Тема 6. Сознание как философская проблема

Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуали-зированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъ­ективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессозна­тельного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функ­ции сознания.

Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалекти­ка индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.

Теорети- ческое сознание Естест- венно-научное знание ИДЕОЛОГИЯ
Поли-тиче-ская Право-вая Этика Эстетика Филоссофия Рели- гия (ате- изм)
       
Обыден- ное сознание Эмпири- ческие знания ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Классы Нации Обществен- ные группы Кол-лективы
       
Бытие Природа Общество
                             

Рис. 11. Общественное сознание
Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru

Рис. 12. Схема структуры деятельности
Термины

Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении свойства или отношения.

Ассоциация – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный.

Аффект – сильное, бурно протекающее и относительно кратковре-менное, в отличие от настроения и страсти, эмоциональное переживание человека: ярость, ужас и т. п.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не осозна-ваемых субъектом.

Высшие психические функции – функции, отражающие интегра-тивную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.

Групповое сознание – тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.

Идеология – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ.

Интенциональность в феноменологии Э. Гуссерля – направлен-ность сознания на объект. Интенциональность считается основополага-ющей характеристикой сознания и его актов.

Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвиж-ностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.

Мышление – процесс отражения объективной реальности в умо-заключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.

Ноумен в феноменологии Э. Гуссерля – умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, отличный от феномена.

Образ – целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Образ является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т. д.

Общественное сознание – отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Оно в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; совокупность бессознательных процессов, противопоставля-емых сознанию "Я".

Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Предсознательное – воспоминания, неактуализированные знания и другие мысли, ассоциации и чувства:

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении и понимании субъектом объектов и предметов окружающего мира.

Психоанализ – основанное З. Фрейдом направление психологии и психиатрии. Психоанализ использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. в целях выявления вытесненных представлений и их устранения.

Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Сверх "Я" в психоаналитической теории – один из трех компонен-тов личности:

- включающий моральные стандарты, запреты и поощрения и

- возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом).

Сверх "Я" проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.

Созерцание – эмпирическая ступень познания, основу которой составляет непосредственное чувственное отражение объекта.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Стихийность и сознательность – категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей •не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам.

Феномен в феноменологии Э. Гуссерля – идеальная сущность; объект чувственного созерцания.

Эго в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из "Оно". Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие концептуальные подходы к объяснению природы сознания Вы знаете?

2. Как оценивает Фрейд роль бессознательного в жизни человека?

3. Являются ли понятия «психика» и «сознание» синонимами?

Литература

1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.

2. Бахтин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Еже­годник 1984 – 1985. – М.: Наука, 1986. – С. 32–78.

3. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища школа, 1978. – 89 с.

4. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М.: Наука, 1995. – 186 с.

5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 342 с.

6. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус.культуры, 1999. – 287 с.

7. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Ма- мардашвили. – М.: Прогресс, 1968.

8. Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М.: Прогресс, 1986. – 241 с.

9. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.

10. Общественное сознание и его формы. – М.: Прогресс, 1986. – 218 с.

11. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в фи­лософии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново: Б. И., 1994. – 164 с.

12. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975. – 127 с.

13. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983. – 96 с.

14. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989. – 488 с.

Тестовые задания

1. Структурными элементами психики человека, по мнению З. Фрей-да, являются:

а) Я, Ты и Он;

б) Сверх-Я, Эго и Оно;

в )Эго, Я и Сверх-Эго;

г) Оно, Он и Ты.

2. Интенциональность, по Э.Гуссерлю, свойственна:

а) глазам;

б) потоку мысли;

в) сознанию;

г) положению тел в пространстве.


Тема 7. Познание как предмет философского анализа

Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания. Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.

Таблица 9. Концепции истины

Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru Что такое истина  
Корреспондентская (классическая) Соответствие высказывания фактам Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru
Когерентная Согласованность высказываний и их непротиворечивость Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху, практике Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru
Конвенциональная Разделяемый большинством в научном сообществе результат договора Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru

Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru

Рис. 13. Схема механизмов познания

Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru Тема 6. Сознание как философская проблема - student2.ru

Рис. 14. Схема структуры теоретического знания
Термины

Восприятие– целостный образ отражаемого в сознании объекта

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации

Заблуждение –искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.

Интуиция –способность непосредственного постижения истины

- без обоснования с помощью доказательств;

- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.

Ощущение – фиксация в сознании отдельных сторон, признаков объектов

Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Представление – образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.

Суждение– установление или отрицание связи между двумя элементами сознания. Суждения бывают априорные (всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта) и апостериорные (случайны и заимствованы из опыта); аналитические и синтетические; общие, частные и единичные; простые и сложные; утвердительные и отрицательные.

Теория– форма достоверных научных знаний:

- представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений;

- дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов;

- основывающаяся на окружающей реальности.

Умозаключение– рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается ложь от заблуждения?

2. Какие познавательные акты и процедуры Вы знаете?

3. Что является критерием истины в марксизме?

Литература

1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – № 6. – С. 15–23.

2. Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981. – 211 с.

3. Диалектика материального мира: Сб. ст. / сост. П. М. Матронин. - М.: Политиздат, 1989. – 139 с.

4. Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. – 1980. – № 10. – С. 11–19.

5. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12 – С. 3–20.

6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001. – 219 с.

Тестовые задания

1. К рациональному познанию можно отнести следующие проце-дуры:

а) ощущение;

б) беседа;

в) суждение;

г) милосердие.

2. Агностицизм утверждает, что:

а) мир непознаваем;

б) нельзя убивать невинных агнцев;

в) наука, как и религия, обманывает людей, скрывая истину;

г) основным методом познания является наблюдение.

Наши рекомендации