Между любовью и медитацией нет никакого выбора. Нужно пережить и то и другое. И что бы ни возникало внутри вас, какое бы глубочайшее стремление ни родилось в вас, идите ему навстречу.
Абхьяна, ты говоришь: Почему я всегда создаю несчастье вокруг себя?
В этом должна быть какая-то выгода. Должно быть, ты что-то от этого получаешь; иначе, зачем создавать несчастье? Однако временами несчастье может быть чрезвычайно выгодно. Вы можете и не осознавать этой выгоды, вы можете не замечать ее, поэтому вы думаете: «Почему я все время создаю несчастье?» И вы можете не осознавать, что ваше несчастье дает вам то, что вы хотите.
Например: когда вы несчастны, люди вам сочувствуют. Если вы несчастны, ваша жена подойдет и погладит вас по голове, она помассирует ваше тело очень-очень нежно, она не будет вас изводить, не будет создавать вам неприятности, не будет просить ни алмазов, ни новой машины. Когда вы несчастны, в этом масса преимуществ. Возможно, это происходит как раз из-за того, что вы боитесь, как бы ваша жена не начала просить новую машину — ведь новый год уже наступил, и на рынке появились новые модели. Да, можно быть несчастным просто из экономии. И вот вы приходите домой, и у вас болят зубы или голова, вы приходите с вытянутым лицом, и у вашей жены не хватит смелости заговорить о новой машине. Вы так несчастны.
Посмотрите вокруг. Утром у детей заболевают зубы именно в тот момент, когда приходит автобус, и они должны идти в школу. И вы знаете об этом! Вы знаете, почему у Джонни заболел зуб. Но с вами происходит то же самое. Разница невелика; это то же самое — возможно, в вашем случае больше изворотливости, хитрости, рационализации, но это то же самое.
Когда люди начинают проигрывать, они сами создают сердечные приступы, давление — все, что угодно. Это рационализации — что вы можете сделать? Вы замечали? Сердечные приступы и повышенное давление почти всегда приходят где-нибудь около сорока двух лет. Почему в этом возрасте? Здоровый человек вдруг становится жертвой сердечного приступа.
Сорок два года — это возраст, когда жизнь приходит к определенному результату — вы либо проиграли, либо выиграли. После сорока двух надеяться больше не на что: если вы заработали деньги, вы заработали их; к сорока двум годам вы должны заработать их — ибо дни наибольшей энергии и силы миновали. Тридцать пять — это вершина. Вы можете получить еще семь лет; в действительности, уже в эти семь лет начинается закат. Но вы сделали все, что могли. А теперь время пришло — сорок два — и вы внезапно понимаете, что проиграли.
Теперь вам нужно какое-то объяснение... тут же случается сердечный приступ. Это — великая милость, благодеяние Бога. Теперь вы можете улечься в постель и сказать: «Что я могу поделать? Сердечный приступ все испортил. Как раз тогда, когда все уже почти наладилось, когда я почти добился успеха, получил имя — или деньги — и вот этот сердечный приступ». Этот сердечный приступ теперь — прекрасное укрытие; теперь никто не может сказать, что вы ошиблись, что вы недостаточно много работали, что вы недостаточно умны. Никто не может сказать вам ничего подобного. Теперь люди будут сочувствовать вам; все они будут к вам добры и начнут говорить: «Что поделаешь? Это судьба».
Несчастье выбирают вновь и вновь потому, что оно дает вам нечто, и вы должны понять, что оно вам дает — только тогда вы сможете отказаться от него. Иначе вы не сможете его отбросить. Пока вы не готовы отказаться от выгоды, вы не сможете отбросить его.
Начальник Элитарного Арестантского Дома знакомил журналиста с новым образцом тюрьмы.
— Сынок, — говорил он, — это самая последняя модель тюрьмы. Если она окажется удачной, все тюрьмы будут перестроены по ее образцу.
— Я заметил, что у вас прекрасные теннисные корты и плавательные бассейны, — отозвался журналист.
— А каждая камера устлана коврами, — добавил начальник тюрьмы. — Но мы больше не называем их камерами — это просто комнаты.
— В каждой комнате стоит неплохой цветной телевизор.
— Это еще не все. У нас есть огромный зал, и каждую неделю выступают самые знаменитые артисты.
— Мне определенно нравится столовая, украшенная фресками.
— Вы имеете в виду банкетный зал? Заключенные сами заказывают блюда, а наш повар готовит самую изысканную пищу.
— Самое большое впечатление производит то, что нигде не видно никаких решеток, ограждений, и почти нет охраны, — подчеркнул журналист.
— Это потому, что никто не хочет убегать, — улыбнулся начальник тюрьмы.
— Скажите, а как мне попасть на этот курорт? — спросил журналист.
Если тюрьмы так прекрасны, кому захочется из них уходить? И если вы не расстаетесь со своей тюрьмой, вглядитесь еще раз... в ней должно что-то быть — ковры, цветной телевизор, кондиционер, восхитительные картины, никаких решеток, никакой охраны. У вас ощущение полной свободы! Тогда зачем вам пытаться сбежать из нее?
Журналист прав, он спрашивает: «Как мне попасть на этот курорт?» Вопрос не в том, как выйти из тюрьмы; вопрос в том, как туда попасть. Еще раз взгляните на свое несчастье; не осуждайте его сразу. Если вы с самого начала будете считать его неправильным, вы не сможете смотреть, вы не сможете наблюдать. На самом деле, даже не называйте его несчастьем, потому что наши слова наполнены разными значениями.
Называя его несчастьем, вы уже осуждаете его; а когда вы что-то осуждаете, вы закрываетесь, вы не смотрите на это. Не называйте это несчастьем. Назовите его Х — это придаст ему совершенно другое качество. Называйте это X, в любой ситуации, будьте немного математиком — называйте это X, а потом входите в это и смотрите, что оно представляет собой, какую выгоду вы от этого имеете, какова главная причина того, что вы продолжаете создавать его, почему вы цепляетесь за него. И вы удивитесь: то, что вы называли несчастьем, состоит из множества вещей, которые вы любите.