Тема 13. Право, мораль, нравственность
Лекция 15. Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и зло как ценности. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.
Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.
Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение И. Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность. Справедливость как этическая проблема. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы. Аристотель о трех видах справедливости: восстановительной, уравнивающей, распределяющей. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и правда. Справедливость и милосердие. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания.
Альтруизм – новоевропейский просветительский вариант секуляри-зованного милосердия. Этика ненасилия.
Таблица 15. Путь формирования нравственных норм
Подходы | Описание |
Абсолютизм | Безусловное признание абсолютной ценности и универсальности некоторого множества этических норм |
Конвенционализм | Подход к формированию этических норм с позиции статистической нормы для данного общества и данной эпохи |
Релятивизм | Подход к произвольно-ситуативному формированию норм взаимодействия индивидов. На практике означает приоритет естественного отбора (социальный дарвинизм) |
Таблица 16. Обоснование морального действия
Обоснование нравственного действия | Описание |
Моральный долг | Моральный поступок имеет в качестве основания понимание всеобщих принципов, применительно к данной конкретной ситуации. Позиция Канта. Восходит к Сократу, считавшему знание корнем всех добродетелей |
Стремление к счастью | Гедонизм в этике. Восходит к Эпикуру. Практически предполагается, что счастье и благо суть одно и то же, и стремление к достижению счастья необходимо и достаточно для формирования нравственного поступка. (Следует помнить что речь идет об античности, где принцип меры входит во все сферы бытия, в том числе определяет принцип удовольствия) |
Личные мотивы | Этическая наивность. Действие определяется отношением данного субъекта к именно этой ситуации нравственного выбора и участвующим в ней персонам |
Термины
Ценности в общем смысле слова – все то, достижение чего может быть желанно для человека. Под моральными ценностями понимаются нормы поведения людей, принимаемые обществом за идеал.
Аксиология – наука, изучающая природу формирования и функционирования ценностей в человеческой культуре и обществе.
Этика от гр. Этос, т. е. нрав, обычай – есть наука, изучающая нравственные ценности человека.
Категорический императив в логике есть такое суждение, которое истинно при любых значениях своих переменных. В «Критике практического разума» Кант применяет это понятие к этике. Согласно кантовской формуле категорического императива человек должен поступать так, чтобы максима его действия могла бы быть нормой всеобщего законодательства. Вторая формулировка КИ гласит, что человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «аксиология»?
2. Каковы основные подходы к пониманию природы ценностей?
3. Чем естественным образом ограничена свобода индивида?
Литература
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.
2. Антропологический поворот в философии ХХ века / АН Литовской ССР, Ин-т философии, социологии и права. – Вильнюс, 1987.
3. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Прогресс – Академия», 1992.
4. Бубер, М. Я и Ты: пер. с нем. / М. Бубер. – М.: Высш. шк., 1993.
5. Гелен, А. О систематике антропологии: Проблема человека в западной философии / А. Гелен. – М.: Прогресс, 1988.
6. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004.
7. Камю, А. Бунтующий человек: пер. с фр. / А. Камю. – М.: Терра, 1999.
8. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Л. Леви-Брюль; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 130–140.
9. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Мамардашвили, М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
11. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
12. Маркузе, Г. Философия. Психология: Одномерный человек / Г. Маркузе. – СПб.: АСТ, 2003.
13. Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди / Х. Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства. – М.: Радуга, 1991. – С. 229–476.
14. Плеснер, Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
15. Соловьев, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 2.
16. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – М.: Айрис-Пресс, 2002; М., 1965.
17. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
Тестовые задания
1. Чем, согласно категорическому императиву Канта, не должен быть человек?
а) целью;
б) средством;
в) функцией;
г) ценностью.
2. Согласно какому подходу любая система ценностей имеет равное с другими право на существование?
а) конвенционализм;
б) релятивизм;
в) абсолютизм;
г) дуализм.
3. Что согласно Канту должно быть побудительным мотивом для морального действия?
а) стремление к счастью;
б) личная симпатия;
в) моральный долг;
г) польза.
Тема 14. Основные проблемы философии истории
и философии культуры
Лекция 16. Проблема цели исторического развития. История как естественно-исторический процесс самовоспроизводства. Космическое предназначение человечества.
Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.
Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Идея духовной детерминации исторического развития. Исторический материализм как «революционный переворот в философии». Теория волн о роли производственных революций в истории общества. О начале человеческой истории. Три скачка в антропогенезе: «готовое общество», «неолитическая революция» и, «электронная революция». Постиндустриальная перспектива.
Таблица 17. Трактовки понятия исторического времени.
Трактовки понятия исторического времени | Описание |
Циклическое время | Архаическая модель исторического процесса, близкая к природному гомеостазу. ЦВ основывается на практически полном воспроизведении от цикла к циклу существующего состояния вещей. На этом принципе основывается возможность предсказаний и прогнозов |
Линейное время | Модель развития человечества от абсолютного начала истории к абсолютному ее концу. Характерна для христианского, исламского и некоторых других, как правило, религиозных типов мышления |
Окончание таблицы 17
Спиралеобраз-ное время | Диалектическая модель развития общества, предполагающая как поступательный, так и возвратный механизмы в динамике общественных процессов. Каждый следующий виток спирали подчиняется таким диалектическим законам, как «закон взаимного перехода количественных и качественндх изменений»; «закон единства и борьбы противоположностей»; «закон отрицания отрицания» |
Общее время | Общее историческое время предполагает, что со всеми участниками исторического процесса происходят события, подчиняющиеся единому для всех порядку и единым для всех законам |
Локальное время | Локальное время относится к отдельным цивилиза-циям. При этом предполагается, что как темп развития, так и его направленность уникальны для каждой отдельно взятой цивилизации |
Термины
Формационная модель – это такая модель развития общества, которая основывается на единстве исторического времени для всех участников исторического процесса и общезначимости законов развития общества для всех народов и культур.
К формационным можно отнести модели развития исторического процесса Гегеля, Конта, Маркса и др.
Ноосфера (от гр. Нус, т. е. ум) – термин введен как однопорядковый с такими понятиями, как литосфера, гидросфера, биосфера. Означает формирование разума в качестве космической силы. Использовался в традиции Русского космизма (Вернадский), а также в традиции неотомизма (Тейяр Де Шарден).
Европоцентризм предполагает: а) ход исторического развития человечества поступателен; б) универсален; в) прогресс человеческого общества наиболее полно осуществляется в рамках европейской цивилизации, которая является основным носителем универсальных общечеловеческих ценностей.
Концепция Е относится к фундаменталистским. Аналогичные воззрения можно обнаружить среди фундаменталистов любой культуры – Китая, России, исламского мира.
Культура. В научной традиции существуют сотни определений культуры. Практически это означает, что всякий автор, писавший на данную тему, вводил собственную дефиницию. Буквальное значение термина обозначает возделывание и относится к сельскохозяйственным культурам. В современных условиях многие авторы под культурой понимают всю искусственную среду, созданную людьми (так называемую «вторую природу»).
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные модели развития человеческого общества?
2. Какие авторы, занимавшиеся философией истории, придер-живались теории формаций?
3. Каковы основные подходы к проблеме общественного прогресса?
Литература
1. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность / Ю. В. Перов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
2. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1990.
3. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М.: Политиздат, 1991.
4. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.
5. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич.– М.: Аспект Пресс, 1994.
6. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М.: Наука, 1991.
7. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.
8. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки. – 1991. – № 6. – С.
9. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
10. Межуев, В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М.: Политиздат, 1997.
11. Лотман, Ю. М. Kультура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гнозис, 1992.
12. Ортега-и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.
13. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Изд-во полит. лит., 1991.
14. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Прогресс, 1992.
15. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 1999.
16. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.
17. Философия и история культуры. – М.: Мысль, 2005.
Тестовые задания
1. Какое из понятий принадлежит Л. Н. Гумилеву?
а) ноосфера;
б) пассионарность;
в) соборность;
г) категорический императив.
2. В какой из моделей развития общества прогресс понимается как необратимый?
а) в цивилизационной модели;
б) в политологической модели;
в) в формационной модели;
г) в модели Этногенеза.
3. Кто впервые ввел понятие этногенеза?
а) К. Маркс;
б) Ф. Энгельс;
в) Л. Гумилёв;
г) О. Конт.
Тема 15. Технический и общественный прогресс
Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии обществен-ного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. На-учно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в совре-менной глобалистике. Глобальное сознание.
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.
Таблица 18. Этапы развития технического прогрессаФункции произ- водительного труда | Этапы технического прогресса | ||
Ручной труд | Механическое производство | Автоматизиро-ванное производство | |
Двигатель | Животное+ Человек | Техника | Техника |
Передаточный механизм | Человек | - // - | - // - |
Транспортировка | Животное + человек | - // - | - // - |
Энергетичес-кие операции | - // - | Техника + человек | Техника |
Простые логические операции | Человек | Человек | - // - |
Сложные логические операции | - // - | - // - | Человек + техника |
Решение творческих задач | - // - | - // - | Человек |
Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Процесс в широком смысле – последовательная смена в развитии явлений, состояний и изменений. В узком смысле – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.
Революция – коренное качественное изменение, резкий скачкооб-разный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, одна из закономерностей развития явлений природы, общества, познания.
Регресс – направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему; включает моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам; противоположен прогрессу. Регрессу соответ-твуют процессы:
- деградации;
- понижения уровня организации;
- утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Цикл – совокупность взаимосвязанных явлений или процессов, образующих законченный круг развития.
Эволюция – развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов или при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит основное отличие глобальных проблем от локаль-ных?2. Каковы основные признаки процесса глобализации?3. Какие прогрессистские теории ХХ века Вы знаете?Литература
1. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10–20.
2. Бердяев, Н. А.Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 143–162.
3. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.
4. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантюр // Вопросы философии. –1990. – № 2. – С. 76–88.
5. Мир восьмидесятых годов: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
6. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.
7. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова // Философские науки. – 1990. – № 7. – С. 17–20.
8. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын // Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.
9. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.
10. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.
11. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: сб. дидакт. матер. – СПб.: Петрополис, 1993.
12. Стратегия глобализации: тупик или новый выбор цивилизации: межвуз. сб. науч. докл. и сообщ. / под ред. Ю. В. Манько; СПГУТД. – СПб., 2002.
Тестовые задания
1. Прогрессивными изменениями считают те, которые:
а) связаны с появлением инновационных технологий;
б) ведут к увеличения числа счастливых людей;
в) приближают общество к его идеальному, на наш взгляд, состоянию;
г) свидетельствуют о росте производственных мощностей.
2. Футурология – это:
а) наука о будущем;
б) отрасль научного знания, занятая социальным прогнозированием;
в) международный конгресс авторов научной фантастики;
г) учение о счастливом будущем общества.
Библиографический список
Учебники и учебные пособия.
1. Алексеев, П. В./Философия/ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Велби; Проспект; МГУ, 2003. – 604 с.
2. Барулин, В. С. Социальная философия: учеб. Пособие для вузов / В. С. Барулин. – М.: Гранд, 1993
3. Введение в философию, /под ред. И. Т. Фролова: в 2 Т. – М.: Политиздат, 1989.
4. Замалеев, А. Ф. Лекции по истории русской философии (XI – XX вв.): учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., доп. и перераб. / А. Ф. Замалеев. – СПб.: Летний Сад, 2001. – 396 с.
5. Зеньковский, В. В. История русской философии/ В. В. Зень-ковский. – М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 2001. – 395с.
6. История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для студентов вузов: в 4 т. / под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. – 2- е изд. –М.: Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 1999.
7. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2003.
8. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т / Д. Реале; пер. С. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
9. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для студентов высш. техн. учеб. заведений А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 2002. -367 с.
10. Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк / под общ. ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.
11. Философия: Учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 573 с.
12. Философия. Культура. Цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.
Хрестоматии, энциклопедические издания и словари.
1. Алексеев, П. В., Панин А.В. Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Высш. шк.,1997.
2. Алексеев П. В. Философы России XIX – XX столетий: Биографии, идеи, труды / П. В. Алексеев. – М.: Акад. Проект, 2002. – 1160 с.
3. Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969 – 1972
4. Гончаров С. И., Ершов К. Л., Самохвалов К. Ф. Введение в логику и методологию науки / С. И. Гончаров, К. Л. Ершов, К. Ф. Самохвалов – М.: Интерпракс, 1994
5. Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь терминов/ И. П. Ильин – М.: Интрада, 2001. – 384 с
6. Мир философии: в 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991
7. Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения / Сост., вступ. ст., коммент. В. Шкоды. – М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 1999. – 831 с.
8. Современная западная философия: словарь / сост., отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Остожье, 1998. – 543 с.
9. Современная философия: словарь и хрестоматия. / под. ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д. 1996.
10. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учебная хрестоматия. М.: Наука, 1996.
11. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанияц – М.: Вост. лит., 1997. – 503 с.
12. Философы двадцатого века / науч.ред.: А. М. Руткевич, И. С. Вдовина. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.
14. Хрестоматия по философии: учеб. пособие по курсу "Философия" для студентов вузов / сост.: П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 576 с.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Тематический план курса «Философия»………………………………….4
Тема 1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека………………………………………………….5
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития ….14
Тема 3. Основные школы и направления современной философии…..32
Тема 4. Бытие: сущее и существующее…………………………………37
Тема 5. Философские теории развития………………………………….43
Тема 6. Сознание как философская проблема…………………………..50
Тема 7. Познание как предмет философского анализа…………………57
Тема 8. Философский образ знания……………………………………...63
Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного позна-ния……………………………………………………………………………...70
Тема 10. Философские основания истории науки………………………78
Тема 11. Философское учение о человеке………………………………87
Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система………………...97
Тема 13. Право, мораль, нравственность………………………………112
Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии куль-туры…………………………………………………………………………...116
Тема 15. Технический и общественный прогресс……………………..121
Учебное издание
Вознякевич Екатерина Евгеньевна
Левин Герман Михайлович
Сотников Антон Олегович