Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников
ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТЕРМИНАХ
Утверждено Редакционно-издательским советом
в качестве учебного пособия
Санкт-Петербург
УДК 101 (075.8)
ББК 87я73
В 64
Р е ц е н з е т ы:
доктор философских наук, профессор СПбНЦРАН
С. С. Гусев
доктор философских наук, профессор СПГУТД
Ю. В. Манько
Вознякевич, Е. Е.
Философия в схемах и терминах: учеб. пособие/ Е. Е. Возня-
В 64 кевич, Г. М. Левин, А. О. Сотников; под ред. Г. М. Левина
– СПб.: СПГУТД, 2006. – с.
ISBN 5–7937–0258–X
Философия в схемах и терминах: учебное пособие / под общей редакцией Г. М. Левина разработана на основании Государствен- ного образовательного стандарта в строгом соответствии с рабочей программой изучения курса «Философия» студентами СПГУТД всех специальностей и форм обучения.
Подобная работа еще не издавалась в университете и призвана оказать помощь студентам в овладении изучаемым курсом. В учебном пособии содержатся тематический план курса, темы лекций и их краткое содержание, схемы и словари терминов по изучаемым темам, текстовые задания для самоконтроля знаний, списки рекомендуемой литературы по каждой теме и по всему изучаемому курсу.
Учебное пособие позволит изучающим курс «Философия» более наглядно и систематизировано охватить содержание рассматриваемых проблем и качественнее подготовиться к экзамену.
Предназначается для студентов всех специальностей и форм обучения.
УДК 101.1 (075.8)
ББК 87я73
© СПГУТД, 2006
ISBN 5–7937–0258–X © Вознякевич Е. Е., 2006
© Левин Г. М., 2006
© Сотников А. О., 2006
Введение
Практика преподавания философии в Университете позволяет сделать вывод, что студенты лучше усваивают учебный материал, когда он четко структурирован, схематизирован и излагается понятным для них языком. Но многие философские проблемы сложно изложить без применения собственно философских категорий. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по этой дисциплине не всегда обращают внимание на необходимость объяснения тех терминов, которыми изобилует излагаемый ими учебный материал, видимо, полагая, что то, что понятно им самим, будет понятно и читающим их работы.
В предлагаемом авторами данном учебном пособии предпринимается попытка ликвидировать указанный недостаток. В пособии дано краткое содержание изучаемых студентами тем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, рисунки схем по темам, словари терминов, списки литературы и вопросы для самоконтроля знаний обучающимися.
Учебное пособие «Философия в схемах и терминах» предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также может оказать помощь преподавателям, аспирантам и всем, интересующимся философией.
Тематический план изучения курса «Философия»
Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе
Тема1.Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития.
Тема 3. Основные школы и направления современной философии.
Раздел 2. Философское учение о бытии
Тема 4. Бытие: сущее и существующее.
Тема 5. Философские теории развития.
Тема 6. Сознание как философская проблема.
Раздел 3. Философское учение о познании.
Тема 7. Познание как предмет философского анализа.
Тема 8. Философский образ знания.
Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания.
Тема 10. Философские основания истории науки.
Литература
1.Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.
2.Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С.
3.Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.
4.Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.
5.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.
6.Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с.
7.Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.
Тестовые задания
1.Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости.
2.В развитии философии нет:
а) преемственности;
б) научных достижений;
в) ценностной составляющей;
г) устаревших идей.
3.Ответы на философские вопросы ищут:
а) в религиозных верованиях;
б) в мифологических представлениях;
в) в научных исследованиях;
г) в доводах и умозаключениях разума.
Тема 2. Возникновение философии
и основные этапы ее развития.
Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники.
Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм).
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности.
Н. Кузанский и Дж. Бруно.
Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии
Период | Веха | Представители и школы | Идеи | |
Античность | Натурфило-софия; досократики | VII – V вв. до Р.Х | Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Демокрит | Поиски единого первонача- ла |
Классический период | V – IV вв. до Р.Х. | Сократ, Платон, Аристотель | Проблемы истины и блага | |
Эллинистический период | IV – I вв. до Р.Х. | Киники, эпикурейцы, стоики, скептики | Доброде- тель и счастье | |
Средневековье | Патристика | II – V вв. н.э. | Григорий Нисский, Августин Блаженный, | Бог, основные догматы, откровение, разум и вера, универса- лии |
Схоластика | X – XV вв. | Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий- ский | ||
Возрождение | XV – XVI вв. | Н. Кузанский, Т. Мор, Л. Валла, М. Фичино, М. Монтень | Гуманизм и антропоцен-тризм | |
Новое время | XVI – XVII вв. | Бекон, Декарт, Локк, Лейбниц, Гоббс | Методы познания: эмпиризм и рациона- лизм | |
Просвеще- ние | Французское просвещение | XVII –XVIII вв. | Руссо, Вольтер, Дидро | Атеизм, вера в разум, разумная вера |
Немецкая классическая философия | Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель |
Окончание таблицы 1
Период | Веха | Представители и школы | Идеи |
Модерн | Вторая пол. XIX –XX вв. | Фейербах, Ницше, Маркс, Фрейд, Конт, Шопенгауер, Гуссерль | Теоретиче-ское и практиче- ское отношение человека к миру |
Современная философия. | XX вв. | Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, Кун, Поппер, Фромм | Экзистен- ция, научное познание |
Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии
Этапы развития античной мысли | Основной круг вопросов |
Натурфилософия | Материальная первооснова (архэ): Фалес, Гераклит и др. Атомарная структура мироздания: Левкипп, Демокрит и др. Числовая и геометрическая гармония: Пифагор и др. |
Интеллектуализм | Идея как подлинный образ вещи, существующий в мировой душе: Сократ, Платон и др. Форма, присущая самой же вещи и отраженная в индивидуальном сознании: Аристотель и др. |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека в природе, (аскеза): Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский и др.) Счастье человека как свобода от страдания (апатия): Эпикурейская школа. Исполнение своего высшего назначения (Судьбы): Стоическая школа. Воздержание от суждении о мире и безмятеж-ность духа (атараксия): скептики |
Неоплатонизм | Космическая иерархия сил (Единое – Благо, Ум, Мировая душа, Материя) Воссоединение единичной души с Единым, Благом, через понимание и ритуал (теургия, бук.: богоделание), и достижение экстазиса (т. е. единства с Богом) |
Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии
Направление | Основные идеи |
Августинианство | Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля |
Томизм | Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия – это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм |
Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.
Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.
Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля.
Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.
Авторы основных философских концепций | Ключевые идеи |
XV – XVI вв. | |
Галилей, Бруно, Коперник | Новые подходы к познанию: связь между эмпирическими и теоретическими методами познания |
Данте, Петрарка | Гуманизм, эстетическое отношение к действительности |
Николай Кузанский | Христианский платонизм, учение о актуальной бесконечности, подготовка к возвращению пантеизма |
Леонардо да Винчи | Гармоничное, целостное знание, связь теоретических, экспериментальных, инже-нерных знаний с эстетическим и рели-гиозно-мистическим началом. |
XVII в. | |
Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм |
XVIII в. | |
Кант | Априорные принципы и их воплоще-ние в науке и морали |
XIX в. | |
Гегель | Универсальная системная философия идей |
Авторы основных философских концепций | Ключевые идеи |
Маркс | Концепция общественного труда, кри-тика капитализма |
Ницше | Критика "разумных" ценностей |
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в.Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого.
Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.
Направление | Представители |
Волюнтаризм | А. Шопенгауэр, Ф. Ницше |
Философия жизни | Г. Зиммель, А. Бергсон |
Философская антропология | Г. Плейснер, М. Шеллер |
Позитивизм | О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль |
Марксизм | К. Маркс, Ф. Энгельс, Зомбарт |
Неогегельянство | М. Штирнер, Дж. Э. Мак-Таггарт |
Экзистенциализм | С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер |
Феноменология | Э Гуссерль, Р. Ингарден |
Неокантианство | В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер |
Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии
Термины
Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии.
Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному.
Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.
Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Космос – упорядоченное единство мира.
Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека.
Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм.
Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля.
Пантеизм – учение, обожествляющее мир.
Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви.
Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей.
Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала.
Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания.
Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного.
София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека.
Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира.
Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины.
Теология – учение о сущности Бога.
Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм).
Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания.
Вопросы для самоконтроля
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?
2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?
3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?
4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.
2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.
3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.
4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.
5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.
6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.
7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.
8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.
9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.
10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.
11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.
12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.
13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.
15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.
16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.
17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.
18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.
20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.
21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).
22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.
23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.
25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.
26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.
27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.
28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.
29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.
30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.
31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
Тестовые задания
1. По Платону, прекрасное – это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведений искусства;
г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
2. Основной догмат христианского вероучения гласит,
а) нет Бога выше Аллаха;
б) Бог есть единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть все и все есть Бог.
3. Пико делла Мирандола писал:
а) человек рожден для счастья;
б) человек сам творец своего счастья;
в) Бог дарит человеку его счастье;
г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.
4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение;
б) мысль;
в) интуиция;
г) опыт.
5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились:
а) человек и бог;
б) бог и дьявол;
в) ученый и невежда;
г) мошенник и глупец
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:
а) точные и гуманитарные;
б) теоретические и прикладные;
в) философские и естественные;
г) позитивные и негативные.
8. В области научного познания, по Ницше, истина – это:
а) цель научного познания;
б) объективное отражение действительности;
в) актуальное мнение;
г) полезное заблуждение.
9. Славянофилы полагали, что Россия:
а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит;
б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог;
в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира;
г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет.
Рис. 7. Схема особенностей аналитической философии
Термины
Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание.
Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.
Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки.
Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа.
Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров.
Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия.
Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств.
Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.
Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира.
Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект.
Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса.
Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения.
Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.
Вопросы для самоконтроля
1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»?
2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философской антропологии?
3. Что такое герменевтический круг?
4. Чем отличается антисциентизм от агностицизма?
Литература.
1. Витгенштейн, Л. О достоверности Л. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С.
2. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988. – 312 с.
3. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с.
4. Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесловия П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с.
5. Проблемы философской герменевтики / под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с.
6. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М. 1978. – 293 с.
7. Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.
Тестовые задания
1. Позитивисты полагают, что философия должна заниматься:
а) исследованиями смысла жизни;
б) объяснением природы и общества в терминах метафизики;
в) объединением данных отдельных наук в единую «картину мира»;
г) анализом основоположений чистого разума.
2. Представителями неотомизма являются:
а) А. Камю и Ж.-П. Сартр;
б) Б. Рассел и Л. Витгенштейн;
в) П. Фейерабенд и К. Поппер;
г) Жильсон и Маритен.
Тема 4. Бытие: сущее и существующее
Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Рис. 8. Схема философского учения о бытии
Таблица 6. Законы формальной и диалектической логики
Формальная логика | Диалектическая логика |
Закон тождества | Закон перехода количественных изменений в качественные |
Всякое понятие тождественно себе Всякое высказывание есть след-ствие самого себя. (А→А) | При определенных условиях рост количественных изменений может приводить к скачкообразным ка-чественным изменениям |
А≡А, если существует счётное множество a, b, c, … n … и при этом a≠b, b≠c, … c≠n… Пример – термины в искусствен-ном языке. | В случае недискретности мно-жества качественные характе-ристики его элементов не будут жестко фиксированы. Пример – переход элементарных частиц друг в друга, игра смыслов в естественном языке |
Закон противоречия | Закон единства противоположнос-тей |
Высказывание (А) и отрицание высказывания (А) не могут быть истинными одновременно (≈А∩(≈А)) | Высказывание (А) (тезис) и его отрицание (антитезис) могут быть выведены друг из друга как следствия |
Закон двойного отрицания | |
Двойное отрицание высказывания (А) тождественно его утверждению (≈(≈А)≡(А)) | Отрицание антитезиса к тезису (А) не тождественно (А), но подобно ему и обладает новым качеством (n), появившимся в результате взаимо-действия тезиса и антитезиса |
Рис. 9. Схема свойств материи
Термины
Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью.
Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.
Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени.
Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление.
Дух – философское понятие для описания формообразующего начала.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями.
Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия.
Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.
Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем различаются объективная и субъективная реальности?
2. Материя как объективная реальность.
3. Пространство и время (эволюция представлений).
Литература
1. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90.
2. Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 2.
3. Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993.
4. Платон. Парменид / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2.
5. Платон. Тимей / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3.
6. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1.
7. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии/ М. Хайдеггер// Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 361–381.
Тестовые задания
1. Необходимость – это:
а) принуждение с помощью силы совершить то или иное действие;
б) результат волевых усилий сильной личности;
в) фактическая обусловленность явлений данными обстоятель-ствами;
г) невозможность противоположного.
2. Время – это:
а) бесконечная сумма часов, минут, секунд, развернутая в вечности;
б) свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий;
в) изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью;
г) скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи.
Таблица 8. Три теоретических метода.
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле-ние знания с экспериментальными фактами не проводится |
Гипотетико-дедуктивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей |
Термины
Атрибут – существенный признак; необходимое, неотъемлемое свойство объекта.
Вероятность – степень возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных условиях.
Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Движение – форма существования материи; способ бытия материальных объектов, состоящий в их изменениях и взаимопревращениях. Основными формами движения являются:
– механическая,
– физическая: тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная;
– химическая;
– биологическая.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления, развития природы, общества, человеческого мышления. Законы диалектики:
- 1 – единство и борьба противоположностей;
- 2 – переход количественных изменений в качественные;
- 3 – отрицание отрицания.
Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Критерий – признак, являющийся основой классификации.
Организм – целостная система:
- состоящая из материального субстрата;
- осуществляющая обмен веществ, энергии и информации с окружа-ющей средой;
- являющаяся раздражимой и активно подвижной;
- проходящая индивидуальный цикл развития, завершающийся ее смертью.
Предмет – целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
Признак – характеристика предмета или явления, по которой его отличают от других предметов или явлений.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возник