Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Эллинистический период(338 г. до н. э. — 30 г. н. э.). Термин «эллинизм» ввел немецкий историк И. Г. Дрейзен.
Выделяют три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Стоицизм (Зенон Китийский, Клеанф и Христип — ранние, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий — поздние). Стоики считали, что законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен судьбе, от которой не уйдешь, поэтому действительность надо принять такой, какая она есть со всей ее текучестью, изменчивостью и многообразием.
Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Для них главным является чувственный мир, это и есть, по их мнению, настоящая реальность. Он необычайно изменчив, множественен, однако есть и предельные формы чувств — чувственные атомы, которые наделяются «свободой волей». Их много, они могут отклоняться в любую сторону. Это подрывает утверждение стоиков о роке, судьбе. Эпикуреец обладает свободной волей, он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Он не боится смерти. Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. Учение, центром которого является удовольствие, получило название гедонизма.
Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Скептики отвергали позна-ваемость мира. Их теория сводилась к следующему:
мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание; всякое «да» есть вместе с тем и «нет». Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — это и своеобразный конец философскому поиску и указание на то, что необходимы новые усилия.
Неоплатонизм(235—284) относится к позднему эллинизму. Его основные положения были разработаны Плотином, жившим в зрелом возрасте в Риме. На него оказали влияние учения Платона и Аристотеля. Плотин довел до крайности платоновское презрение к телесному чувственному миру, к обыденной жизни, сближаясь в этом с христианской религией. Для христианства и платонизма единым является теория о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет над низшим. Неоплатонизм — это учение о потусторонности, сверхразумности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Особенность системы Плотина состоит в том, что он строит свою вселенную не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Высшее место в иерархии принадлежит Благу. Единое благо — это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Единое благо достигается не рациональным путем, а путем сверхразумного экстаза, в результате такого экстаза субъект уходит от различного рода земных трудностей. Единое существует посредством Мирового Ума, который является первообразом всех вещей. Эманация Ума приводит к Мировой Душе. Она — выражение всего одушевленного, производящая все живые существа. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она косна, но обладает способностью принимать различные формы и смысл. Задача человека — глубоко продумать и осознать свое место в структурной иерархии бытия. Добро идет сверху от Единого, зло — снизу от материи.
- Античная философия римского периода.
С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен), образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические.
Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным поэтому является то, что и римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышление Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до н. э.).
Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
1) Римский эпикуреизм
а)Тит Лукреций Кар
Тит Лукреций Кар(ок. 99–55 до н. э.) — древнеримский поэт и мыслитель, философ–просветитель. О его жизни почти ничего неизвестно. По всей вероятности, философское образование получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму «О природе вещей», которая полностью дошла до нас. Поэма не была опубликована при жизни автора. После смерти Тита Лукреция Кара поэму отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон (брат знаменитого оратора, политического деятеля и философа).
Будучи современником Юлия Цезаря, Лукреций наблюдал глубокий кризис республиканского Рима. Внешние войны, которые он вел, носившие по существу колониальный характер, сочетались с многочисленными внутренними конфликтами и политическими распрями, восстаниями италийских, испанских племен и рабов. Это подрывало устои римской цивилизации и, в конечном счете, способствовало ее распаду и полному крушению. Политическая борьба велась с небывалым ожесточением и сопровождалась массовыми жертвами, зарождалась военная диктатура. Такой общеисторический фон наряду с идеями Эпикура оказали большое влияние на характер философских воззрений Лукреция и содержание его поэмы. Тит Лукреций Кар развивал эпикуреизм в двух его ипостасях — в виде атомизма и нравственного учения.
Поэма Лукреция состоит из шести книг. В первых двух излагается атомистическая система мироздания. Книга третья посвящена учению Эпикура о душе, в ней приводятся доказательства, что душа смертна. В четвертой книге — изложение вопросов о человеке и чувственных восприятиях, в которых Лукреций видит основу знаний человека. В книге пятой — вопросы космогонии, объяснение происхождения неба, моря, небесных тел и живых существ. Шестая — объяснение явлений и ужасов природы, обрушивающихся на человека.
Материализм Тита Лукреция Кара
Миров бесконечное множество и все они состоят из бесконечно малых телец (семена вещей). Он раскрыл естественное происхождение человека: человек развился из оплодотворенного семени. Как из зерен растут злаки, так мельчайшие тельца являются началом всех начал. Для совершенствования человека послужило совершенствование главного его оружия - руки. Миры двигаясь изменяются во времени.
Лукреций высказал мысль о вечности материи. Вещи временны, они возникают и исчезают распадаясь на атомы — свои первичные составные части. Атомы же вечны, и их количество во Вселенной всегда остается одним и тем же. Отсюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами.
О душе
Его поэма, написанная в эпоху кризисов, несет в себе жизнеутверждающий заряд, помогающий обрести душевное равновесие в изменчивом мире невечных людей и вещей.
По его мнению, многие "язвы глубокие жизни" (алчность, тщеславие, преступность, жертвоприношения) "пищу находят себе немалую в ужасе смерти". Достаточно отрешиться от страха смерти — и человек обретет безмятежность, которая и есть счастье. Поэтому важно понять, что такое смерть, – тогда станет очевидно, что страхи перед нею напрасны, и люди смогут избавиться от порочных устремлений.
Лукреций воспринял эпикуровские доводы против бессмертия души и значительно их дополнил. Для человека смерть — ничто говорит он вслед за Эпикуром: когда он есть — ее еще нет, когда она есть — его уже нет; а для вселенной смерть — тем более ничто: ведь материя вечна, и из тех же атомов, из которых состоим мы, будут вновь и вновь слагаться иные тела и иные миры. Тело, считал философ, это – сосуд души, и если оно повреждается, то душа "вся разлетается, следственно – гибнет". Не следует думать, писал Лукреций, будто душа после смерти переселяется в другое тело, ведь "мы не помним о жизни прошедшей", младенцы рождаются неразумными, а "нравы" животных не смешиваются – каждое из них ведет себя сообразно своему телу.
Умереть ничуть не страшнее, чем вообще не родиться, так надо ли бояться вечного небытия после смерти, если оно ничем не хуже, чем "вечного времени часть, что прошла перед нашим рожденьем", которая для нас была "всякого сна безмятежней"? Ввиду вечности прошедшего и будущего нашего небытия глупо было бы бояться преждевременной смерти, ведь "на волос даже нельзя продлением жизни уменьшить длительность смерти никак и добиться ее сокращенья, чтобы поменьше могли мы пробыть в состоянии смерти".
Лукреций использовал в своей поэме образ мифического Сизифа, говоря о тщетности неуемной жажды жизни. Люди не в состоянии добиться полного удовлетворения своих вожделений, – как и Сизиф не может утвердить камень на вершине горы. Жить – все равно что наливать воду в пробитый сосуд, он никогда не наполнится до краев. Тщетно стремиться к славе, богатству, власти, "тягостный труд вынося при этом", – сизифов камень, дойдя до вершины, опять понесется вниз; и Сизиф "всегда пораженный и мрачный уходит"5.
В конечном итоге рассуждения Лукреция сводятся к тому, что смерть не страшнее жизни, поэтому страхи перед нею напрасны. Живи, пока живется, и не терзайся тревогами о предстоящем небытии.
Этот философско–исторический труд оказал широкое влияние на развитие просветительской и гуманистической традиции, особенно в эпоху Возрождения и в Новое время.
Многие суждения Лукреция о жизни и смерти предвосхищают те идеи, которые спустя почти два тысячелетия стали развиваться в философии А.Шопенгауэра, в учении русского мыслителя Н.Ф.Федорова, в творчестве французского экзистенциалиста Л.Камю. Так, его соображения о том, что новые поколения людей нарождаются за счет смерти предыдущих, используя их вещества, созвучны взглядам Н.Ф.Федорова
5 Использованы выдержки из третьей книги поэмы Лукреция "О природе вещей".
Выводы:
Тит Лукреций Кар
* развивал эпикуреизм в двух его ипостасях — в виде атомизма и нравственного учения
* высказал мысль о вечности материи и временности вещей.
* считал что тело - это сосуд души, и если оно погибает, то гибнет и душа.
* воспринял эпикуровские доводы страха смерти и значительно их дополнил. Он говорил, что умереть ничуть не страшнее, чем вообще не родиться, так надо ли бояться вечного небытия после смерти, если оно ничем не хуже, чем то, которое прошло перед нашим рождением.
* считал, что смерть не страшнее жизни, поэтому страхи перед нею напрасны. Нужно жить, не терзаясь тревогами о предстоящем небытии.
11. Формирование христианской философской традиции. Проблема веры и разума в учениях К.С. Тертуллиана и А. Августина.