Позитивная философия (первый позитивизм и эмпириокритицизм)
Позитивизм представляет собой сложное движение, господствовавшее в европейской культуре с середины XIX в. и почти до начала первой мировой войны. Он возникает как реакция на абсолютный идеализм Гегеля, обвиняя последний в избыточной спекулятивности и метафизичности, оторванности от реальной жизни. Последняя, по мнению позитивистов, наиболее адекватно отражается в науке, научном (позитивном) знании. Поэтому философия должна быть излечена от абстрактной умозрительности и стать подобной на науку.
Позитивизм пережил четыре этапа в своем развитии, качественно отличающиеся друг от друга и объединяющиеся во многом лишь своим интересом к научному познанию, а также феноменологической методологией. Первый этап (п.п. XIX в.) – первый позитивизм, представителями которого являются О. Конт, Дж.С. Милль и Г. Спенсер. Второй (вт.п. XIX в.) – эмпириокритицизм или махизм – является результатом размышлений психолога Р. Авенариуса и физика Э. Маха. Третий – неопозитивизм и четвертый – постпозитивизм приходятся на ХХ в. и будут рассмотрены в следующей теме.
Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Задачу новой, позитивной, философии Конт видел в систематизации и классификации наук. Конт формулирует три закона: закон трех стадий интеллектуального развития (теологическая, метафизическая и позитивная), закон постоянного подчинения воображения наблюдению (научным считается только то, что доступно наблюдению; задачей науки является не объяснение, а только описание фактов), закон классификации наук (по степени их сложности, времени появления и взаимосвязи друг с другом).
Джон Стюарт Милль (1806-1873) разработал методологию, соответствующую духу позитивной философии – методологию опытного знания и индуктивной логики. Герберт Спенсер (1820-1903) продолжил развивать контовско-миллевское понимание природы, задач и методов науки, отстаивал положение, согласно которому наука имеет дело исключительно с явлениями, причины и основания которых принципиально непознаваемы.
Вторая историческая форма позитивизма была разработана известным в свое время австрийским физиком Эрнестом Махом (1838-1916) и швейцарским теоретиком, популярным психологом Рихардом Авенариусом (1843-1896). По имени первого эта форма называется махизмом, по названию работы второго («Критика чистого опыта») – эмпириокритицизмом. В эмпириокритицизме речь идет о методологических основаниях физики и психологии к. XIX – н. ХХ в. Наука в это время находилась в кризисном состоянии. В частности, ряд открытий в физике позволяет думать, что понятие материи ничему не соответствует в реальности. К тому же становится очевидным, что знание во многом определяется выбором позиции наблюдателя и используемыми им методами. Эмпириокритицизм является своеобразной программой поиска путей выхода из этого кризиса. Основные выдвигаемые им положения и принципы:
· в основе мира нейтральные элементы, которые нельзя отнести ни к физической, ни к психической сфере; они призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта; такие понятия, как масса, сила, пространство, время, причинность и т.п., Мах считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей;
· познание подчиняется принципу «экономии мышления»: основное свойство научного мышления, по Маху, состоит в экономизации, гармонизации и организации мыслей;
· принцип феноменализма, суть которого состоит в том, что целью науки является «чисто описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль; из сферы науки должны быть устранены такие понятия, как атом, субстанция, причина и т.п., и тогда ученый будет мыслить экономно и феноменологически;
· принцип критики интроекции: интроекцией Авенариус называл неправомерное вкладывание представлений внутрь человеческого мозга, что происходит тогда, когда мы пытаемся обнаружить место нахождения своих восприятий;
· интроекции Авенариус противопоставляет учение о «принципиальной координации» или нерасторжимой связи познающего человека и среды, о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.