Тема 6. Сознание как философская проблема
Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуали-зированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессознательного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.
Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.
Теорети- ческое сознание | Естест- венно-научное знание | ИДЕОЛОГИЯ | ||||||||||||
Поли-тиче-ская | Право-вая | Этика | Эстетика | Филоссофия | Рели- гия (ате- изм) | |||||||||
↑ | ↑ | ↑ | ↑ | |||||||||||
Обыден- ное сознание | Эмпири- ческие знания | ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||||||||||
Классы | Нации | Обществен- ные группы | Кол-лективы | |||||||||||
↑ | ↑ | ↑ | ↑ | |||||||||||
Бытие | Природа | Общество | ||||||||||||
Рис. 11. Общественное сознание
Рис. 12. Схема структуры деятельности
Термины
Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении свойства или отношения.
Ассоциация – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный.
Аффект – сильное, бурно протекающее и относительно кратковре-менное, в отличие от настроения и страсти, эмоциональное переживание человека: ярость, ужас и т. п.
Бессознательное – совокупность психических процессов, не осозна-ваемых субъектом.
Высшие психические функции – функции, отражающие интегра-тивную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.
Групповое сознание – тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.
Идеология – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ.
Интенциональность в феноменологии Э. Гуссерля – направлен-ность сознания на объект. Интенциональность считается основополага-ющей характеристикой сознания и его актов.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвиж-ностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.
Мышление – процесс отражения объективной реальности в умо-заключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Ноумен в феноменологии Э. Гуссерля – умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, отличный от феномена.
Образ – целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Образ является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т. д.
Общественное сознание – отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Оно в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; совокупность бессознательных процессов, противопоставля-емых сознанию "Я".
Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Предсознательное – воспоминания, неактуализированные знания и другие мысли, ассоциации и чувства:
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении и понимании субъектом объектов и предметов окружающего мира.
Психоанализ – основанное З. Фрейдом направление психологии и психиатрии. Психоанализ использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. в целях выявления вытесненных представлений и их устранения.
Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Сверх "Я" в психоаналитической теории – один из трех компонен-тов личности:
- включающий моральные стандарты, запреты и поощрения и
- возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом).
Сверх "Я" проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.
Созерцание – эмпирическая ступень познания, основу которой составляет непосредственное чувственное отражение объекта.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Стихийность и сознательность – категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей •не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам.
Феномен в феноменологии Э. Гуссерля – идеальная сущность; объект чувственного созерцания.
Эго в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из "Оно". Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие концептуальные подходы к объяснению природы сознания Вы знаете?
2. Как оценивает Фрейд роль бессознательного в жизни человека?
3. Являются ли понятия «психика» и «сознание» синонимами?
Литература
1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.
2. Бахтин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984 – 1985. – М.: Наука, 1986. – С. 32–78.
3. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища школа, 1978. – 89 с.
4. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М.: Наука, 1995. – 186 с.
5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 342 с.
6. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус.культуры, 1999. – 287 с.
7. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Ма- мардашвили. – М.: Прогресс, 1968.
8. Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М.: Прогресс, 1986. – 241 с.
9. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.
10. Общественное сознание и его формы. – М.: Прогресс, 1986. – 218 с.
11. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново: Б. И., 1994. – 164 с.
12. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975. – 127 с.
13. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983. – 96 с.
14. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989. – 488 с.
Тестовые задания
1. Структурными элементами психики человека, по мнению З. Фрей-да, являются:
а) Я, Ты и Он;
б) Сверх-Я, Эго и Оно;
в )Эго, Я и Сверх-Эго;
г) Оно, Он и Ты.
2. Интенциональность, по Э.Гуссерлю, свойственна:
а) глазам;
б) потоку мысли;
в) сознанию;
г) положению тел в пространстве.
Тема 7. Познание как предмет философского анализа
Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания. Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины.
Таблица 9. Концепции истины
Что такое истина | ||
Корреспондентская (классическая) | Соответствие высказывания фактам | |
Когерентная | Согласованность высказываний и их непротиворечивость | |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху, практике | |
Конвенциональная | Разделяемый большинством в научном сообществе результат договора |
Рис. 13. Схема механизмов познания
Рис. 14. Схема структуры теоретического знания
Термины
Восприятие– целостный образ отражаемого в сознании объекта
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
Заблуждение –искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности.
Интуиция –способность непосредственного постижения истины
- без обоснования с помощью доказательств;
- без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте.
Ощущение – фиксация в сознании отдельных сторон, признаков объектов
Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Представление – образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.
Суждение– установление или отрицание связи между двумя элементами сознания. Суждения бывают априорные (всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта) и апостериорные (случайны и заимствованы из опыта); аналитические и синтетические; общие, частные и единичные; простые и сложные; утвердительные и отрицательные.
Теория– форма достоверных научных знаний:
- представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений;
- дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов;
- основывающаяся на окружающей реальности.
Умозаключение– рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличается ложь от заблуждения?
2. Какие познавательные акты и процедуры Вы знаете?
3. Что является критерием истины в марксизме?
Литература
1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – № 6. – С. 15–23.
2. Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981. – 211 с.
3. Диалектика материального мира: Сб. ст. / сост. П. М. Матронин. - М.: Политиздат, 1989. – 139 с.
4. Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. – 1980. – № 10. – С. 11–19.
5. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12 – С. 3–20.
6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001. – 219 с.
Тестовые задания
1. К рациональному познанию можно отнести следующие проце-дуры:
а) ощущение;
б) беседа;
в) суждение;
г) милосердие.
2. Агностицизм утверждает, что:
а) мир непознаваем;
б) нельзя убивать невинных агнцев;
в) наука, как и религия, обманывает людей, скрывая истину;
г) основным методом познания является наблюдение.