Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе­ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

В центре «Собачьего сердца» история преображе­ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер­вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст­вительно, Преображенский — настоящий аристо­крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во­площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель­ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не­смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

Автор любуется культурой быта героя, о которой многое говорит интерьер комнат. Здесь и зеркало до пола, и оленьи рога, и «опаловый тюльпан с электри­чеством под потолком» и многое другое.

Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри­сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез­ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об­щую картину аристократичности быта Преображен­ского.

Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип­пович хорошо знаком с репертуаром московских теат­ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

Преображенский откровенно признается в нелюб­ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру­бость, развязность излишняя самоуверенность и на­глость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст­венной разрухи, с негодованием замечает об измене­ниях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа­док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст­венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита­нию.

Филипп Филиппович — светило медицины. Он за­нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю­щих смириться с закономерностями природы. Беспо­щадна авторская ирония и сарказм в отношении па­циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посе­титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти­ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель­ность Преображенского.

Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред­кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе... ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

Неоднократно Преображенский говорит о недопус­тимости насилия над живым существом. «Можно дей­ствовать только внушением»,— утверждает он, одна­ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со­баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не­совершенной человеческой природы.

Лишь через некоторое время после проведения опе­рации профессор осознает всю безнравственность на­учного насилия над природой и человеком. «Попробо­вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияю­щий благополучием богатый господин, потом сгор­бившийся и как будто поседевший старик и в фина­ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи­липпович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю­бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель­ности, иначе последствия его могут привести к на­стоящей катастрофе.

Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен­скому. Он уважает и любит его как истинного предста­вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

Наши рекомендации