Тема 8. Философский образ знания
Лекция 10. Понятие «знание». Мнение, догадка, вера, знание как формы результата познания. Классификация знания. Свойства знания («знание для деятельности» и «знание для общностей»). Поведенческая и трансляционная формы существования знания. Знак и символ. Естественные и искусственные языки как формы фиксации знания. Речь и знание. Знания рациональное и иррациональное и их разновидности. Наивно-реалистическое, мифологическое, религиозное, художественное знания. Теоретическое и прикладное знания. Естественное, техническое и гуманитарное знания. Философские основания единства научного знания. Тенденция гуманитаризации научного знания. Формирование межнаучных исследовательских программ.
Обыденное и научное знания. Научное и вненаучное (анормальное, паранормальное, эзотерическое, религиозное) знания. Структура знания. Знание и суждение.
Таблица 10. Рациональное познание
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи – это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность – это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли – обобщения, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это – рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли – это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление – это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ в. | Рациональное познание – это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи). Логика – это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравни-ваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в поток воображения; так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Термины
Артефакт исследования – процесс, явление, образование, не свойственные изучаемому объекту как таковому и возникающие в ходе его исследования вследствие применения теорий, методов, инструментов, организационных приемов.
Данные – сведения:
- полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и
- представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки.
Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.
Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие:
- для обозначения другого предмета, свойства или отношения;
- для переработки и передачи информации.
Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки.
Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Здравый смысл – основанные на повседневном опыте знания и взгляды людей на окружающую среду и самих себя.
Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи. Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.
Информация по законодательству РФ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т. д.
Мистификация – намеренное введение в заблуждение путем создания иллюзии правдоподобия.
Навык – последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:
- выработанная в процессе обучения и тренировки;
- доведенная до автоматизма;
- оптимальная для некоторого вида деятельности.
В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа.
Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти.
Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.
Опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром.
Ошибка в широком смысле – непреднамеренное отклонение от истины или правил. Ошибка в узком смысле – отклонение значения измеряемой или теоретически определяемой величины от ее настоящего значения.
Повседневное знание – знание:
- основанное на здравом смысле и повседневном опыте;
- являющееся ориентировочной основой поведения человека в обыденной жизни.
Повседневное знание в феноменологической социологии – основа научного знания и теоретических абстракций.
Умение – действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль. Умение – способность выполнять некоторое действие по определенным правилам.
Усвоение – процесс приобретения индивидом общественно-исторического опыта, в ходе которого он овладевает:
- социальными значениями предметов и способами действия с ними;
- нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.
Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Энтропия – мера внутренней неупорядоченности информационной системы. Энтропия увеличивается при хаотическом распределении информационных ресурсов и уменьшается при их упорядочении.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит главное отличие знания от умения?
2. Какие виды и типы знания вы знаете?
3. В чем заключается философский смысл понятия «единство знания»?
Литература
1. Ильин, В. В.Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 168 с.
2. Манько, Ю. В. Философский образ знания: текст лекций / Ю. В. Манько. – СПб.: ИПЦ СПГУТД. – 1996. – 66 с.
3. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Наука, 1985.
4. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Act, 2004.
5. Степин, В. С. Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции / В. С. Степин // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М.: Наука, 1982.
6. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
7. Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М.: Наука, 1977.
8. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знание: текст лекций / Е. Ю. Яковлева. – СПб.: ИПЦ СПГУТД. – 2000. – 50 с.
9. Научное и вненаучное знание: сотрудничество или конфронтация? // Матер. Всерос. науч. конф. / под ред. Ю. В. Манько; ИПЦ СПГУТД. – СПб., 2001.
Тестовые задания
1. Когда мы говорим «я знаю», мы имеем в виду, что
а) мы можем ориентироваться в многообразии источников информации;
б) владеем сведениями о чем-то;
в) можем свободно оперировать системой знаний о данном предмете;
г) понимаем смысл явления, процесса или отношения.
2. Неявное знание в концепции Полани – это:
а) невербализуемы полностью посылки, на которые опирается исследователь;
б) сакральное знание, доступное только для посвященных;
в) только появившееся, еще не широко известное;
г) забытое знание.
Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания
Лекция 11. Понятия "метод", "методика" и "методология". Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Общенаучные (эмпирические и теоретические) методы познания. Частнонаучные методы познания действительности.
Историческое и логическое в познании. Формы воспроизведения мышлением объекта. Диалектика и формальная логика в научном познании.
Общая характеристика методов и средств познания. Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Логика научного исследования.
Таблица 12. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Термины
Абсолютизм – методологический принцип:
- противоположный релятивизму;
- применяемый в теории истины, этике и эстетике;
- признающий истину, добро, прекрасное объективными, неизменны-ми предметами познания.
Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.
Верификация в неопозитивизме – принцип опытной проверки, согласно которому истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.
Гуманитарные науки – общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии.
Естественные науки – совокупность наук о природе. Традиционно естественными науками считаются математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.
Интуитивизм – направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.
Информационный подход – метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов.
Историзм – принцип научного познания объективной действитель-ности, в соответствии с которым объекты и явления должны рас-сматриваться:
- в их закономерном историческом развитии;
- в связи с конкретными условиями их существования.
Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем.
Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Классификация наук – группировка наук на основе определенных принципов.
Науки подразделяют:
- по характеру предмета исследования: естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т. д.;
- по способу сбора данных и уровню их обобщения: эмпирические, теоретические, фундаментальные;
- по методу исследования: номотетические, идеографические;
- по степени практической применимости: чистые и прикладные.
Критический рационализм – философия социального действия, состоящая в решении конкретных проблем социальной жизни за счет реализации рациональных проектов производственного, культурного, политического развития.
Культурный релятивизм – концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев.
Метанаука – универсальная наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе общего для них метаязыка.
Метод в широком смысле – способ познания явлений природы и общественной жизни в целях построения и обоснования системы знаний. Метод в узком смысле – регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Методология – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.
Наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Нативизм – философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи не зависимые от опыта врожденные идеи (категории мышления), с помощью которых он познает мир.
Науковедение – научная дисциплина, изучающая:
- закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов;
- структуру и динамику научной деятельности;
- взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Научная дисциплина – область знания, характеризующаяся единством:
- года появления основополагающих публикаций;
- фундаментальных трудов;
- институтов исследования и обучения;
- национальных, региональных и международных научных сооб-ществ.
Научная школа – направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т. п.
Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.
Научный закон – утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности.
Научный реализм – ряд течений аналитической философии, считающих научное исследование единственно надежным средством получения действительного знания о мире, когда данные наблюдений и экспериментов интерпретируются с помощью специально задаваемых научных теорий.
Обскурантизм – враждебное отношение к просвещению и науке.
Объективизм – методологическая позиция, согласно которой науке следует воздерживаться от оценочных суждений и идеологических выводов.
Общественные науки – совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.
Операционализм – направление в методологии и философии науки, сочетающее принципы логического позитивизма и прагматизма. В операционализме содержание научных понятий определяется совокупностью экспериментальных измерительных операций.
Пробабилизм в неопозитивистской социологии – характеристика вероятностной природы общественных явлений.
Релятивизм – методологический принцип анализа и инвентариза-ции познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.
Синтез – метод научного исследования, состоящий в познании объекта исследования в единстве и взаимосвязи его частей.
Систематика – единообразное распределение явлений и объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе отрасли знаний.
Субъективизм – онтологическая и эпистемологическая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Теория когерентности – неопозитивистская теория, согласно которой истинность познания основана на согласованности предложений в определенной системе.
Физикализм – неопозитивистская концепция, согласно которой истинность утверждений любой науки зависит от возможности перевести их на язык физики в целях унификации всех наук на базе универсального языка.
Экспертные оценки – основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Эмпиризм – направление в теории познания, рассматривающее:
- чувственный опыт как важнейший источник и критерий познания, а
- формы мышления как исключительно субъективный способ систе-матизации представлений.
Эмпирическое и теоретическое – научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект. Теоретическое исследование представляет собой логическую конструкцию действительности посредством идеализации. Теоретическое исследование направлено на построение теории.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите девять критериев, на основании которых можно различить научные и ненаучные теории?
2. Какие виды знания, помимо научного, Вы знаете?
3. Какие специфические черты отличают научное исследование от других видов деятельности?
Литература
1. Горелов, А. А. Философия: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 285–292.
2. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – С. 398–416.
3. Миголатьев, А. А. Философия: адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 269–283.
4. Михайлова, И. Б. Методы и формы научного познания / И. Б. Михайлова. – М.: Мысль, 1968.
5. Основы современной философии. – 2-е изд., доп. – СПб.: Лань, 1999. – С. 192–197.
6. Сичивица, О. М. Методы и формы научного познания / О. М. Сичивица. – М.: Высш. шк., 1972. – С. 80–106.
7. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – С. 496–520.
8. Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – С. 84–122.
Тестовые задания
1. Анализ и синтез – это:
а) сложный химический процесс, включающий в себя две принци-пиально важные реакции;
б) методы научного исследования в единстве его частей или по-элементно;
в) способ наблюдения за объектом;
г) форма изложения учебного материала по проблемам или в ис-торической последовательности.
2. Антисциентизм – это:
а) синоним агностицизма;
б) утверждение о неспособности науки к познанию истины о мире;
в) политическое движение, выступающее против увеличения ас-сигнований на науку;
г) противники греческого мыслителя Сциента.
Тема 10. Философские основания истории науки
Лекция 12. Проблема начала и конца науки. Комулятивная модель истории науки, теория научных революций (Т. Кун) и эволюционная эпистемология К. Поппера: принцип фаллибилизма, фальсификации, проблема демаркации и «теория трех миров». Структурные элементы исследовательской программы – "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез, "положительная эвристика", "негативная эвристика". Методологический анархизм П. Фейерабенда. Основные этапы развития науки: классическая, неклассическая, постклассическая. Допарадигмальная и парадигмальная стадии в истории науки. История науки и культуры: параллели и противоречия.
Рис. 15. Схема кумулятивной модели
Рис. 16. Схема индукционной модели
Рис. 17. Схема парадигмальной модели
Термины
Ad hoc-гипотеза — предположение, выдвинутое в целях решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Археология знания — метод историко-гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес «истории идей»; ее методологический каркас строится из элементов, почерпнутых из современных исторических исследований, прежде всего из количественной истории экономики, реконструирующей процессы той или иной эпохи в их специфичности и взаимосвязи.
Верификация — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Верифицируемости принцип – всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта» и выступающих в качестве функций истинности элементарных утверждений.
Демаркация, проблема демаркации – проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.
Джастификация – обоснование знания как оправданного адекватного убеждения, которое может строиться иначе, чем через подведение оснований.
Дюгэма - Куайна тезис объясняет особенности взаимоотношения научной теории и опыта, отвергая возможность как окончательной сепаратной верифицируемости научной гипотезы, так и ее окончательной сепаратной фальсифицируемости. Комплекс идей, содержащихся в данном тезисе, является одним из центральных в современной философии науки.
Инструментализм – одна из важнейших методологических установок прагматизма: сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражения объективной реальности, т. е. понятия, идеи, гипотезы, научные теории являются интеллектуальными инструментами, служащими для решения задач и ориентации в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах опыта.
Интернализм – течение в историографии и философии науки, рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ.
Историзм – методологический принцип, который заключается, во-первых, в индивидуализирующем рассмотрении духовных явлений и, во-вторых, во внедрении в мышление понятия развития.
Кумулятивизм – установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания.
Наукав социологии – социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Наука включает:
- методологию и методы исследования;
- систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных;
- систему кооперации и разделения труда;
- систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность;
- сообщество ученых;
специализированные учреждения: университеты, институты, лаборатории, оборудование и т. д.
Научное сообщество – одно из основных понятий современной философии и социологии науки; обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок, синтез когнитивных и социальных аспектов науки.
Научно-исследовательская программа – серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями.
Научный реализм – общее наименование ряда течений в русле аналитической философии, объединяемых антиинструменталистской и антиконвенционалистской направленностью в трактовке научного знания и его отношения к объективной реальности.
Неявное знание – эпистемологическое понятие, введенное Полани и обозначающее неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого знания-умения.
Нормальная наука – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой. Консенсус – согласие индивидов относительно норм и целей социальной общности, членами которой они являются, а также относительно распределения ролей и вознаграждений внутри этой общности.
Парадигма – исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения.
Релятивизм – принцип интерпретации мировоззренческих, культур-ных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом; обычно связан с историцизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, «концептуальных каркасов», структурирующих мышление людей определенных эпох и культур.
Социология науки – область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т. п.
«Третий мир» – понятие Поппера, который различает три «мира»: мир физических объектов, или физических состояний; мир состояний сознания, ментальных состояний и диспозиций к действию; мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.
Фаллибилизм – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития - метод проб и ошибок.
Фальсификация – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики.
Фальсифицируемости принцип предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. Таким образом, только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
Финализация науки – концепция, объясняющая то, как социальные запросы и цели могут из «внешних» для науки становиться «внутренними» факторами развития знания.
Фундаментализм обозначает эпистемологическую позицию, которая утверждает, что существуют некоторые последние, далее неразложимые основания достоверного знания.
Экстернализм – течение в историографии и философии науки, утверждающее, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки – структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития.
Эпистема в концепции Фуко – это общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания, порождаются отдельные идеи и концепции.
Этос науки – понятие философии и социологии науки, обозна-чающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли отнести концепцию научных революций к кумулятивизму?
2. В чем состоит основное различие между экстернализмом и интернализмом?
3. Являются ли понятия «эпистема» и «парадигма» синонимами?
4. Что общего у принципов фальсифицируемости и верификации?
Литература
1. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотенков. – М., 1993. – 230 с.
2. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.
3. Кузнецов, Б. Г. Эволюция картины мира / Б. Г. Кузнецов. – М.: Наука, 1961.
4. Лапицкий, В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкий. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.
5. Лебедев, С. А. Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2004.
6. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Act, 2004.
7. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Прогресс, 1983.
8. Соломатин, В. А. История науки: учеб. пособие / В. А. Солома-тин. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
9. Структура и развитие науки: сб. пер. – М.: Мысль, 1978.
10. Томпсон, М. Философия науки / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
11. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейрабенд. – М.: РОССПЭН, 2002.
12. Философские проблемы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.
13. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
14. Эйнштейн, А. Эволюция физики / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. – М.: Наука, 1965.
15. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знание / Е. Ю. Яковлева. – СПб.: СПГУТД, 2000.
Тестовые задания
1. Мы можем констатировать развитие науки, если:
а) появляются новые модели бытовой техники;
б) наша жизнь становится комфортнее;
в) увеличивается объем систематизированных, достоверных знаний;
г) растет количество научных теорий.
2. Концепция трех миров К. Поппера гласит, что третий мир – это:
а) страны мира, отстающие в развитии;
б) мир объективного содержания мышления;
в) мир идей;
г) мир человеческой фантазии, которые населяют наши мечты, страхи и страсти.
Тема 11. Философское учение о человеке
Лекция 13. Основные философско-антропологические подходы к человеку. Проблема происхождения человека: философские, биологические, космические, социально-культурные аспекты. Понятие социоантропогенеза. Биологическое и социальное в человеке, человек как индивид и личность.
Человек – особый вид сущего. Человеческое в человеке. Бытие чело-века. Основные константы человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, судьба, счастье, смысл жизни. Проблема человека. Природа и смысл его существования. Происхождение человека. Место и роль человека во Вселенной, человек как продукт и субъект социальной жизни, человек как творец и творение культуры. Социальные концепции человека.
Таблица 13. История представлений о сущности человека
Историческая эпоха | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос; душа + тело ‑ Душа есть проявление идеи (Платон). ‑ Душа – это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Дух + душа + тело ‑ Духовность есть связь человека с Богом посред-ством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | ‑ Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). ‑ Проявление общественных отношений (Маркс). ‑ Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. | ‑ Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). ‑ Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). ‑ Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). ‑ Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). ‑ Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Термины
Альтруизм – направленность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы людей.
Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие/неудовольствие; солидаризм/антагонизм; симпатию/анти-патию; эталитаризм/иерархизм и т. п.
Антропология – межотраслевая дисциплина, исследующая проис-хождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды.
Антропогенез – раздел антропологии, учение о происхождении человека.
Антропологизм – философская ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представленная экзистенциализмом, философской антропологией и др.
Аллоцентризм – воззрение, которого придерживается индивид, склонный ставить себя на место других индивидов, чтобы лучше их понять.
Аффект – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние.
Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Врожденный драйв – боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма. Врожденными драйвами человек обладает с рождения.
Гуманизм – направление в фило