Культурно-информационная матрица личности.
Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и становления личности данного человека образуют некую матрицу, которую можно назвать культурно-информационной матрицей личности (КИМЛ). В свою очередь КИМЛ вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Корнями вся эта конструкция уходит «вглубь времен и пространств»... Личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.
КИМЛ можно описывать разными языками и с различных точек зрения. В любом психотерапевтическом направлении и в любой традиционной системе самопознания существуют термины для обозначения механизмов, обуславливающих восприятиеи поведение человека. Для человека, начавшего сознательное развитие, важно научиться эти механизмы в своей жизни осознавать и с ними разотождествляться.
Нам удобны три модели, которые дают описание КИМЛ с разных сторон. Первая – это модель механизмов защиты (проекции, интроекции, ретрофлексии и слияния), подробно описанные в гештальттерапии[14]. Вторая – модель сценарного аппарата, разработанная в русле транзактного анализа (сценарные процессы, приказания и решения, контрприказы, драйверы, система рэкета, игнорирование)[15]. Третья – это модель личности, как совокупности отношений. При этом внутренний мир рассматривается, как состоящий «из людей и отношений к ним», - то есть, спроецированный, с определенными искажениями, внешний мир (или наоборот – смотря с какой стороны смотреть и где искать причину, а где следствие). Жесткие связи в этих отношениях представляют собой каркас КИМЛ, если ее рассматривать в плоскости людей и отношений.
Итак, КИМЛ обуславливает сюжеты и сюжетные линии, а те, в свою очередь, подкрепляют КИМЛ и со временем делают ее влияние все более и более жестким.
Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения которых затем расширим от театра к реальной жизни.
1) Фабула – сухая канва событий (Родился, пошел в школу, закончил ВУЗ, женился, поступил на работу... В более конкретных ситуациях: познакомился с девушкой, пригласил в ресторан, проводил, зашел в гости, в разгар ночи вернулся из командировки ее муж и т.п... В еще более конкретном масштабе: встал со стула, подошел к окну, произнес такую-то фразу, вышел из комнаты, оделся, споткнулся на пороге...
2) Сюжет – трактовка данных событий в зависимости от замысла, это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее из этого взаимодействие человека с другими людьми, ситуацией, обстоятельствами. (В применении к театральной постановке под замыслом здесь подразумевается замысел драматурга. При расширении контекста именно этот момент будет ключевым. Для режиссуры жизненных сюжетов нам необходимо будет осознать Замысел Творца. Задача предельно сложная и подойдем мы к ней с другой стороны – с осознания Сверхзадачи человека в данном сюжете и его жизненной Сверх-сверхзадачи, т.е. главной задачи всего жизненного Пути. Сверхзадача каждого сюжета как раз и есть приближение к Замыслу...)
3) Сверхзадача– главная всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли.
4) Сверх-сверхзадача – РАДИ ЧЕГО ставится данный спектакль. Что должно измениться в зрителе, а в пределе – в культурной жизни города, страны, мира...
Итак, в жизни сюжет это определенным образом переживаемая цепочка событий (истолкованная определенным образом фабула). Ранее мы разделили сюжеты на сценарные сюжеты и сюжеты Миссии. Сценарные сюжеты определяются культурно-информационной матрицей личности. Сюжеты Миссии определяются Предназначением. Предназначение аналогично сверх-сверхзадаче по Станиславскому. Это то, (словами почти невыразимое, или выражаемое очень простыми словами), ради чего человек родился в этом мире. Проекция Предназначения на данный сюжет мы так и назовем сверхзадачей. Это то, ради чего может быть прожит данный сюжет. Если человек осознает сверхзадачу данного сюжета и сможет ее воплотить в конкретных событиях, переживаниях, действиях, осознаниях, он, тем самым приблизит свою жизнь к Замыслу Творца.
В некоторых случаях сюжет Миссии будет существенно отличаться от сценарного сюжета даже по конкретному содержанию событий, а не только по изменению отношения к событиям; в других случаях события будут теми же, но изменится, например, глубина их переживания и само отношение к ним.
Основная задача режиссуры жизненного Пути, частью которой является Магический Театр, заключается в том, чтобы через осознание КИМЛ, с одной стороны и осознание сверх-сверхзадачи и сверхзадачи, с другой стороны, перейти от преобладания сценарных сюжетов к сюжетам Миссии. Технически это осуществляется с использованием спектра приемов драматизации и релаксации в ходе перепросмотра[16]КИМЛ, который очень часто происходит на Магических Театрах. Начиная этот процесс с помощью Ведущего и группы, человек постепенно учится удерживать внутренний компас на сверхзадачу. Как только ориентация на сверхзадачу становится устойчивой, человек способен самостоятельно выстраивать сюжеты своей жизни.
Сам подход к режиссуре жизненных сюжетов, как методологии, приложимой к консультированию, принципиально отличается от решения частной проблемы, без видения ее взаимосвязи со всей совокупностью жизненных обстоятельств и сверх-сверхзадачи.
В некоторых случаях простое облегчение, снимая одни проблемы (без видения сверхзадачи данного сюжета) может привести к усилению более глубоких защитных механизмов. Это увеличивает энтропию (если выражаться языком синергетики). Путь развития и индивидуации, напротив – процесс негэнтропийный. Увеличивается сложность жизни (это вовсе не тождественно увеличению страданий, - личные страдания как раз постепенно прекращаются).
* * * * * * *
Каждый конкретный исторический период, каждый этап развития человечества накладывает свое влияние на восприятие сверх-сверхзадач людей, в этот период живущих. Хотя для каждого человека сверх-сверхзадача уникальна, существует некая общая тенденция, отражающая особенности общечеловеческой задачи на данном этапе.
Исходя из этой предпосылки мы отметим две ошибочные, на наш взгляд, позиции в отношении сверхнормативного развития, которые часто встречаются у духовных искателей. Первая связана с подменой развития накоплением особого вида способностей, умений, и личной силы. Вторая связана с зацикливанием на «состояниях», «переживаниях» и «откровениях».
Например, человек говорит, что он хочет пережить себя единым с Целым. И для этого он занимается некими специальными упражнениями, медитирует, пытаясь пережить «суть вещей» и свое истинное «я». Иногда эти усилия действительно венчаются сильными трансперсональными переживаниями, качественными состояниями... На этом, как правило, останавливаются. На наш взгляд зацикленность на состояниях сродни онанизму. Это лично приятно, но не ведет ни к какому результату. Никак не отражается на том самом Целом, частью которого человек себя пережил или подумал, что это-то и есть переживание Целого. Сейчас, в данный исторический период, медитациями и упражнениями уже не обойтись. Лишь работая для Целого, а конкретно – для людей, для совершенно конкретных людей, используя все свои способности, возможности, опыт, - это и приведет, в том числе, к переживанию себя единым с Целым...
Повторим достаточно важный для дальнейшего понимания тезис: Культурно-информационная матрица личности вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Таким образом, личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.
Вариации общечеловеческих сюжетов запечатлены в произведениях культуры. Более древние из них составляют основу мифов и сказок. Но, идет время и с каждым новым поколением общечеловеческие сюжеты усложняются и обогащаются. В кристаллизованном виде они представлены в тех произведениях культуры, которые признаны классическими (они потому и признаны классическими, что в них угадывается некая общечеловеческая проблематика). Понятно, что, с одной стороны, такой культуральный пласт в сознании является как бы дополнительной (и все возрастающей с течением времени) преградой на пути движения осознания к своим глубинам (архетипам и чистому «я») – как бы мы не хотели сделать вид, что его нет (чем, кстати грешат многие эзотерики, пытающиеся сразу, минуя этот пласт, добраться до «сути вещей» и используя для этого те же способы, что и, например, древние йоги или адепты иных древних Традиций, - забывая о том, что у древнего йога культуральный пласт сознания был неизмеримо «тоньше» и ему не требовалось специальных усилий для прохода через этот пласт), он будет тянуться хвостом. С другой стороны, именно наличие этого пласта дает возможность каждому человеку пройти все более уникальную и неповторимую траекторию развития, так как вариаций и развилок все больше и больше с течением времени. И каждый человек, проходящий действительно уникальным путем (читай - Путем индивидуации), тем самым вносит свой вклад в общечеловеческую копилку, создавая еще больший спектр возможностей для последующих поколений. Иными словами, жить становится все сложней, но интересней. Так что, являясь дополнительной нагрузкой, культуральный пласт сознания увеличивает негэнтропию, что собственно и дает необходимые условия для развития.
Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием (противоречием между механичностью и автоматизмом «сценарной» жизни и томлением духа по реализации)[17] и вместо вытеснения этого противоречия и прежнего защитно-невротического поведения, сделал усилия для работы души. Это Путь от коллективно-религиозного сознания, через индивидуализацию к сознанию Объемному, к соединению с Целым, оставаясь самим собой.
Лестница мотивации.
Давайте рассмотрим некую упрощенную модель восприятия. Представим, для наглядности, восприятие человека в виде нескольких ступенек или Пространств[18], каждое из которых является схемой регистрации и интерпретации сигналов от внешнего/внутреннего мира. Более высокие ступени восприятия – более высокие Пространства отличаются от нижележащих нарастающей сложностью, многосвязностью и новым качеством.
Если идти сверху вниз, то вначале мы имеем Пространство Миссии. Миссия это то, что определяет основной вектор жизни человека. Она оформляется и конкретизируется через иерархию ценностей. Ценности, в свою очередь, определяют события, которые с человеком случаются. События, отражаясь в образном и логическом мышлении, задают картину мира, т.е. тот «мир», в котором человек считает, что живет. В следующем Пространстве восприятия все вышеперечисленное находит чувственное, эмоциональное отражение, что ниже облекает форму разнообразных ощущений. И, наконец, трехмерной проекцией всех вышеперечисленных феноменов является физическое тело человека с его органами и системами.
Пространство Миссии
Пространство Ценностей
Пространство Событий
Пространство Мышления
Пространство Эмоций
Пространство Ощущений
Физическое Пространство
Если бы наша жизнь была цельной и непрерывной, то Предназначение (основной объект пространства Миссии) задавало бы поток упорядоченных системой ценностей событий, что находило бы адекватное отражение в мышлении, эмоциях и ощущениях, сопровождаясь соответствующими процессами в теле, и все это вместе осознавалось бы, как процесс раскрывающегося смысла, реализации Предназначения[19]. Такая жизнь, если рассматривать ее, как динамику внимания, была бы непрерывной и цельной.
Но мы с вами живем в социальной среде, наполненной множеством противоречий, которые, соответственно, отражаются в каждом из нас. К нашим собственным Предназнаению и ценностям навязываются ценности социальные, порождая внутренний конфликт. В результате примешивания к внутренним ценностям еще каких-то, навязанных извне, в системе ценностей нарушается исходная иерархия, служившая для реализации Предназначения и каждая отдельная ценность отграничивается и обособляется.
Каждая такая обособленная ценность является выразителем той или иной потребности или группы потребностей, а значит, - обладает энергетическим зарядом с определенной направленностью – Мотивацией. Все это находит отражение во всех нижележащих Пространствах. Реализация потребностей, выразителем которых является обособившаяся ценность, влечет характерные события и поступки, создается картина мира, отвечающая данной ценности (при этом, ввиду обособленности ценностей, появляется множество противоречивых картин мира у одного и того же человека); далее – появляются эмоции, приоритетные для данной ценности (часть общего эмоционального спектра человека, вследствие конфликта обособленных ценностей «вырезается» – появляются так называемые подавленные эмоции и чувства); раздробленность опускается и в нижние Пространства восприятия, – следствием этой раздробленности являются деформации в системе ощущений, появление блокировок, зажимов в теле, неосознаваемых участков тела и вообще всяческих нарушений в физиологических процессах, вплоть до выраженных патологий и болезней.
Каждой ценности соответствует определенные проявления во всех Пространствах восприятия. И так – от глобальных и до мельчайших проявлений человека – от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной ценности.
Таким образом, мы видим, как единый организм распадается на множество обособленных частей – субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и границы субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков, мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше, динамика внимания – собственно жизнь - превращается в хаотический набор точечных всплесков, то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. «Трудолюбивый» ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой связности происходящего.
Итак, - Мотивация была определена уже выше, как энергия, направленная на реализацию некоторой потребности, будь то актуальная потребность целостного организма (в идеальном случае), или потребность той или иной субличности. Как мы уже убедились, в жизни «нормального» человека преобладает следующая ситуация (схематично показанная на рисунке 1): - имеется множество обособленных субличностей, каждая из которых (кроме того, что может бороться за наше внимание) обладает своей Мотивацией. Так как между субличностями нет согласования, а напротив, весьма вероятен конфликт, векторы Мотиваций направлены, что называется кто куда. Образно говоря, различные субличности, подобно лебедю, раку и щуке тянут человека зачастую одновременно в противоположные стороны. Естественно, в реальной ситуации суммарный вектор Мотиваций разных субличностей не обязательно, как в басне, равен нулю. Так что человек не все время топчется на месте, а все же совершает какие-то действия. Но в процессе противодействия разных Мотиваций, их энергия в значительной степени расходуется (при этом психические и физические напряжения возрастают, а границы субличностей укрепляются), так что результирующее действие – достаточно бледно выглядит по сравнению с идеальным случаем, когда обособленных субличностей и их противодействий не было бы. Можно сказать, как это печально не покажется, что мы, в большинстве своем, буквально влачим жалкое существование. Мы обречены на такую жизнь, не имея сколько-нибудь существенной Мотивации, направленной на выход за пределы сложившейся ситуации, Мотивации, энергии которой хватило бы на то, чтобы перекрыть все остальные желания и стремления.
Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть границы субличностей. При этом восстанавливается иерархия ценностей, направленная на реализацию Предназначения. В этом случае субличностей как выразителей обособленных ценностей не существует, а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть – нечто Единое. Это Единое руководствуется приоритетной ценностью – Предназначением, вокруг которого выстраиваются соответствующим образом остальные ценности, поддерживающие приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь - единое целое и в этом едином целом происходит действие, направленное на реализацию Предназначения, раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности (рисунок 2). Такое действие будет продуктивным и качественным, потому, что в каждый момент оно одно. В данный момент времени Я хочу чего-то одного и нет ничего, что мне мешает это сделать. В этом случае совпадают Хочу, Могу и Нужно. Подобное совпадение Хочу, Могу и Нужно как бы можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе, как части мира, и нет никаких внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет). Вы в данной точке пространства и времени – на своем месте и совершаете свое действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия, которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность происходящего с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит то, что вы хотите или то, что происходит, - то вы и хотите (в каких-то случаях адекватнее сказать не хотите, а принимаете). При этом Мотивация уже направлена не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества, всего Мира.
Рисунок 1 Рисунок 2
Обратимся теперь к тому, что же такое Творчество и какое отношение оно имеет ко всему вышеизложенному.
А Творчество – это процесс перехода человека от жизни, изображенной на рисунке 1 к жизни, изображенной на рисунке 2. Любое действие, которое способствует такому переходу или хотя бы намеку на таковой, назовем актом Творчества. Можно сказать по-другому: Творчество – это попытка восстановить утраченную Целостность[20] самого себя и или хотя бы намекнуть на эту Целостность.
Интересно то, что как только человеку удается занять позицию Жизнетворчества (занять не умозрительно, а, приняв ответственность за такой свой подход к жизни), он тем самым уже соответствует Предназначению. Это как раз та ситуация, когда Мотивация, Творчество и Предназначение соединяются воедино. И тогда ты просто ищешь, причем ищешь в себе и ищешь как раз то в себе, что ищет, и будет искать всегда. Искать для того, чтобы искать, а не находить; жить, для того, чтобы Жить…
Сразу же возникает вопрос КАК? Как сделать первый Творческий шаг, и как не успокоиться на этом и сделать следующий? – Ответ однозначен: – нужно захотеть, причем не умозрительно, а так захотеть, чтобы действительно сделать. То есть, – нужна Мотивация. Но выше говорилось о том, что «нормальный» человек обречен влачить жалкое – раздробленное существование, не имея сколько-нибудь существенной Мотивации, энергии которой хватило бы на выход из сложившейся ситуации. Где взять такую Мотивацию? Как захотеть выйти из замкнутого круга? – Можно, но очень сложно. Необходимо сочетание как минимум нескольких значимых для человека жизненных факторов, а часто для первоначального импульса нужна помощь грамотного человека. Чтобы понять, как это может происходить, рассмотрим некоторые механизмы формирования Мотивации.
Итак, на вопрос: - Хотите ли вы выйти из замкнутого круга обыденности и жить творчески, гармонично и целостно? – многие не раздумывая, ответят: - Да, конечно! И тут же встретятся с целым рядом барьеров.
Изучив эти барьеры, мы объединили их в модель, очень удобную для работы с Мотивацией. Модель эту назовем Лестница Мотивации. Она проиллюстрирована рисунком 3.
Первую ступеньку Лестницы можно условно назвать «А мне и так более - менее хорошо». Одолеть эту ступеньку не так-то просто – ведь при этом придется столкнуться с тем, что не так уж все хорошо, что внутри – сплошные противоречия и неразбериха, по большому счету – полный хаос, отсутствие свободы и обусловленность самыми разными факторами. Чтобы взобраться на эту ступеньку нужно набраться смелости – ведь придется лишиться многих иллюзий, поддерживающих состояние самоуспокоенности, и многократно, что называется «упасть лицом в грязь». Для этого необходимо либо чтобы «жизнь прижала», то есть, чтобы стечение обстоятельств вас в эту самую грязь окунуло, либо грамотный помощник, который спровоцирует необходимую встряску (при этом, обеспечивая страховку, на случай, если она понадобится).
Далее следует ступенька под названием «Все плохо, но так и должно быть» – такая уж у нас судьба, время, страна и правительство, трудное детство, да и вообще – все так живут, и ладно – доживу как-нибудь и я. Сделать шаг через эту ступеньку тоже непросто – ведь тогда нельзя уже будет списывать происходящее на то, что так и должно быть, придется отбросить иллюзию всеобщности такого несчастия и осознать, что можно таки жить и по-другому, вот только ты почему-то по-другому не живешь! Шаг наверх требует еще большей смелости и готовности преодолеть поджидающую на следующей ступеньке депрессию. Необходим доступ к внутренним ресурсам и силам или, опять же, грамотный помощник.
Следующая ступенька называется «Так не должно быть, но я не вижу альтернативы». Альтернатива всегда есть, но чтобы прозреть ее, придется изрядно попотеть, «протирая очки» - избавляясь от множества искажений восприятия. Чтобы одолеть эту ступеньку нужен опыт самостоятельной работы с искажениями восприятия, стечение обстоятельств, в результате которых появиться некий проблеск надежды или, как и ранее – опытный помощник.
Дальше идет ступенька «Альтернатива есть, но многое (или все) зависит не от меня». То есть – вроде бы и хочу, да держат меня со всех сторон – условия жизни, люди, обстоятельства и т.д. и т.п. Очень сложен этот шаг, – нужно осознать, что на самом деле никто и ничто, кроме тебя самого не влияет на то, как ты живешь. И если шаг этот сделать, то нельзя уже будет причитать: - «Да при моих-то троих детях (муже – пьянице, коммунальной квартире, материальном положении, болячках, непонимающих родителях, злом начальнике, положении в стране и в мире,…)». Здесь требуется принятие ответственности. Понятно, что если принять ответственность за себя и свою жизнь целиком, то дальнейшие шаги уже не потребуются, поэтому для перешагивания этой ступеньки, ответственность нужно будет принять хотя бы за те обстоятельства, которые мешали в данном конкретном случае – то есть осознать, что эти обстоятельства зависят от тебя.
Еще одна ступенька - под названием «У меня не хватает сил (энергии, возможностей, каких-то качеств,…)». На этом этапе нужен либо доступ к внутренним энергетическим ресурсам, либо целенаправленные действия по накоплению этих самых сил, качеств, возможностей. Это уже нормальная рабочая ситуация.
И, наконец, последняя ступенька «Хочу, но не знаю как». Здесь уже человек готов и ему нужна конкретная методика, технология, практика. Найдя требуемую информацию и реализовав, он подходит к рубежу, за которым созревшая Мотивация перетекает в действие.
Итак, последовательно шагая вверх, мы добрались до уровня «Хочу и Делаю».
7.Хочу и Делаю
6.Хочу, но не знаю КАК
5.Не хватает сил
4.От меня не зависит
3.Нет альтернативы
2.Плохо, но так и должно быть
1.Все и так хорошо
Выше описан очень упрощенный случай, считая, что по нашей лесенке продвигается кто-то один. При этом мы пока не учли, что этот один – на самом деле не один, а разделен на множество субличностей. Вводя их в нашу модель, мы увидим, что каждая из субличностей «сидит» на своей ступеньке, причем каждая – по какому-то своему поводу, а вовсе не по
поводу одной для всех цели. Например, у какого-то человека среди множества его субличностей выделим одну, по имени «Крутой». Такая субличность плотно окопалась в положении «Все и так хорошо» – какие у «Крутого» могут быть проблемы? Чтобы выбить «Крутого» из его окопчика и заставить бежать вверх по лестнице, нужна незаурядная встряска. У этого же человека есть, к примеру, такая субличность, как «Трус». У «Труса» уже есть проблемы и немалые, и сидит он где-то на второй или на третьей ступеньке. Есть еще и «Тот, кто жаждет мир перевернуть», но нет у него на это сил, и прозябает он на пятой ступеньке. И так на каждой ступеньке сидит много всяких субличностей. Только на последней «Хочу и Делаю» нет никаких субличностей, потому что добравшись до верха, субличность совершает действие и растворяется, превращаясь в процесс. Вся ситуация наглядно представлена на рисунке 4:
Рисунок 4
С одной стороны получилась (еще даже не вдаваясь в детали и подробности) очень сложная картина, не предвещающая быстрого и гарантированного результата. С другой стороны мы видим, что уже первые шаги по воспитанию необходимой нам Мотивации требуют Творческого подхода: Мотивация и Творчество соединяются не только в конце пути, – они неразрывны! Огромное количество предельно сложных задач встает перед нами в самом начале пути: - какую субличность начать двигать вверх в первую очередь, так, чтобы она расшатала остальные и вся система пришла бы в движение? – каким образом это сделать? – когда необходимо поставить себя в сложную ситуацию? – и в какую? – как задействовать тело и энергетические процессы? – какими технологиями и в какой последовательности? – как рассчитать силы и не передозировать нагрузки с одной стороны, и не схалтурить, с другой? – как осознать всю ситуацию в целом? – какие механизмы задействуются в том или ином действии? И многие другие…
Но все не так просто и однозначно, как мы описали выше. Далее, в главе, посвященной Мифологическому Сознанию мы приведем противоположный взгляд к тому, что мы написали уже о мотивации, творчестве, Предназначении и т.п. Это позволит увидеть ситуацию человеческого бытия в объеме и подходить к каждому конкретному случаю диалектически.
Вспоминание Силы.
Обратившись к собственному опыту и к опыту около тысячи людей, контактировавших с нами (семинары, Магические Театры, консультации), - у которых налицо такие результаты, как расширение восприятия, повышение качества жизни, возрастание творческой харизмы, умение ориентироваться в усложняющихся и более богатых сюжетах жизни, взросление (и иные знаки на Пути), мы увидели, что движение идет через два основных канала. Первый – это обучение, а второй – вспоминание. Причем основная работа во всех случаях происходила на девяносто процентов именно через канал вспоминания, которое часто шло междустрочно, запускаясь самым неожиданным образом. Теперь мы видим, как именно это происходит, как может запускаться и катализироваться, и что это, собственно, за вспоминание такое.
Само слово «вспоминание» отсылает нас к таким фундаментальным процессам, как память и внимание. Но оперировать ими мы будем в несколько ином разрезе, чем психология и психотерапия. Сразу же постулируем три координаты (три слоя) памяти и внимания: 1. Горизонтальный, 2. Вертикальный, 3. Архетипический. Вертикальный и архетипический, как будет показано далее, - совершенно разные слои памяти и внимания.
2) Начнем с горизонтального слоя и постараемся выяснить, что означают слова Вспомнить Силу, применительно к горизонтали.
Итак – горизонталь. Что мы здесь имеем? А имеем мы здесь огромное количество Силы, разбросанной и отданной кому-то или чему-то. Кому же и чему? Силы, которые мы сознательно, а чаще бессознательно вкладываем в заботы и страхи - оказаться нелюбимым, невостребованным, ненужным, брошенным, без денег, не реализоваться, не соответствовать своему или чужому представлению о себе, умереть, наконец, превратиться в бомжа и т.п., - трудно даже представить, сколь огромное количество Силы тратится на поддержание всех этих озабоченностей, которые, в свою очередь, держатся на иллюзии, что она (разбросанная на поддержание этих забот Сила) нас от всего этого предохраняет!!! Сила, отдаваемая людям, «которые играют в наши игры» (Э.Берн), в том числе тем, на кого мы надеемся, как на избавителей или предохранителей от всевозможных несчастий, как на учителей жизни и т.п.. А колоссальные затраты Силы, удерживающей всевозможные «вторичные выгоды» от болезней, неудач, игр в которые мы играем... Вытянуть все эти крючки и зацепки – уже мощнейшая трансформация. Вынимая Силу из всех этих забот, Силу, спроецированную на довольно большое количество людей, переставая заботиться об этом, мы, с одной стороны, допускаем, что все это (всякие неудачи и несчастья) вполне могут произойти, с другой же - возвращаем, вспоминаем Силу, используя которую можем как дать этому случиться (ежели, вдруг, захотим), так и не дать, а напротив. Т.е. это уже действительно собственная ответственность.
Если бы мы задались целью работать только с горизонтальным слоем, то тут идеально подошел бы методологический аппарат, например, гештальттерапии (проекции, интроекции, ретрофлексия, слияние и инструментарий работы с оными) и ее философско-мировоззренческая база – экзистенциализм.
Но работать линейно (сначала расчищая горизонтальный слой и вспоминая горизонтальную Силу, а потом уже переходить к вертикальному и архетипическому) – малоэффективно, да и не получится, когда осознаешь наличие всех слоев. Поэтому, в реальной работе получается в каждом случае своя замысловатая траектория движения, где каждый следующий шаг делается в разных слоях, а иногда, наоборот, в одном, сложным и индивидуальным образом чередуясь и т.п. Выбор траектории зависит уже от интуиции и видения.
Как вспомнить Силу в горизонтальном слое? В принципе, это то, что происходит в психотерапии. В краткосрочной терапии, как правило, - частично, - ограничиваясь областью острой болевой или конфликтной ситуации. Наиболее последовательно - в гештальттерапии, если относиться к ней, как к направлению развития, а не лечения текущих симптомов. Отдельный вопрос – как распорядиться вновь появившейся Силой и не дать ей вступить в новые ограничивающие связи?
В индивидуальной работе возможен прямой канал возвращения Силы, путем прочистки энергоструктуры человека различными энергопотоками и выстраивания индивидуальной практики для самостоятельного вспоминания. Пример - систематическое отслеживание в состоянии деконцентрации - что происходит с различными уровнями нефизического внимания (к чему или к кому оно имеет тенденцию прилепляться и извлечение его обратно).
Далее мы опишем каким образом происходит вспоминание Силы при использовании метода исследования и преображения жизненных сюжетов – Магического Театра.
Второй слой памяти - вертикальный. Сила, оставленная в генетической, инкарнационной и родовой памяти. Почему эта Сила наша, и почему мы можем ее вспомнить? Не касаясь пока столь скользкого момента, как инкарнационная память, рассмотрим память генетическую и родовую. Скажем, нам оставлена определенная наследственная деформация. Деформацию эту, как это не покажется странно, приходится поддерживать. Это похоже на эффект искривленного позвоночника – хроническое искривление сопровождается постоянным гипертонусом определенных мышц. А этот гипертонус, в свою очередь, съедает некоторое количество энергии, силы. Аналогия в случае генетической деформации – постоянная готовность потенциально ей следовать – болеть определенными болезнями, жить определенное количество лет, полнеть или худеть, выдавать определенную реакцию на разные раздражители. На эту готовность следовать генетическим деформациям расходуется неимоверная Сила, которая, будучи высвобожденной, дает нам свободу изменять генетическую предрасположенность по своему усмотрению.
Или – родовая память. Например случаи так называемых родовых проклятий – когда, скажем, все мужчины в роду умирают в молодом возрасте насильственной смертью (или спиваются и т.п.), а каждая вторая женщина в роду бесплодна. Примеры (более или менее серьезные и тяжелые) имеются почти в каждом роду и мы опять-таки обязаны этим родовым деформациям следовать или передавать их дальше по роду. Опять-таки все эти штуки связывают громадное количество Силы.
Наконец, инкарнационная память. Карма: неважно (с позиций агностицизма) является ли она всамделишной или же это некая индивидуальная мифология, соединяющая генетические, родовые и сценарные («сценарий жизни» по Э.Берну, складывающийся в процессе воспитания – своеобразного программирования) сюжеты – можно только догадываться какие залежи Силы её скрепляю