Смысл двух превращений Шарика в повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантастика. Писатель показывает гротескный образ современной ему действительности.
В основе повести лежит великий эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий удивительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.
В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчастного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к животным и не бескорыстие. Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Шарик живет незавидной жизнью. Каждый день он вынужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он озлоблен. При этом Шарик очень неглуп. У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.
Преображенский сразу привлек внимание Шарика. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод. Когда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преображенский отвечает, что ласка — единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противоречит себе. Шарику делается экспериментальная операция.
Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преображенского «по матери», и это было только начало жизни человека с собачьим сердцем. От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин. Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его недостатки целиком унаследовал Шариков.
Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображенский, перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание.
Однако вскоре выходки Шарикова начинают производить на профессора тягостное впечатление. «Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитывает он новоявленного Полиграфа Полиграфовича. Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно. Он упрекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на полную свободу и на право прописки в квартире Преображенского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!». Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преображенского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраивается на весьма сомнительную работу, обманом получает согласие на брак с собой.
Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Старый осел Преображенский,— ругает он себя,— нарвался на этой операции как третьекурсник». Профессор вдруг понимает, что «милейшего пса он превратил «в мразь». В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».
Профессор осознает, что нет смысла пытаться «искусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.
Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за результаты его экспериментов, проблему права человека на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни перед насильственным методом вторжения в нее. Булгаков говорит о том, что сила самодовольного агрессивного невежества разрушительна.
Позволяя своему герою провести повторную операцию, писатель обращает внимание читателя на проблему интеллигенции, утверждает право интеллигенции на борьбу за ее права.