странным) образом, чтобы отбросить вас от своего внутреннего центра, чтобы вы сами потрудились к нему вернуться. Сначала жизнь отбрасывает вас от этого центра. В результате вы проходите через все многообразие жизненного опыта. Вы совершаете ошибки и, с помощью своей непреклонной воли, должны контролировать уплывающее осознавание, направлять его точно к центру и чувствовать, что "со мной все в порядке, прямо сейчас". Ощущайте мощную энергию, протекающую через каждый нерв, и будьте этой энергией, а не блуждающим нервным током. Действуя таким образом, вы однажды встретите своего гуру. Вы крепко держитесь за свой духовный центр, а он пытается отбросить вас.
Мой гуру, Шива Йогасвами, часто поступал таким образом. Ученики должны были настойчиво трудиться, чтобы снова прийти к своему центру. Это укрепляет мускулатуру и мышцы человека - чтобы он был самим собой, чтобы он полностью осознавал то, что он осознаёт, и контролировал разум, не позволяя осознаванию поддаваться огромной силе иллюзии внешнего мира. Что из этого следует? Что сила иллюзии внешнего мира - полезная вещь!
Что мы имеем в виду под духовным центром человека? Это похоже на то, что находится внутри пустого стакана. Вы знаете, что внутри него что-то есть, и когда осознаёте это, то знаете, что сознаёте то, что находится внутри пустого стакана. Однако, когда вы осознаёте сам стакан, то это уже что-то другое. Когда вы осознаёте то, что находится снаружи стакана, то это тоже что-то другое. Когда вы осознаёте стол, на котором стоит стакан, то это также что-то другое. Теперь представьте, что вы и есть стакан. Начните осознавать пространство внутри него. Это нечто - ощутимое неосязаемое, к осознаванию которого вы должны прийти.
Самым лучшим способом ощутить его будет следующее (давайте попробуем это сейчас): разведите руки и сведите их вместе, соединив ладони, и почувствуйте мышцы и кости. Теперь почувствуйте нечто неосязаемое, неуловимую энергию, которая и является этой жизненной силой, и скоро вы почувствуете внутри нее силу. Это ваша сила осознавания, которая дает команду жизненным силам, мышцам, сухожилиям, которые разводят и сводят руки. Будьте тем, кто управляет расслаблением и напряжением мышц, их сведением и разведением. Это и есть неуловимая реальность. Это вы понимаете. Вы не думаете об этом. Ваш интеллект не может вам этого дать. Инстинкт и эмоции не могут вам дать этого. Это что-то такое, что вы должны понять. Когда вы постигните это, вы начинаете духовно раскрываться и пробуждаться. Это приходит из высших чакр. И это очень легко. Вы или постигли это, или нет. Таким образом, работайте над этим и постигните это. Затем начинается процесс духовного раскрытия. В итоге вы начинаете видеть свет внутри головы и тела. К вам приходят прекрасные внутренние переживания. Сегодня все хотят иметь глубокие внутренние переживания без применения наркотиков или чего-либо другого, но с использованием своей силы воли, направленной в нужное русло. Согласно моим наблюдениям в этом и состоит в наши дни цель духовного раскрытия людей всех наций.
Четверг. УРОК 109. Взгляд медитирующего
Однажды меня спросили: "Что происходит в повседневной жизни человека, который впервые приступает к медитации?" Когда вы приступаете к практике медитации может и начинает происходить многое. Например, ваши друзья могут подумать, что вы удаляетесь от них. Они будут говорить, что вы боитесь мира и пытаетесь уйти от него. Другие вскоре поздравят вас и скажут: "Наконец-то ты на пути. Мы так долго ждали, пока ты найдешь дорогу". Тогда вас принимают в определенную социальную группу, члены которой тоже находятся на духовном пути, кто давно перестал медитировать, но высоко ценят ваши усилия в данном направлении! Они будут много говорить о пути и в конце концов приведут вас к тому, что вы тоже перестанете медитировать. Много всевозможных вещей случится с вами!
Лучше всего, приступая к медитации, жить в хорошем окружении и среди хороших людей. Медитируйте и не говорите об этом никому, кроме того человека, который помогает вам на пути. Делайте это, не привлекая внимания, в частном порядке. Медитация - это внутренний процесс, поэтому ею нужно заниматься самому. Лишь в таком случае возможна наработка внутреннего опыта, и ваша обыденная жизнь будет становиться все лучше и лучше. Вы попадете в блаженный поток - все будет великолепно в вашей повседневной жизни. Каждый день вы будете находиться в нужном месте и в нужное время. Вы будете пребывать в потоке энергии вместе с самой жизнью, ведомые своей интуицией. Всевозможные замечательные события, которые с вами должны произойти на этой планете, действительно начнут происходить.
Изменяя себя, вы не обязательно изменяете окружающий вас мир, но начинаете видеть его таким, каков он на самом деле, и все в нем происходит так, как должно происходить - в прекрасном равновесии регулирующих сил. Находясь на вершине сознания, мой гуру Шива Йогасвами видел гармонию жизни. Смотря вниз с вершины горы, вы понимаете значение как бушующего океана, так и отвесных утесов, которые находятся внизу - они прекрасны. От подножия горы океан может показаться ужасным и утесы ненадежными, предательскими. Шива Йогасвами смотрел на Вселенную и не видел ни одной вещи, которая бы находилась не на своем месте или не имела бы своего предназначения. Вы можете обрести подобный взгляд на окружающий мир с помощью медитации, которая превосходит такие человеческие понятия, как правильное и неправильное, добро и зло. Это та точка зрения, которая находится внутри вас.
Человек совершенен прямо сейчас. Великие святые и риши нашли эту истину. Они были не более совершенны, чем их современники, просто более осознающими. Вы совершенны в данный момент. Вы являетесь всем, что когда-либо будет. Если вы не видите этого, то живете в трудном состоянии, когда необходимо прикладывать усилия и стремиться к совершенству, а чувство несовершенства не покидает вас ни на минуту.
Пятница. УРОК 110. У нас всегда есть выбор
Осознавание совершенства достигается тем, что внутри себя мы входим в состояние расширенного космического сознания. Вам предстоит прийти к такому состоянию сознания. Вы можете сделать это за девять минут, девять часов, девять дней или же за девять лет. Потратьте на этот поиск столько времени, сколько желаете. Факт остается фактом - глубоко внутри вы совершенны. Итак, как вы видите, у вас есть выбор. Вы можете выбрать жизнь на равнине страха бушующего океана жизни и смерти, или же можете подняться на ближайшую гору и посмотреть сверху вниз. Независимо от того, на каком пути вы (и любой человек в мире) находитесь, с вами все в порядке, прямо в данный момент времени.
Мистик живет внутренней жизнью и правильно решает все проблемы, имеющие отношение к событиям и силам внешнего мира. Он всегда сознательно стремится реализовать неограниченную Реальность, существующую внутри него самого. В этом заключается его практика. Он доброжелательно встречает все испытания и понимает, что карма действует на него не вопреки его воле, но как созданная им самим дхарма. Если он действительно мистик, он не уклоняется от этих испытаний. Глубоко внутри он знает, что необходимость реакции на повседневные жизненные трудности укрепляет его внутреннюю силу. Он видит скрытую цель жизни. Он в