Монистические и плюралистические концепции бытия
Осмысливая многообразие мира, человек оказывается перед проблемой: можно ли утверждать, что существует единая мировая субстанция, присутствующая в каждой вещи, как ее нерастворимый бытийный остаток, как тот общий нерушимый фундамент, на который опирается наличное существование всех вещей вместе и каждой в отдельности. Подобный взгляд на мир, признающий, что существует только одна субстанция, единая на всех и на вся, получила в философии название монизма. В качестве примера последовательного, бескомпромиссного монизма можно назвать философию Гегеля.
Противоположная монизму точка зрения, утверждающая, что каждая вещь или определенный вид, класс вещей, имеют свое особое хранилище бытия, свою отдельную индивидуальную субстанцию, получило в монадологии название – плюрализм. Ярким примером плюралистической концепции бытия явилась философия Лейбница.
Вся совокупность вопросов, связанных с понятием «бытие», «небытие», «субстанция», «материя», «движение», «пространство» и «время», обозначается термином онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Фундаментальном вопросом онтологии является вопрос об общих принципах организации бытия. Чтобы как-то подступиться решению этой сложной задачи, зададимся более простым вопросом: каким образом можно перевести любую вещь из состояния присутствия в сфере бытия, существования в состояние отсутствия в оной? Ответ очевиден – путем разрушения. Разрушив вещь, мы поучим набор составляющих ее частей, но не саму вещь. Следовательно, существование чего бы то ни было образуют не его составные элементы, но совокупность тех устойчивых связей, которые их связывают воедино.
Поразмыслив над этим примером, можем сделать следующие выводы относительно природы бытия. Мир, который нас окружает, есть все же скорее порядок, чем хаос. Все вещи связаны между собой многообразными связями. В свою очередь, любая вещь есть продукт внутренних связей, образующих ее элементов и т.д. Связи сохраняются определенное время, разрушаются, образуются вновь. В своей совокупности все многообразие связей образует мировой строй, мировой порядок. Для любой вещи существовать означает быть строю мирового порядка, занимать в нем свое определенное место, сохранять преемственность определенного, именно данной вещи присущего набора, «рисунка» устойчивых связей ее элементов.
Конкретные науки (физика, химия, биология, социология и изучают свойства тех или иных форм бытия, т.е. устойчивых связей определенного типа, например, атомных, молекулярных, биоорганических, социальных и т.п.). Философию же интересует наиболее общая фундаментальная природа бытия, сами истоки мирового порядка. Поскольку эти истоки не даны нам в устойчивом повседневном опыте (ни в житейском, ни в научном), о свойствах «фундамента» бытия мы можем строить только возможно более осмысленные гипотезы.
В философском знании сложились два основных подхода к пониманию природы всеобщей основы существования – идеалистический и материалистический. Идеалистическое направление предполагает, что «до» и «независимо от» мира вещей существует особая идеальная реальность – источник и гарант мирового порядка, по своей природе сходная с человеческим сознанием (абсолютная идея, мировой разум и т.п.). Идеальная реальность в качестве абсолютного средоточия гармонии порядка гарантирует наличие устойчивости, упорядоченности и целесообразности в среде текучего многообразия взаимосвязей мирового целого и является, таким образом, субстанцией, т.е. всеобщей основой существования мира вещей.
В отличие от идеалистического, материалистический подход не признает никакого особого источника и гаранта мирового порядка, существующего «до» и «независимо от» мира вещей: в мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая сама себя организует, сама «кристаллизует» конкретные формы своего существования. С этой точки зрения, все вещи связаны своего рода «круговой порукой», ибо являются одновременно и источником мирового порядка, его результатом. Таким образом, субстанцией мира вещей (всеобщей основой существования) выступает материя – самоорганизующееся множество объектов мирового целого, некоторое подмножество которого дано нам в опыте нашего восприятия.