Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТЕРМИНАХ

Утверждено Редакционно-издательским советом

в качестве учебного пособия

Санкт-Петербург

УДК 101 (075.8)

ББК 87я73

В 64

Р е ц е н з е т ы:

доктор философских наук, профессор СПбНЦРАН

С. С. Гусев

доктор философских наук, профессор СПГУТД

Ю. В. Манько

Вознякевич, Е. Е.

Философия в схемах и терминах: учеб. пособие/ Е. Е. Возня-

В 64 кевич, Г. М. Левин, А. О. Сотников; под ред. Г. М. Левина

– СПб.: СПГУТД, 2006. – с.

ISBN 5–7937–0258–X

Философия в схемах и терминах: учебное пособие / под общей редакцией Г. М. Левина разработана на основании Государствен- ного образовательного стандарта в строгом соответствии с рабочей программой изучения курса «Философия» студентами СПГУТД всех специальностей и форм обучения.

Подобная работа еще не издавалась в университете и призвана оказать помощь студентам в овладении изучаемым курсом. В учебном пособии содержатся тематический план курса, темы лекций и их краткое содержание, схемы и словари терминов по изучаемым темам, текстовые задания для самоконтроля знаний, списки рекомендуемой литературы по каждой теме и по всему изучаемому курсу.

Учебное пособие позволит изучающим курс «Философия» более наглядно и систематизировано охватить содержание рассматриваемых проблем и качественнее подготовиться к экзамену.

Предназначается для студентов всех специальностей и форм обучения.

УДК 101.1 (075.8)

ББК 87я73

© СПГУТД, 2006

ISBN 5–7937–0258–X © Вознякевич Е. Е., 2006

© Левин Г. М., 2006

© Сотников А. О., 2006

Введение

Практика преподавания философии в Университете позволяет сделать вывод, что студенты лучше усваивают учебный материал, когда он четко структурирован, схематизирован и излагается понятным для них языком. Но многие философские проблемы сложно изложить без применения собственно философских категорий. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по этой дисциплине не всегда обращают внимание на необходимость объяснения тех терминов, которыми изобилует излагаемый ими учебный материал, видимо, полагая, что то, что понятно им самим, будет понятно и читающим их работы.

В предлагаемом авторами данном учебном пособии предпринимается попытка ликвидировать указанный недостаток. В пособии дано краткое содержание изучаемых студентами тем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, рисунки схем по темам, словари терминов, списки литературы и вопросы для самоконтроля знаний обучающимися.

Учебное пособие «Философия в схемах и терминах» предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также может оказать помощь преподавателям, аспирантам и всем, интересующимся философией.

Тематический план изучения курса «Философия»

Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе

Тема1.Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека

Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития.

Тема 3. Основные школы и направления современной философии.

Раздел 2. Философское учение о бытии

Тема 4. Бытие: сущее и существующее.

Тема 5. Философские теории развития.

Тема 6. Сознание как философская проблема.

Раздел 3. Философское учение о познании.

Тема 7. Познание как предмет философского анализа.

Тема 8. Философский образ знания.

Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания.

Тема 10. Философские основания истории науки.

Литература

1.Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.

2.Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С.

3.Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.

4.Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.

5.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.

6.Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с.

7.Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.




Тестовые задания

1.Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

2.В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей;

г) устаревших идей.

3.Ответы на философские вопросы ищут:

а) в религиозных верованиях;

б) в мифологических представлениях;

в) в научных исследованиях;

г) в доводах и умозаключениях разума.


Тема 2. Возникновение философии

и основные этапы ее развития.

Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.

Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).

Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности.

Н. Кузанский и Дж. Бруно.

Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии

Период Веха Представители и школы Идеи
Античность Натурфило-софия; досократики VII – V вв. до Р.Х Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит Поиски единого первонача- ла
Классический период V – IV вв. до Р.Х. Сократ, Платон, Аристотель Проблемы истины и блага
Эллинистический период IV – I вв. до Р.Х. Киники, эпикурейцы, стоики, скептики Доброде- тель и счастье
Средневековье Патристика II – V вв. н.э. Григорий Нисский, Августин Блаженный, Бог, основные догматы, откровение, разум и вера, универса- лии
Схоластика X – XV вв. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий- ский
Возрождение XV – XVI вв. Н. Кузанский, Т. Мор, Л. Валла, М. Фичино, М. Монтень Гуманизм и антропоцен-тризм
Новое время XVI – XVII вв.     Бекон, Декарт, Локк, Лейбниц, Гоббс Методы познания: эмпиризм и рациона- лизм
Просвеще- ние Французское просвещение XVII –XVIII вв. Руссо, Вольтер, Дидро Атеизм, вера в разум, разумная вера
Немецкая классическая философия Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель

Окончание таблицы 1

Период Веха Представители и школы Идеи
Модерн Вторая пол. XIX –XX вв. Фейербах, Ницше, Маркс, Фрейд, Конт, Шопенгауер, Гуссерль Теоретиче-ское и практиче- ское отношение человека к миру
Современная философия. XX вв. Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, Кун, Поппер, Фромм Экзистен- ция, научное познание

Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии

Этапы развития античной мысли Основной круг вопросов
Натурфилософия Материальная первооснова (архэ): Фалес, Гераклит и др. Атомарная структура мироздания: Левкипп, Демокрит и др. Числовая и геометрическая гармония: Пифагор и др.
Интеллектуализм Идея как подлинный образ вещи, существующий в мировой душе: Сократ, Платон и др. Форма, присущая самой же вещи и отраженная в индивидуальном сознании: Аристотель и др.
Эллинистическая философия Самодостаточность человека в природе, (аскеза): Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский и др.) Счастье человека как свобода от страдания (апатия): Эпикурейская школа. Исполнение своего высшего назначения (Судьбы): Стоическая школа. Воздержание от суждении о мире и безмятеж-ность духа (атараксия): скептики
Неоплатонизм Космическая иерархия сил (Единое – Благо, Ум, Мировая душа, Материя) Воссоединение единичной души с Единым, Благом, через понимание и ритуал (теургия, бук.: богоделание), и достижение экстазиса (т. е. единства с Богом)

Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии

Направление Основные идеи
Августинианство Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Томизм Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм

Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.

Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.

Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.

Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.

Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
XV – XVI вв.
Галилей, Бруно, Коперник Новые подходы к познанию: связь между эмпирическими и теоретическими методами познания
Данте, Петрарка Гуманизм, эстетическое отношение к действительности
Николай Кузанский Христианский платонизм, учение о актуальной бесконечности, подготовка к возвращению пантеизма
Леонардо да Винчи Гармоничное, целостное знание, связь теоретических, экспериментальных, инже-нерных знаний с эстетическим и рели-гиозно-мистическим началом.
XVII в.
Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант   Априорные принципы и их воплоще-ние в науке и морали  
XIX в.
Гегель Универсальная системная философия идей
Авторы основных философских концепций Ключевые идеи
Маркс Концепция общественного труда, кри-тика капитализма
Ницше Критика "разумных" ценностей

Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в.Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого.

Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.

Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.

Направление Представители
Волюнтаризм А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Философия жизни Г. Зиммель, А. Бергсон
Философская антропология Г. Плейснер, М. Шеллер
Позитивизм О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль
Марксизм К. Маркс, Ф. Энгельс, Зомбарт
Неогегельянство М. Штирнер, Дж. Э. Мак-Таггарт
Экзистенциализм С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер
Феноменология Э Гуссерль, Р. Ингарден
Неокантианство В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер

Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников - student2.ru Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии

Термины

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии.

Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Космос – упорядоченное единство мира.

Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека.

Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм.

Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля.

Пантеизм – учение, обожествляющее мир.

Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви.

Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки.

Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей.

Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала.

Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания.

Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного.

София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека.

Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира.

Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины.

Теология – учение о сущности Бога.

Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм).

Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания.

Вопросы для самоконтроля

1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?

2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?

3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?

4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.

2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.

3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.

5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.

6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.

10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.

12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.

13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.

15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.

16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.

17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.

18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.

20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.

21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.

25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.

28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.

29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.

31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

Тестовые задания

1. По Платону, прекрасное – это:

а) совершенство линий и форм;

б) нравственное величие души;

в) разумное построение произведений искусства;

г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.

2. Основной догмат христианского вероучения гласит,

а) нет Бога выше Аллаха;

б) Бог есть единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть все и все есть Бог.

3. Пико делла Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья;

б) человек сам творец своего счастья;

в) Бог дарит человеку его счастье;

г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.

4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является:

а) ощущение;

б) мысль;

в) интуиция;

г) опыт.

5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

б) бог и дьявол;

в) ученый и невежда;

г) мошенник и глупец

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

8. В области научного познания, по Ницше, истина – это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

9. Славянофилы полагали, что Россия:

а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит;

б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог;

в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира;

г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет.

Рис. 7. Схема особенностей аналитической философии

Термины

Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание.

Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.

Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки.

Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа.

Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров.

Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия.

Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств.

Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.

Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира.

Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект.

Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса.

Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения.

Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.

Вопросы для самоконтроля

1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»?

2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философской антропологии?

3. Что такое герменевтический круг?

4. Чем отличается антисциентизм от агностицизма?

Литература.

1. Витгенштейн, Л. О достоверности Л. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С.

2. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988. – 312 с.

3. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с.

4. Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесловия П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с.

5. Проблемы философской герменевтики / под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с.

6. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М. 1978. – 293 с.

7. Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.

Тестовые задания

1. Позитивисты полагают, что философия должна заниматься:

а) исследованиями смысла жизни;

б) объяснением природы и общества в терминах метафизики;

в) объединением данных отдельных наук в единую «картину мира»;

г) анализом основоположений чистого разума.

2. Представителями неотомизма являются:

а) А. Камю и Ж.-П. Сартр;

б) Б. Рассел и Л. Витгенштейн;

в) П. Фейерабенд и К. Поппер;

г) Жильсон и Маритен.


Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников - student2.ru Рис. 8. Схема философского учения о бытии
Таблица 6. Законы формальной и диалектической логики

Формальная логика Диалектическая логика
Закон тождества Закон перехода количественных изменений в качественные
Всякое понятие тождественно себе Всякое высказывание есть след-ствие самого себя. (А→А) При определенных условиях рост количественных изменений может приводить к скачкообразным ка-чественным изменениям
А≡А, если существует счётное множество a, b, c, … n … и при этом a≠b, b≠c, … c≠n… Пример – термины в искусствен-ном языке. В случае недискретности мно-жества качественные характе-ристики его элементов не будут жестко фиксированы. Пример – переход элементарных частиц друг в друга, игра смыслов в естественном языке
Закон противоречия Закон единства противоположнос-тей
Высказывание (А) и отрицание высказывания (А) не могут быть истинными одновременно (≈А∩(≈А)) Высказывание (А) (тезис) и его отрицание (антитезис) могут быть выведены друг из друга как следствия
Закон двойного отрицания
Двойное отрицание высказывания (А) тождественно его утверждению (≈(≈А)≡(А)) Отрицание антитезиса к тезису (А) не тождественно (А), но подобно ему и обладает новым качеством (n), появившимся в результате взаимо-действия тезиса и антитезиса

Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников - student2.ru

Рис. 9. Схема свойств материи

Термины

Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью.

Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.

Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени.

Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление.

Дух – философское понятие для описания формообразующего начала.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями.

Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия.

Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.

Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем различаются объективная и субъективная реальности?

2. Материя как объективная реальность.

3. Пространство и время (эволюция представлений).

Литература

1. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90.

2. Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 2.

3. Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993.

4. Платон. Парменид / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2.

5. Платон. Тимей / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3.

6. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1.

7. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии/ М. Хайдеггер// Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 361–381.

Тестовые задания

1. Необходимость – это:

а) принуждение с помощью силы совершить то или иное действие;

б) результат волевых усилий сильной личности;

в) фактическая обусловленность явлений данными обстоятель-ствами;

г) невозможность противоположного.

2. Время – это:

а) бесконечная сумма часов, минут, секунд, развернутая в вечности;

б) свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий;

в) изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью;

г) скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи.

Таблица 8. Три теоретических метода.

Теоретический метод   Характеристика  
Аксиоматический   Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле-ние знания с экспериментальными фактами не проводится  
Гипотетико-дедуктивный   Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами  
Прагматический   Интерпретация фактов проводится на основе ценностей  

Термины

Атрибут – существенный признак; необходимое, неотъемлемое свойство объекта.

Вероятность – степень возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных условиях.

Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Движение – форма существования материи; способ бытия материальных объектов, состоящий в их изменениях и взаимопревращениях. Основными формами движения являются:

– механическая,

– физическая: тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная;

– химическая;

– биологическая.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления, развития природы, общества, человеческого мышления. Законы диалектики:

- 1 – единство и борьба противоположностей;

- 2 – переход количественных изменений в качественные;

- 3 – отрицание отрицания.

Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Критерий – признак, являющийся основой классификации.

Организм – целостная система:

- состоящая из материального субстрата;

- осуществляющая обмен веществ, энергии и информации с окружа-ющей средой;

- являющаяся раздражимой и активно подвижной;

- проходящая индивидуальный цикл развития, завершающийся ее смертью.

Предмет – целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Признак – характеристика предмета или явления, по которой его отличают от других предметов или явлений.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возник

Наши рекомендации