Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантастика. Писатель показывает гротескный образ современной ему действительности.
«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий вперед и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.
В центре «Собачьего сердца» история преображения бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.
«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково первое впечатление самого Шарика о профессоре. Действительно, Преображенский — настоящий аристократ, сын кафедрального протоирея. Он живое воплощение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважительные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Несмотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.
Автор любуется культурой быта героя, о которой многое говорит интерьер комнат. Здесь и зеркало до пола, и оленьи рога, и «опаловый тюльпан с электричеством под потолком» и многое другое.
Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор рисует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, резного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют общую картину аристократичности быта Преображенского.
Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филиппович хорошо знаком с репертуаром московских театров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.
Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».
Преображенский откровенно признается в нелюбви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны грубость, развязность излишняя самоуверенность и наглость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйственной разрухи, с негодованием замечает об изменениях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площадок, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.
Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспитанию.
Филипп Филиппович — светило медицины. Он занимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желающих смириться с закономерностями природы. Беспощадна авторская ирония и сарказм в отношении пациентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посетитель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная квартира»,— думает Шарик, насмотревшись на деятельность Преображенского.
Тем не менее врачи, подобные профессору,— редкость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе... ей-богу!» — с восхищением восклицает он.
Неоднократно Преображенский говорит о недопустимости насилия над живым существом. «Можно действовать только внушением»,— утверждает он, однако задумывает улучшить саму природу, пересадив собаке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению несовершенной человеческой природы.
Лишь через некоторое время после проведения операции профессор осознает всю безнравственность научного насилия над природой и человеком. «Попробовал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияющий благополучием богатый господин, потом сгорбившийся и как будто поседевший старик и в финале — прежний властный и энергичный Филипп Филиппович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».
С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Любой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действительности, иначе последствия его могут привести к настоящей катастрофе.
Неоднозначно отношение Булгакова к Преображенскому. Он уважает и любит его как истинного представителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.